Компания ГАРАНТ

Действующие нормативные акты по бухгалтерскому учету не определяют, в каком порядке организации должны учитывать в своих расходах начисленные суммы налога на имущество организаций и транспортного налога.

Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

При отражении исчисленных налогов в бухгалтерском учете необходимо руководствоваться общими нормами признания расходов.

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Для целей ПБУ 10/99 расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

  

Налог на имущество организаций 

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

С одной стороны, начисленные организацией к уплате в бюджет суммы налога на имущество, представляют собой отдельный вид расхода, который обусловлен нормами НК РФ и непосредственно с производством продукции (работ, услуг) не связан.

С другой стороны, база по налогу на имущество формируется исходя из остаточной стоимости основных средств организации. То есть использование основных средств при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) влечет возникновение затрат по уплате налога на имущество.

По мнению Минфина России, выраженному в письмах от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16 и от 05.10.2005 N 07-05-12/10, налог на имущество организаций относится к расходам по обычным видам деятельности. И в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, сумма налога (авансового платежа) на имущество организаций отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Однако необходимо отметить, что письма Минфина России не являются нормативно-правовыми актами и не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.

Поэтому организация вправе самостоятельно исходя из специфики своей деятельности и структуры основных средств установить, относятся ли суммы начисленного к уплате налога на имущество к расходам по обычным видам деятельности или учитываются в составе прочих расходов, предусмотрев соответствующий порядок в учетной политике.

Так, если организация осуществляет производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) и большинство основных средств используется непосредственно в производстве продукции (работ, услуг) или для управленческих целей, то, на наш взгляд, налог на имущество, начисленный к уплате в бюджет, следует учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности.

Тем не менее организация может предусмотреть в учетной политике включение начисленных сумм налога на имущество в состав прочих расходов и отражать их в учете соответственно по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Порядок учета начисленных к уплате сумм налога на имущество организаций следует раскрыть в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

 

Транспортный налог

Объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется по объектно, т.е. в отношении каждого транспортного средства (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Поэтому, по нашему мнению, логично в бухгалтерском учете отражать начисленные суммы на счетах учета соответствующих затрат на производство или в составе прочих расходов в зависимости от того, в каких целях используется тот или иной транспорт.

Если транспортные средства в организации используются для осуществления основной деятельности, то расходы на уплату транспортного налога по этим транспортным средствам следует включать в состав расходов по обычным видам деятельности:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу"
- начислен транспортный налог по каждому транспортному средству, работающему в основном производстве или в аппарате управления;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу" кредит 51
- транспортный налог перечислен в бюджет.

В случае если транспортные средства используются не по основной деятельности (например, сдаются в аренду, и это не является основным видом деятельности), то расходы по уплате налога может быть включены в состав прочих расходов и отражены в учете следующим образом:

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу"
- начислен транспортный налог.

Так же, как и в отношении налога на имущество, организация может конкретизировать в учетной политике порядок признания в расходах начисленных сумм транспортного налога.

К сведению:

Отметим, что для целей налогообложения прибыли суммы транспортного налога и налога на имущество однозначно относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При определении для целей налогообложения прибыли доходов и расходов методом начисления датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам) признается дата их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Бойко Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

18 ноября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.