Автор: Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

У сети аптек есть обособленные подразделения в нескольких регионах. Для их эффективной работы время от времени появляется необходимость передавать транспортные средства, принадлежащие данной сети, из одного обособленного подразделения в другое или из головной организации в обособленное подразделение.

Как в этом случае исчисляется транспортный налог?

В силу ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В пункте 1 ст. 358 НК РФ установление объекта обложения транспортным налогом также увязывается с моментом регистрации транспортного средства.

В настоящее время государственная регистрация техники производится органом гостехнадзора по месту обращения владельца техники вне зависимости от места регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя или места нахождения юридического лица, являющихся владельцами техники, в пределах одного субъекта Российской Федерации (п. 8 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1507).

Причем государственная регистрация техники, принадлежащей юридическим лицам, производится с внесением в систему учета адреса юридических лиц в пределах места нахождения юридических лиц либо адреса места нахождения их обособленных подразделений (п. 10 указанных правил).

В соответствии с п. 27.4.5 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (утвержден Приказом МВД России от 21.12.2019 № 950, далее – Административный регламент) при регистрации транспортного средства в числе прочих документов в регистрирующий орган представляется приказ (распоряжение) юридического лица о выделении обособленному подразделению юридического лица транспортных средств, в том числе приобретаемых на основании доверенности для юридического лица, и (или) приказа (распоряжения) обособленного подразделения юридического лица при условии наличия соответствующих полномочий.

Согласно п. 30.7 Административного регламента ФНС при этом представляет в регистрирующий орган дополнительные документы.

На основании п. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог вводится законами субъектов РФ в соответствующем регионе. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, предусмотренных названной главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок его уплаты.

Законами субъектов Российской Федерации могут также преду­сматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

То есть в зависимости от места регистрации (субъекта РФ) условия обложения налогом транспортного средства могут быть разные. Напомним, что транспортный налог относится к региональным (п. 3 ст. 14 НК РФ).

При этом на основании п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансового платежа по налогу) самостоятельно. Для этого используются сведения органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Уплата налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами и лицами, указанными в ст. 85 НК РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При этом местом нахождения транспортного средства в общем случае признается место нахождения организации (ее обособленного подразделения), по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Таким образом, поступление в налоговый орган сведений из регистрирующего органа о перерегистрации транспортного средства на другое обособленное подразделение влечет для аптечной сети изменение определяемого для целей ст. 83 НК РФ места нахождения этого транспортного средства.

Об этом сообщается в Письме ФНС России от 31.08.2022 № БС-4-21/11473@ и там же констатируется, что отсутствуют специальные правила, по которым надо рассчитывать налог в такой ситуации.

Чиновники считают, что допустимо использовать порядок исчисления налога, предусмотренный п. 3.1, 3.4 ст. 362 НК РФ (см. также письма Минфина России от 21.10.2013 № 03-05-06-04/43844, от 18.10.2021 № 03-05-04-01/84149, от 15.02.2022 № 03-05-05-04/10264, ФНС России от 20.10.2021 № БС-4-21/14849@).

Данные нормы устанавливают порядок расчета налога на основании того, что транспортное средство прекратило свое существование в связи с его гибелью или уничтожением либо в связи с его принудительным изъятием. Исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором произошли названные события.

Но при снятии с учета транспортного средства при его передаче из головного или обособленного подразделения в другое обособленное подразделение надо поступить иначе, не так, как в приводимых чиновниками нормах. То есть, по мнению налоговиков, налог уплачивается в бюджет по месту нахождения транспортного средства, определенному по состоянию на 1-е число месяца, в котором произошли указанные изменения. Иначе говоря, за месяц произошедшего изменения налог рассчитывается по прежнему (первоначальному) месту нахождения транспортного средства. А вот уже со следующего месяца налог рассчитывается и уплачивается по новому месту нахождения.

Следовательно, вывод налоговиков противоречит их же аргументации. Тем не менее они настаивают на таком подходе. В Письме ФНС России № БС-4-21/11473@ даже приведена ссылка на то, что названный алгоритм исчисления налога реализован в автоматизированной информационной системе ФНС, применяющейся для формирования сообщений об исчисленной налоговым органом сумме налога в соответствии с п. 2 Приказа ФНС России от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@ «Об утверждении форм сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога, а также о внесении изменений в приказ ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@».

Однако, по нашему мнению, проще и очевиднее руководствоваться положениями п. 3 ст. 362 НК РФ. Они предусматривают, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Иначе говоря, если снятие транспортного средства с регистрации по первоначальному месту нахождения (в головном или обособленном подразделении) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, для расчета налога по этому месту нахождения за полный месяц принимается месяц снятия с регистрации транспортного средства.

Если транспортное средство снято с регистрации до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц снятия с регистрации транспортного средства для этой же цели не учитывается при определении обозначенного коэффициента.

Соответственно, по новому месту нахождения расчет надо будет делать так. Если регистрация транспортного средства там произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц снятия с регистрации транспортного средства.

Если снятие транспортного средства с регистрации осуществлено до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц снятия с регистрации транспортного средства не учитывается при определении коэффициента.

Но, как видно, если придерживаться правил, соответствующих п. 3 ст. 362 НК РФ, может возникнуть спор с налоговым органом, который сочтет, что транспортный налог, хоть и уплаченный в бюджет одного региона, образует недоимку по уплате в бюджет другого региона.

Если налогоплательщику не захочется спорить с налоговым органом, придется придерживаться его методики.