Мишина Е. П., ведущий аудитор ООО «БХК-Аудит»

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 10/2011 г.

Правительство утвердило критерии существенного снижения плодородия земель сельхозназначения. Они вступили в силу 6 августа 2011 года. О порядке учета затрат на улучшение плодородия почв поговорим в статье…

Бухгалтерский учет

Капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) включают в состав основных средств ежегодно – как отдельные инвентарные объекты. Независимо от даты окончания всего комплекса работ (п. 5, 13 ПБУ 6/01). В сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям.

Данные расходы предварительно собирают на счете 08 субсчет «Приобретение земельных участков». Аналитический учет ведут по каждому участку отдельно с указанием видов мелиоративных работ (осушение, орошение, корчевка кустарников, срезка кочек, очистка земельного участка от камней, валунов и др.).

Амортизацию по земельным участкам в бухгалтерском учете не начисляют (п. 17 ПБУ 6/01). Соответственно и капитальные вложения на их улучшение также не амортизируют.

Налоговый учет

По земле и иным объектам природопользования в налоговом учете амортизацию не начисляют (п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Поэтому расходы на приобретение участков организация сможет учесть в целях налогообложения прибыли только при их реализации (подп. 2 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ).

Аналогичный порядок признания затрат, на наш взгляд, действует и при учете расходов на коренное улучшение земельного участка, приобретенного компанией.

Мероприятия по охране земель

Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить следующие мероприятия по охране земель (ст. 13 Земельного кодекса РФ):

– сохранять почвы и их плодородие;

– защищать земли от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых деградируется земля;

– ликвидировать последствия загрязнения (в том числе биогенного) и захламления земель;

– защищать сельскохозяйственные угодия от зарастания деревьями, кустарниками, сорняками, а также растения и продукцию растительного происхождения от вредных организмов;

– сохранять достигнутый уровень мелиорации;

– рекультивировать нарушенные земли, восстанавливать плодородие почв, своевременно вовлекать земли в оборот.

Определение размера вреда

Земли должны использоваться в соответствии с их целевым назначением и разрешенными способами, которые не должны причинить ей вред. Об этом сказано в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», далее – Закон № 101-ФЗ.

Размер причиненного земле как природному объекту вреда определяют на основании нормативов в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В настоящее время его рассчитывают по Методике, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238  (далее – Методика).

Согласно данному документу, исчислению в стоимостной форме подлежит размер вреда, причиненного почвам, в результате:

– загрязнения из-за поступления в них химических веществ или их смеси, приводящих к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в них;

– порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия их поверхности, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами;

– несанкционированного размещения отходов производства и потребления.

Однако эта Методика не распространяется на случаи загрязнения почв радиоактивными веществами, а также на несанкционированное размещение радиоактивных, биологических отходов и отходов лечебно-профилактических учреждений.

Методика содержит нормативные величины, в том числе:

– таксу (Тх) для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды при их химическом загрязнении и порче (приложение № 1);

– таксу (Тотх) для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды при их деградации в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления (приложение № 2). (Приложения приведены здесь.)

Критерии снижения плодородия почв

Если участок из земель сельхозназначения эксплуатируется с нарушением установленных законодательством требований его рационального использования и это влечет за собой существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки, его могут принудительно изъять у собственника в судебном порядке (п. 3 ст. 6 Закона № 101-ФЗ).

Критерии существенного снижения плодородия и значительного ухудшения экологической обстановки устанавливает Правительство РФ.

Так, с 6 августа 2011 года действует постановление от 22 июля 2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно данному нормативному акту, существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения из-за нерационального использования является изменение числовых значений не менее трех следующих критериев:

– снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более;

– снижение кислотности в кислых почвах на 10 процентов или более;

– повышение щелочности в щелочных почвах на 10 процентов или более;

– снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 процентов или более;

– снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов или более.

Органы земельного контроля

Государственный земельный контроль ведут три федеральные службы.

Перечислим их:

– государственной регистрации, кадастра и картографии;

– по надзору в сфере природопользования;

– по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Первая служба контролирует соблюдение, например:

– выполнения требований законодательства о недопущении самовольного занятия участков, их обмена и использования без правоустанавливающих документов, а также разрешающих хозяйственную деятельность бумаг;

– порядка переуступки права пользования землей;

– выполнения требований об эксплуатации земель по целевому назначению и в соответствии с разрешенным использованием, а также обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для эксплуатации;

– порядка представления сведений о состоянии земель;

– выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

– исполнения предписаний и устранения нарушений по вопросам соблюдения земельного законодательства и иных требований.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в свою очередь проверяет соблюдение выполнения:

– обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе проводимых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

– требований и мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

– режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

– требований законодательства РФ о недопущении эксплуатации участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений.

Последняя из списка служба и ее территориальные органы на сельскохозяйственных землях и участках контролируют соблюдение выполнения:

– мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, в соответствии с Законом № 101-ФЗ;

– требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Ответственность за ухудшение состояния земель

Административная ответственность, которая установлена статьями 8.6, 8.7, 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена за следующие действия:

– порчу земель;

– невыполнение обязательных мероприятий по их улучшению и приведению в пригодное для использования по целевому назначению состояние;

– использование земельных участков не по целевому назначению;

– невыполнение мероприятий по охране почв.

Так, например, за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы сельскохозяйственное предприятие могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 30 000 руб., а его должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.

Если же организация уничтожила плодородный слой почвы, испортила землю в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными веществами, а также отходами производства и потребления, на нее могут наложить штраф – от 30 000 до 40 000 руб. или приостановить деятельность на срок до 90 суток. Должностных лиц при этом могут оштрафовать на сумму от 3000 до 4000 руб.

А когда агрофирма не выполняет требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ее могут оштрафовать на сумму от 40 000 до 50 000 руб., должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.

За эксплуатацию земельного участка не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием, а также за неиспользование предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства земельного участка в указанных целях (в течение установленного федеральным законом срока) предприятию грозит штраф от 40 000 до 50 000 руб. С должностных лиц могут взыскать – от 2000 до 3000 руб.

Также организацию могут наказать за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом № 101-ФЗ, для ведения сельхозпроизводства или иной связанной с ним деятельности в течение срока, установленного указанным документом. Для компаний предусмотрен штраф от 80 000 до 100 000 руб., для должностных лиц – от 4000 до 6000 руб.

А вот за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, агрофирму накажут на сумму от 70 000 до 100 000 руб., ее должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.