Рогова Т. Ю., юрист юридической компании «Морское бюро»,
член Палаты налоговых консультантов

Журнал "Учет в туристической деятельности" № 11/2010

Стоимость каталогов, буклетов и других информационных материалов, которые туроператор бесплатно передал во время выставки турагенту, он (турагент) должен включить в целях налогообложения прибыли в состав внереализационных доходов. Такое мнение высказал Минфин России в письме от 22 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/605.

Каталог бесплатный – доход рыночный

Цель использования бесплатно полученных каталогов – информирование клиентов о турпродуктах (реклама). Каталоги либо распространяют среди потенциальных туристов, либо используют их в качестве демонстрационного наглядного материала. Следовательно, они могут быть или запасами (МПЗ), или объектами основных средств (настенные стенды, демонстрационные каталоги в оргстекле и пр.).

Согласно пункту 9 ПБУ 5/01 и пункту 10 ПБУ 6/01, фактическая себестоимость объектов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. При этом полученные каталоги отражаются турагентом по дебету счета учета соответствующего имущества (10 «Материалы» и т. п.) в корреспонденции с кредитом счета 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет «Безвозмездные поступления»).

Для целей налогового учета полученные каталоги учитываются в состав внереализационных доходов. И опять же – по рыночной стоимости.

Информация о ценах должна быть подтверждена турфирмой документально или путем проведения независимой оценки.

Учитывая наличие определенных сложностей по определению рыночной стоимости каталогов, ряд туроператоров передают каталоги турагентам по символической цене. Это избавляет турагента от необходимости проведения независимой оценки.

Расходы на доставку

При получении каталогов турагент может нести расходы на доставку. Указанные расходы включаются в фактические затраты, формирующие первоначальную стоимость имущества (п. 5, 11 ПБУ 5/01, п. 7, 12 ПБУ 6/01). Правда, возможен другой вариант. Турагент может отнести стоимость доставки на расходы на продажу (в зависимости от того, какой способ учета расходов на доставку закреплен в учетной политике фирмы для целей бухгалтерского учета).

В целях налогового учета расходы на доставку каталогов уменьшают налогооблагаемую прибыль. Справедливость данного подхода подтверждена финансовым ведомством (письмо от 22 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/605). При этом чиновники ссылаются на подпункт 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Использование каталогов

Итак, каталоги турагент может бесплатно раздавать или использовать по месту продажи путевок (наглядный агитационный материал).

При бесплатной раздаче необходимо учитывать, что распространение бесплатной печатной продукции признается реализацией товаров. Об этом Минфин России напомнил в письме от 22 августа 2008 г. № 03-07-11/279. И хотя при безвозмездной раздаче каталогов выручки как таковой нет, в целях исчисления НДС безвозмездная передача признается реализацией, а налоговая база при этом определяется как рыночная стоимость розданного. Хотя раздача каталогов себестоимостью менее 100 руб. за единицу не облагается НДС в силу подпункта 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Таким образом, может быть, что у турагента возникают как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, что требует раздельного учета затрат в соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.