Источник: Журнал "Главбух"

Если ваша компания является малым или микропредприятием, можно выбрать из нескольких вариантов, как сдавать отчетность. Во-первых, вы вправе отчитываться по общим правилам - как все остальные организации.

Во-вторых, можно заполнить только баланс и отчет о финансовых результатах. При этом разрешено приводить укрупненные показатели. То есть только по строкам, без дополнительной расшифровки. Например, всем организациям нужно разделять дебиторскую задолженность как минимум на краткосрочную и долгосрочную. Малышам достаточно заполнить в балансе строку 1230 и все.

Кроме того, в отчете об изменениях капитала и о движении денежных средств малые предприятия вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой нельзя оценить финансовое положение организации или результаты ее деятельности. Соответственно, если по мнению бухгалтера отражать в данных отчетах нечего, то их можно не заполнять. Что касается пояснений, то их заполняют и сдают только если есть, что уточнять и расшифровывать.

Наконец, третий вариант - для малых предприятий предусмотрены упрощенные формы Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках. Они приведены в Приложении № 5 к приказу № 66н. В чем отличие этих форм от общепринятых? Актив баланса состоит их одного раздела вместо двух и включает в себя только пять показателей плюс один итоговый, а в пассиве лишь шесть показателей в одном разделе (вместо трех) плюс одна итоговая величина. Что касается Отчета о прибылях и убытках, то в нем всего семь строк вместо привычных 18 строк. Нет в упрощенной форме Отчета о прибылях и убытках и раздела «Справочные данные».

Выбрав третий вариант, вы обнаружите: показатели еще более укрупнены, чем обычно. То есть почти все строки включают в себя несколько строк из традиционной формы. Надо писать тот код строки, которому соответствует наибольший удельный вес. Об этом сказано в пункте 5 приказа № 66н.

Обратите внимание: если в какую-либо строку нечего записать, то ее просто не приводят. Заполняя отчетность по типовым формам, можно ставить прочерки в соответствующих строках.

Формат для представления малыми предприятиями упрощенных форм отчетности за 2013 год в ИФНС в электронной форме утвержден приказом ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ММВ-7-6/311@. Хотя, как мы уже говорили, закон не требует отчитываться через Интернет. Можно составить баланс и остальные формы на бумаге и принести их лично либо направить по почте заказным письмо.

Пример 1: Компания заполняет актив баланса по упрощенной форме

ООО «Система» является малым предприятием. За 2013 год принято решение сдавать бухотчетность по упрощенной форме. Чтобы заполнить строку «Материальные внеоборотные активы» баланса, используют следующие показатели:

1) остаточная стоимость основных средств (дебетовое сальдо счетов 036fa5;" target="_blank">01 и 03 на 31 декабря 2013 г.) - 500 000 руб.;

2) незавершенные капитальные вложения в основные средства (дебетовое сальдо счетов 07 и 08 на 31 декабря 2013 г.) - 150 000 руб.

Таким образом, в строке «Материальные внеоборотные активы» нужно отразить сумму 650 000 руб.

Чтобы заполнить строку "Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы", используют следующие показатели:

1) остаточная стоимость нематериальных активов (дебетовое сальдо счета 04 на 31 декабря 2013 г.) - 50 000 руб.;

2) стоимость долгосрочных финансовых вложений финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) - 245 000 руб. Эта сумма соответствует дебетовому сальдо счета 58 на 31 декабря 2013 г. в части краткосрочных вложений (компания выдавала займы);

3) стоимость незавершенных вложений в нематериальные активы - 0 руб., поскольку на конец года компания не занимается созданием нематериальных активов и не участвует в сделке по покупке такого рода ценностей;

4) результаты исследований и разработок (в том числе незавершенные вложения в НИОКР) - 0 руб., поскольку в 2013 году компания не занималась НИОКР;

5) отложенные налоговые активы (сальдо счета 09 на 31 декабря 2013 г.) - 0 руб., поскольку ООО "Система" является малым предприятием и не применяет ПБУ 18/02.

Общая сумма нематериальных, финансовых и других внеоборотных активов - 295 000 руб. (50 000 + 245 000). При этом наибольший удельный вес имеют долгосрочные финансовые вложения. Значит, нужно писать код 1170.

Чтобы заполнить строку «Финансовые и другие оборотные активы» баланса, используют следующие данные:

1) НДС по приобретенным ценностям (дебетовое сальдо счета 19 на 31 декабря 2013 г.) - 158 000 руб.;

2) финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) - 135 000 руб. Эта сумма соответствует дебетовому сальдо счета 58 на 31 декабря 2013 г. в части краткосрочных вложений (компания выдавала займы);

3) дебиторская задолженность - 268 000 руб. Это сумма дебиторки (сальдо счетов 60, 62, 76 и др.), не покрытой резервом по сомнительным долгам.

Общая сумма финансовых и других оборотных активов - 561 000 руб. (158 000 + 135 000 + 268 000). При этом наибольший удельный вес имеет дебиторская задолженность. Значит, нужно писать код 1230.

Бухгалтер заполнил актив баланса (в тыс. руб.) так, как показано ниже.

Наименование показателя

Код строки

На 31.12.2013

АКТИВ



Материальные внеоборотные активы

1150

650

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

1170

295

<…>



Финансовые и другие оборотные активы

1230

561

Пример 2: Компания заполняет отчет о финансовых результатах по упрощенной форме

ООО «Система» является малым предприятием. За 2013 год принято решение сдавать бухотчетность по упрощенной форме. Показатели за 2013 год следующие:

1) выручка - 15 000 000 руб. При этом НДС с выручки составляет 2 700 000 руб. В строке «Выручка» нужно писать сумму без НДС и акцизов. То есть 15 000 000 руб.;

2) себестоимость продаж - 7 000 000 руб.;

3) коммерческие расходы (в том числе затраты на рекламу) - 1 500 000 руб.;

4) управленческие расходы - 3 000 000 руб.

Чтобы заполнить строку «Расходы по обычным видам деятельности», нужно сложить себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы. То есть нужно написать 11 500 000 руб. (7 000 000 + 1 500 000 + 3 000 000).

Все доходы и расходы в бухгалтерском и налоговом учете совпадают. Поэтому сумма налога на прибыль, начисленная к уплате в бюджет за 2013 год - 700 000 ((15 000 000 руб. - 11 500 000) х 20%)). Поскольку ООО «Система» не применяет ПБУ 18/02, в строке «Налог на прибыль» нужно отразить 700 000 руб.

Бухгалтер заполнил актив баланс (в тыс. руб.) так, как показано ниже.

Наименование показателя

Код строки

На 31.12.2012

Выручка

2110

15 000

Расходы по обычной деятельности

2120

11 500

<…>



Налог на прибыль (доходы)

2410

700