Газета "Учет. Налоги. Право"

Прямые затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции, компании вправе учесть в составе внереализационных расходов (подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ). Кодекс требует в этих целях оформлять специальный акт. Унифицированной формы нет, поэтому его можно составить в произвольной форме с учетом обязательных реквизитов, перечисленных в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ (см. образец). Утвердить акт может руководитель или другой уполномоченный на то сотрудник.

Перечень списываемых прямых расходов в акте удобнее сделать в виде таблицы. Заметим, что из-за расторжения договора или отказа от производства восстанавливать косвенные затраты, которые ранее обоснованно были признаны в расходах, кодекс не требует. Стоит также назвать причины списания затрат. Можно сослаться на приказ об остановке производства и документы, на основании которых было принято такое решение (например, отчеты об изучении рынка сбыта). Если работы остановлены по инициативе заказчика, есть смысл написать реквизиты его извещения об аннулировании заказа. Отметим, что суды признают за компаниями право учесть прямые затраты по аннулированным заказам и прекращенному производству независимо от причин, по которым продукция не была произведена, будь то отказ заказчика или решение самой компании, например в связи с непригодностью сырья и материалов. Стадии их обработки значения не имеют (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.09.08 № А56-3652/2007).

Однако в акте недостаточно просто заявить о своем праве на списание затрат. Нужно обязательно подтвердить невозможность дальнейшей реализации или применения в производстве использованных материалов и сырья. К примеру, такое заключение может дать технолог предприятия.

%%%_0_%%%

 

Утверждаю

Руководитель ООО «Организация»

Морозов /А.Н. Морозов/

 

АКТ № 20

о списании расходов по аннулированному заказу

г. Орел от «29» апреля 2009 года

 

На основании извещения ООО «Компания» (заказчик по договору подряда) от 20.04.09 № 1023/09 об аннулировании заказа на изготовление офисной мебели ООО «Организация» прекратила выполнение работ по договору подряда от 16.03.09 № 1023/09-150. Сумма осуществленных прямых затрат по аннулированному заказу, которая подлежит списанию в налоговом учете на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса, составила 600 000 рублей, в том числе:

Перечень прямых расходов

Сумма, руб.

1.

Стоимость материалов

120 000

2.

Оплата труда рабочих

250 000

3.

Налоги, взносы и сборы, начисленные на расходы по оплате труда рабочих

70 000

4.

Амортизация основных средств, участвующих в производстве продукции

160 000

Итого:

600 000

 

По заключению главного технолога от 27.04.09 № 150 израсходованные при производстве аннулированного заказа сырье и материалы непригодны для повторной обработки, использования в производстве и перепродажи.

 

Начальник производственного отдела Ромов Н.О. Ромов


Опубликовано на сайте журнала "Главбух"