Источник: Бухгалтерская консалтинговая компания «Простые решения»

Оценка убыточности бизнеса необходима для определения его финансового состояния и эффективности. Она позволяет оценить степень убыточности и выявить причины, которые могут быть связаны с неэффективным управлением, дефектами в процессе производства, конкуренцией или другими факторами. Признаки убыточности бывают разные, но действительно тревожным звоночком будет такое положение дел, когда одновременно сочетаются несколько признаков. Вместе с экспертами в области бухгалтерского консалтинга от компании «Простые решения» разбираемся, когда пора «бить тревогу».

Зачем нужна оценка эффективности?

Оценка убыточности бизнеса помогает выявить слабые звенья и проблемные области, которые требуют изменений или коррекции. Также она может служить основой для принятия решений о дальнейшей стратегии развития или возможных сокращениях.

Оценивая убыточность бизнеса, предприниматели и руководители могут принять меры для достижения прибыльности и устойчивости. Кроме того, оценка убыточности может быть полезна при привлечении инвесторов или получении кредита, так как дает представление о финансовом состоянии предприятия и позволяет оценить его рентабельность и риски.

Например, кредиты и займы сами по себе не являются тревожным показателем, но если предприятие берет их все больше и чаще, а платежи тянет с трудом или вовсе допускает просрочки, это может говорить о том, что компания работает в «ноль» и даже «в минус». Если же кредит был взят на развитие и предприятие исправно вносит все платежи, то беспокоиться, как правило, не стоит.

Неожиданная текучка кадров также может сигнализировать о глубинных кризисных явлениях отдельно взятого бизнеса. Но речь идет именно о резких изменениях в кадровой ситуации. Если долгие годы люди работали и радовались, (а) в какой-то момент четверть коллектива решили «выйти из игры», но при этом условия труда оставались неизменными, чаще всего это означает то, что люди не видят для себя перспектив развития. Ну, или просто решили сменить сферу деятельности, перейдя на удаленку (модный нынче тренд).

Где деньги?

Одним из главных факторов в целесообразности тащить бизнес, который уже пережил лучшие времена или не взлетал никогда, стоит задуматься, при отсутствии прибыли. Если компания на рынке 5-10 лет, а успеха нет, это может говорить о том, что ваш товар или услуга попросту не нужны потребителям. Этого можно избежать, если на старте провести глубокий анализ рынка и изучить конкурентов. Кстати, о конкурентах. Наблюдая за ними, полезно сравнивать сроки окупаемости и свою рентабельность.

Вовремя понять, что что-то идет не так, может помочь управленческий учет, который полезно вести как малым предприятиям, так и крупным. Первым достаточно будет простой таблицы, а крупным компаниям можно пользоваться специализированным софтом. В любом случае не нужно принимать поспешных решений. Отчаяние – плохой советчик, а вот взвешенная аналитика действительно может показать слабые и сильные стороны компании, что поможет принять правильное решение: закрывать компанию или продолжать бороться за нее. Ведь одним их главных факторов угасания любой компании становится не экономический кризис или маркетинговый провал, а эмоциональное выгорание владельца и автора проекта. Кроме того, иногда бывает и так, что стрессы и тревоги из-за бизнес-процессов могут серьезно подорвать здоровье владельца и послужить дополнительным аргументом в пользу закрытия или продажи предприятия. В жизни могут происходить изменения, которые требуют перенаправления энергии и ресурсов в другое направление. Если у лидера компании возникли новые цели или приоритеты, которые несовместимы с ведением бизнеса, то зачастую бросить бизнес становится лучшим вариантом.

Если идей по развитию нет, вся креативность уходит на то, чтобы искать средства для дальнейшего существования компании, а мысли о приостановке деятельности вызывают радость и облегчение, то стоит так и поступить. Когда нет страсти и удовольствия от бизнеса, стоит задуматься о его будущем. В конце концов нет ничего страшного или постыдного в том, что вы устали и готовы переориентировать бизнес или просто отдохнуть. Иногда завершение проекта или изменение пути развития не являются приговором. Напротив, они представляют собой эффективный механизм, позволяющий избежать финансовых трудностей и ненужных затрат.