Автор: Малова Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

При привлечении образовательного учреждения к административной ответственности за искажение показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности имеет значение размер допущенного искажения. Каким образом контролирующие органы определяют стоимостную оценку допущенного искажения в целях применения административной ответственности? Давайте разбираться.

Положениями ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с искажением ее показателей.

В целях применения административной ответственности под искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя такой отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате, а также иные искажения, указанные в примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ.

В данной статье закреплены три степени искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • незначительное;

  • значительное;

  • грубое.

Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается (п. 4 примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ):

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

  • более чем на 10%;

  • не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую 1 млн руб.;

2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 1 млн руб., вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

5) отражение в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

При квалификации нарушения в контексте положений ст. 15.15.6 КоАП РФ контролирующими органами учитываются не только искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности в части информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате, но и искажение следующих показателей:

Показатель

Отражение в бюджетной отчетности

Обоснование

Размер остаточной стоимости основных средств

Строка 030 «Основные средства (остаточная стоимость)» баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130)

Письмо Минфина России от 19.08.2022 № 02-07-10/81650*

Сумма начисленной амортизации нефинансовых активов

Строка 250 «Расходы по операциям с активами» отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)

* «О применении административной ответственности за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений установлен Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н). Приказом Минфина России от 11.06.2021 № 81н (далее – Приказ № 81н) в Инструкцию № 33н были внесены изменения, которые нормативно определили понятие «информация об активах, обязательствах и о финансовом результате».

К сведению: информация об активах, обязательствах и о финансовом результате раскрывается в бухгалтерских балансах в разрезе итогового показателя на начало года и конец отчетного периода по соответствующим разделам бухгалтерских балансов (п. 14 Инструкции № 33н в редакции Приказа № 81н).

Положения Инструкции № 33н предусматривают раскрытие показателей активов и обязательств в бухгалтерских балансах государственных (муниципальных) учреждений не только в их итоговом значении, но и по видам деятельности (видам финансового обеспечения), видам активов и обязательств (Письмо Минфина России от 10.02.2023 № 02-07-05/11505).

Таким образом, при определении степени допущенного искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (незначительное, значительное, грубое) с позиции стоимостных и иных критериев, указанных в примечаниях к ст. 15.15.6 КоАП РФ, следует анализировать искажение итоговых балансовых показателей нефинансовых активов, финансовых активов и обязательств бухгалтерского баланса – показателей, характеризующих информацию об активах и (или) обязательствах (Письмо Минфина России от 05.04.2022 № 02-06-10/29589).

Раздел формы 0503730

Строка формы 0503730

Графа формы 0503730

Раздел I «Нефинансовые активы» актива баланса

Строка 190

Информация раскрывается в разрезе итоговых показателей на начало и конец года:

  • в части итоговых показателей на начало года – в графах 3, 4, 5, 6;

  • в части итоговых показателей на конец года – в графах 7, 8, 9, 10

Раздел II «Финансовые активы» актива баланса

Строка 340

Раздел III «Обязательства» пассива баланса

Строка 550

Раздел IV «Финансовый результат» пассива баланса

Строка 570

Приведем бланк баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), где символом V отметим графы, значения в которых используются контролирующими органами для определения степени допущенного искажения показателей бухгалтерской отчетности в целях привлечения образовательного учреждения к административной ответственности.

Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) – СКАЧАТЬ