Автор: Джабазян Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопрос:

Предусмотрена ли законодательством возможность уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц посредством удержания работодателем денежных средств из зарплаты налогоплательщика?

Ответ:

По данному вопросу у финансового и налогового ведомств нет единого мнения. Со стороны Минфина поступили разъяснения, согласно которым Налоговый кодекс не предусматривает уплату перечисленных налогов посредством удержания работодателем денежных средств из заработной платы налогоплательщика и их перечисления в бюджет (позиция 1). Вместе с тем есть письма, где говорится о том, что действующим законодательством установлена уплата налогов за налогоплательщиков как физическими, так и юридическими лицами (позиция 2).

Позиция 1.

На основании п. 1 ст. 45 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 30.11.2016) уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Транспортный, земельный налоги и налог на имущество физических лиц подлежат уплате налогоплательщиками – физическими лицами в соответствии с налоговыми уведомлениями, в которых указываются подлежащие уплате суммы налогов. Налоговая инспекция формирует налоговое уведомление и не позднее 30 рабочих дней до наступления срока платежа направляет его гражданину. Гражданин уплачивает налог на основании полученного уведомления, то есть обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения уведомления. При этом налоговый орган имеет право исчислить налог за три календарных года, предшествующих году направления уведомления (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 52, п. 4 ст. 57, ст. 363, 397, 409 НК РФ).

При этом, по мнению Минфина, Налоговый кодекс не преду­сматривает уплату транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лицпосредством удержания работодателем денежных средств из заработной платы налогоплательщика и их перечисления в бюджетную систему РФ.

Соответствующие разъяснения приведены в Письме от 18.09.2017 № 03-02-07/2/59998.

Позиция 2.

Налоговым кодексом не предусмотрены ограничения в части возможности уплаты налогов за налогоплательщиков как физическими, так и юридическими лицами.

Нововведение в ст. 45 НК РФ применяется в отношении сборов, пеней, штрафов, страховых взносов и распространяется на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

При этом для целей учета налоговыми органами поступивших платежей, внесенных иными лицами, не имеет значения, по каким гражданско-правовым основаниям произведено перечисление за налогоплательщика соответствующего платежа.

Для достоверного ведения учета в налоговых органах важно, чтобы расчетный документ был заполнен плательщиком правильно и на основании него можно было четко определить, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется.

В этих целях были внесены изменения в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н, которые предусматривают порядок оформления платежных документов при уплате налогов иными лицами (Приказ Минфина РФ от 05.04.2017 № 58н).

Следует помнить, что лицо, исполнившее обязанность по внесению фискальных платежей в бюджет за налогоплательщика, впоследствии не вправе требовать возврата уплаченного за налогоплательщика налога из бюджетной системы РФ: прямой запрет на это установлен абз. 5 п. 1 ст. 45 НК РФ.

Кроме того, лицо, уплатившее налог за налогоплательщика,лишено возможности уточнить основание, тип и принадлежность фискального платежа, налоговый период или статус плательщика, если при оформлении платежного поручения была допущена ошибка, которая не привела к непоступлению платежа в бюджет (абз. 2 п. 17 ст. 45 НК РФ). Уточнить упомянутые сведения вправе сам налогоплательщик, подав соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета (то есть лицо, за которое была исполнена обязанность по уплате налога).

Разъяснения контролеров по вопросам уплаты налогов за физических лиц другими лицами представлены в письмах ФНС РФ от 26.09.2017 № ЗН-3-22/6394@, от 17.03.2017 № ЗН-3-1/1850@, Минфина РФ от 21.06.2017 № 03-02-08/38840, от 07.04.2017 № 03-02-08/20918, от 03.04.2017 № 03-02-07/2/6675.