Автор: Мухин С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
С 01.01.2019 госучреждения при отражении операций в бухгалтерском учете применяют Порядок № 209н. Несмотря на то, что документ действует не так давно, Минфином уже подготовлены изменения в правила отражения отдельных операций. С этой целью финансовое ведомство разработало Приказ от 13.05.2019 № 69н. О том, что нового ожидает бухгалтеров, расскажем в этой публикации.
Изменения в отражении доходов
В силу поправок в п. 9 Порядка № 209н поступление доходов подлежит отражению по статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания. Поступление в доход платежа, который объединяет различные по своей экономической сути поступления (доходы) и является неделимым, подлежит отражению в рамках той статьи (подстатьи) КОСГУ, которая является основной при получении дохода.
Операции автономных (бюджетных) учреждений по начислению (уплате) налогов, объектом обложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, в связи с применением УСНО, по уплате НДС и по начислению (уплате) налога на прибыль организаций относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ.
Кроме того, дополнены описания некоторых подстатей по учету доходов. Так, в силу поправок:
1) по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУотражаются доходы:
-
от поступления субсидий, выделенных на госзадание, в том числе на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС;
-
от реализации готовой продукции;
-
от платы за пользование служебными жилыми помещениями и общежитиями, включающей в себя плату за пользование и плату за содержание жилого помещения;
2)по подстатье 132 «Доходы от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования» КОСГУ следует отражать доходы от оказания медицинских услуг, оказываемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным во время родов и в послеродовой период;
3) на подстатью 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ следует относить также поступления от возврата подотчетным лицом выданного ему аванса в прошлые отчетные периоды, а также от возврата в бюджет остатков наличных денежных средств в кассе, сформированных получателем бюджетных средств на 1 января текущего финансового года;
4) на подстатью 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ относятся иные трансферы текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления: гранты в форме субсидий, иные безвозмездные денежные поступления между бюджетными (автономными) учреждениями текущего характера;
5) на подстатью 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ относятся доходы, получаемые госучреждениями из соответствующих бюджетов, субсидии на иные цели, гранты в форме субсидий капитального характера и субсидии на осуществление капитальных вложений, иные безвозмездные денежные поступления между бюджетными (автономными) учреждениями капитального характера;
6) на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ относятся, в частности, поступления денежных доходов в рамках правопреемства при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании), упразднении государственного органа (органа местного самоуправления), учреждения.
Изменения в отражении расходов
Кроме доходных подстатей внесены дополнения и уточнения в отдельные подстатьи по учету расходов. Так, в силу поправок:
1) по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ отражаются (п. 10.1.4 Порядка № 209н):
-
расходы на приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов;
-
ежемесячные денежные выплаты работодателем медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
2) по подстатье 226 «Прочие работы, услуги»КОСГУ отражаются расходы (п. 10.2.6 Порядка № 209н):
-
на монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения);
-
на приобретение венков, цветов, а также оплата услуг по их изготовлению в целях возложения к памятникам и памятным знакам;
-
на контрольные закупки товаров (работ, услуг);
3) по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка № 209н) отражаются иные работы, производимые в целях капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения), не предусмотренные договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов;
4) по подстатье 241 «Безвозмездные перечисления государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям» КОСГУ отражаются операции по безвозмездной передаче:
-
нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) внутри сектора государственного управления;
-
финансовых активов и обязательств в рамках правопреемства при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании), упразднении государственного органа (органа местного самоуправления), учреждения.
Также по данной подстатье отражаются операции бюджетных и автономных учреждений по предоставлению грантов юридическим лицам.
Изменения в части поступления материалов
В Приказе Минфина РФ № 69н уточнено, что на подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ относятся операции по поступлению (принятию к учету) материальных запасов, а также расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам. Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.
Кроме того, внесены дополнения, уточнения:
-
по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ следует отражать расходы на оплату договоров на приобретение канцелярских товаров и принадлежностей;
-
по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ нужно относить расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) подарочной, сувенирной продукции, а также иных материальных ценностей в целях награждения, дарения.
К вышесказанному добавим, что отдельные правила применения КОСГУ были приведены ранее в письмах и разъяснениях Минфина. Так, на официальном сайте финансового ведомства опубликованы Методические материалы по применению КОСГУ (примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации сектора государственного управления (КОСГУ). Текст документа приведен на сайте www.minfin.ru по состоянию на 13.05.2019). В силу разъяснений, приведенных в п. 6 данного документа, операции по приобретению электрических лампочек отражаются в зависимости от целей их расходования:
-
по подстатье 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» – при приобретении в целях работ, не связанных с капитальными вложениями;
-
по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» – при приобретении в целях строительно-монтажных работ, связанных с капитальными вложениями;
-
по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» – для обеспечения выполнения функций учреждения, не связанных с проведением строительно-монтажных работ.
Рассмотрим пример по отражению операции в учете.
Пример 1.
Автономное учреждение перечислило на банковскую карту работника денежные средства в сумме 5 000 руб. Часть из них (3 000 руб.) была израсходована на покупку хозяйственных материалов (электрических лампочек). Оплата была произведена безналичным расчетом. Работник представил авансовый отчет с приложением первичных документов (товарного и кассового чеков). Остаток подотчетной суммы был внесен в кассу учреждения.
Расходы произведены по КВФО 2 (средства, полученные от оказания платных услуг).
В учете указанные операции отражены следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Перечислены денежные средства с лицевого счета учреждения на банковскую карту сотрудника |
2 208 34 567 |
2 201 11 610 |
5 000 |
Приняты к учету суммы произведенных расходов на основании авансового отчета |
2 105 36 346 |
2 208 34 667 |
3 000 |
Возвращены в кассу учреждения неиспользованные подотчетные суммы |
2 201 34 510 |
2 208 34 667 |
2 000 |
Пример 2.
Автономное учреждение в рамках проведения капитального ремонта приобрело лампы дневного освещения на общую сумму 6 800 руб. Оплата произведена с лицевого счета учреждения.
Расходы осуществлены по КВФО 4 (средства, выделенные на выполнение госзадания).
В учете указанные операции отражены следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Приняты к учету лампы для освещения помещения, приобретенные в рамках проведения капитального ремонта |
4 105 36 344 |
4302 34 734 |
6 800 |
Перечислены денежные средства с лицевого счета учреждения поставщику |
4 302 34 834 |
4 201 11 610 |
6 800 |
Аналогичный подход следует применять при приобретении питьевой воды:
1. Если в учреждении отсутствует система централизованного водоснабжения (либо уполномоченным органом выдано соответствующее заключение), приобретение бутилированной воды следует отражать по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.
2. Если в учреждении имеется система централизованного питьевого водоснабжения (отсутствует заключение уполномоченного органа), но в его функции входит обеспечение питанием различного контингента (например, детей в дошкольных образовательных учреждениях, больных, находящихся в медицинских организациях), бутилированная вода приобретается по подстатье 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ.
3. В случае, если отсутствует заключение уполномоченного органа о качестве воды и нет обязанности по обеспечению питанием различного контингента (например, посетителей, работников отделов), такие расходы отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов» КОСГУ.
* * *
В заключение отметим, что Приказ Минфина РФ № 69н в настоящее время находится на регистрации в Минюсте и его текст может быть изменен.