О. И. Слобцова, заместитель директора по проектам ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Журнал «Учет в сфере образования» № 5, май 2013 г.

Чиновники разъяснили особенности уплаты налога на имущество и транспортного налога, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением образования, подведомственным Минобороны России. Проанализируем их.

Налог на имущество

Объектом обложения налогом на имущество не признается имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Это установлено подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ. При этом под действие данной нормы подпадает соответствующее имущество, закрепленное на праве оперативного управления не только непосредственно за федеральным органом исполнительной власти, но и за подведомственными ему юридическими лицами (государственными учреждениями). Об этом сказано в пункте 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 148.

Аналогичный вывод содержится и в письме Минфина России от 11 марта 2013 г. № 03-05-05-01/7251. В нем сказано, что норма подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ может «применяться в отношении входящих в структуру Мин­обороны России самостоятельных юридических лиц, имеющих статус государственной военной организации, в которой предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба и в штате учреждения состоят военнослужащие».

Обратите внимание: в данном случае речь идет не о льготе по налогу на имущество, а об отсутствии объекта налого­обложения. Ведь плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 Налогового кодекса РФ). Если на балансе образовательного учреждения числятся только объекты, не признаваемые объектом налогообложения, оно не должно предоставлять в инспекцию налоговые декларации и расчеты.

Отметим, что подпункт 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ может применяться госучреждениями, созданными исключительно федеральными органами исполнительной власти. Учреждения образования, собственниками которых являются субъекты РФ и муниципальные образования, рассчитывают налог на имущество в общем порядке (конечно, если законами субъектов РФ для них не установлены льготы).

Отметим, что помимо Минобороны России к федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, относятся:

– Министерство внутренних дел РФ;

– Федеральная служба безопасности РФ;

– Федеральная служба охраны РФ;

– Служба внешней разведки РФ;

– Федеральная служба исполнения наказаний;

– Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. › |

Таким образом, на освобождение от обложения налогом на имущество на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ могут претендовать образовательные учреждения при соблюдении следующих условий:

– учреждение создано федеральными органами исполнительной власти;

– собственник учреждения входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба;

– учреждение имеет статус государственной военной организации;

– в учреждении в соответствии с законодательством предусмотрено прохождение военной или приравненной к ней службы;

– в штате учреждения состоят военно­служащие;

– имущество находится в оперативном управлении и в соответствии с уставом учреждения используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.

Транспортный налог

Объектом налогообложения транспортным налогом не являются транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Это установлено подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.

Вышеуказанная норма перекликается с освобождением от исчисления налога на имущество по подпункту 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ. Однако, в отличие от налога на имущество, для освобождения от расчета транспортного налога не нужно подтверждать целевое использование транспортных средств учреждением образования для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка. На это обращает внимание и Минфин России в письме № 03-05-05-01/7251, указывая, что применение указанных норм Налогового кодекса РФ непосредственно связано с правовым статусом организации, прохождением военной и (или) приравненной к ней службы.Таким образом, освобождение от уплаты транспортного налога по рассматриваемому основанию могут применять образовательные учреждения – самостоятельные юридические лица, имеющие статус государственной военной организации и входящие в структуру Минобороны России. Но при условии, что в них предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба и в их штате состоят военнослужащие.

Важно запомнить

Госучреждения образования, созданные федеральными органами исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, не являются плательщиками налога на имущество и транспортного налога. Но только при условии, что в учреждении в соответствии с законодательством предусмотрено прохождение военной и (или) приравненной к ней службы и в связи с этим требованием сформирован штат работников.