Автор: Ларцева Л. , редактор журнала
Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 10/2018
В редакцию поступили вопросы об учете костюмов, изготовленных по договору гражданско-правового характера, заключенному с физическим лицом: по какому КВР и коду КОСГУ отражаются расходы на изготовление костюмов в данном случае и надо ли начислять НДФЛ и страховые взносы с вознаграждения, уплачиваемого исполнителю – физическому лицу? Ответим на эти вопросы в статье.
Сценические костюмы – основное средство или материалы?
Согласно ОКОФ[1] и Классификации ОС[2] театральным костюмам соответствует код ОКОФ 330.13.92.29.190 «Изделия текстильные готовые прочие, не включенные в другие группировки».
Классификация ОС относит костюмы в составе производственного и хозяйственного инвентаря к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно).
С учетом сказанного театральные и другие сценические костюмы, используемые в деятельности учреждений культуры, следует относить к объектам основных средств, поскольку срок их полезного использования превышает 12 месяцев (п. 7 СГС «Основные средства»[3], п. 38, 39 Инструкции № 157н[4]).
Решение о применении аналитического счета к основным средствам учреждение принимает самостоятельно.
Как уже было отмечено, в соответствии с Классификацией ОС театральные костюмы относятся к производственному и хозяйственному инвентарю (счет 0 101 06 000). Согласно другому документу – Временным рекомендациям по учету СПС[5] – учет сценическо-постановочных средств (в том числе театральных костюмов), признанных основными средствами, рекомендуется вести в составе прочих основных средств (счет 0 101 08 000).
Выбрав один из представленных аналитических счетов, учреждение закрепляет его применение в отношении сценических костюмов в учетной политике.
Ошибки в определении счета аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, инвентарь, прочие основные средства), которые не повлекли неправильного исчисления амортизации (налога на имущество организаций), не формируют отклонения по величине активов учреждения и не влияют на принятие финансовых решений пользователем отчетности; соответственно, наличие такого искажения в аналитических показателях отчетности не влияет на достоверность отчетности. Иными словами, неправильное определение аналитических счетов не является основанием для признания отчетности недостоверной, а значит, и для привлечения к административной ответственности (Письмо Минфина РФ от 07.09.2017 № 02-06-10/57741).
КВР и КОСГУ для оплаты договора.
С учетом вышеизложенного согласно Указаниям № 65н[6] расходы на изготовление костюмов (независимо от того, кто является исполнителем: юридическое или физическое лицо) отражаются
по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке:
- со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств»
КОСГУ – при изготовлении объектов из материалов исполнителя (подрядчика); - с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ – при изготовлении объектов из материалов заказчика.
Бухгалтерский учет расходов по изготовлению костюмов
Рассмотрим два варианта отражения расходов по изготовлению костюмов:
-
пошив из материалов заказчика;
-
пошив из материалов исполнителя.
Бюджетное учреждение культуры заключило с физическим лицом договор о пошиве костюма.
Стоимость пошива составляет 13 000 руб. По условиям договора исполнитель приступает к изготовлению костюмов после уплаты заказчиком аванса в размере 30 %. Материалы для пошива на общую сумму 15 000 руб. предоставляются заказчиком.
Расходы произведены в рамках деятельности по выполнению государственного задания. Услуги по договору оплачиваются на банковскую карту исполнителя. Согласно учетной политике учреждения костюмы учитываются в составе прочих основных средств, отнесенных к иному движимому имуществу.
Согласно Инструкции № 174н[7] данные операции отразятся в бухгалтерском учете следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Приняты к учету материалы (ткани, нитки, фурнитура) для пошива костюма (на основании утвержденного авансового отчета) |
4 105 36 340 |
4 208 34 660 |
15 000 |
Перечислен исполнителю аванс (13 000 руб. x 30 %) |
4 206 26 560 |
4 201 11 610 |
3 900 |
|
Забалансовый счет 18 (КВР 244, КОСГУ 226) |
||
Переданы материалы исполнителю для пошива костюма (на основании накладной (ф. 0504205)) |
4 106 31 310 |
4 105 36 440 |
15 000 |
Поступил от исполнителя изготовленный костюм |
4 106 31 310 |
4 302 26 730 |
13 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс |
4 302 26 830 |
4 206 26 660 |
3 900 |
Произведен окончательный расчет* с исполнителем (13 000 - 3 900) руб. |
4 302 26 830 |
4 201 11 610 |
9 100 |
|
Забалансовый счет 18 (КВР 244, КОСГУ 226) |
||
Принят к учету изготовленный костюм по сформированной первоначальной стоимости (15 000 + 13 000) руб. |
4 101 38 310 |
4 106 31 310 |
28 000 |
Начислена 100 %-я амортизация при вводе костюмов в эксплуатацию |
4 109 60 271 |
4 101 38 411 |
28 000 |
* Расчет производится без учета налогов и страховых взносов.
Автономное учреждение культуры в рамках приносящей доход деятельности заключило с физическим лицом договор о пошиве двух костюмов на общую сумму 50 000 руб. из материалов исполнителя. Аванс по договору составляет 30 % от общей стоимости договора. Оплата по договору производится наличными денежными средствами. Согласно учетной политике учреждения костюмы отнесены к иному движимому имуществу в составе прочих основных средств.
Согласно Инструкции № 183н[8] автономное учреждение отразит данные операции следующей корреспонденцией счетов:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Выдан из кассы аванс исполнителю (70 000 руб. x 30 %) |
2 206 31 000 |
2 201 34 000 |
15 000 |
|
Забалансовый счет 18 (КВР 244, КОСГУ 310) |
||
Поступили изготовленные костюмы |
2 106 31 000 |
2 302 31 000 |
50 000 |
Зачтен ранее выданный аванс |
2 302 31 000 |
2 206 31 000 |
15 000 |
Произведен окончательный расчет* с исполнителем (50 000 - 15 000) руб. |
2 302 31 000 |
2 201 34 000 |
35 000 |
|
Забалансовый счет 18 (КВР 244, КОСГУ 310) |
||
Приняты к учету изготовленные костюмы |
2 101 38 000 |
2 106 31 000 |
50 000 |
Начислена 100 %-я амортизация при вводе костюмов в эксплуатацию |
2 109 60 271 |
2 104 38 000 |
50 000 |
* Расчет производится без учета налогов и страховых взносов.
Налоги и страховые взносы с вознаграждения исполнителю.
Обязанность учреждения культуры, производящего выплаты в пользу физического лица в рамках гражданско-правового договора, начислить и уплатить налоги и страховые взносы с таких выплат зависит от того, является ли данное физлицо индивидуальным предпринимателем или нет.
Физическое лицо не является ИП.
Страховые взносы. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности организации.
Пунктом 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, с выплат, производимых по договорам ГПХ в пользу физических лиц, не являющихся ИП, учреждения культуры обязаны исчислить и уплатить страховые взносы.
НДФЛ. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Указанные организации являются налоговыми агентами.
Исходя из п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога по данной статье производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых налог исчисляется и уплачивается по ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 НК РФ.
Таким образом, организация, осуществляющая в пользу физических лиц, не являющихся ИП, выплаты по договорам ГПХ, признаются на основании ст. 226 НК РФ налоговыми агентами в отношении таких выплат физическим лицам и обязаны с них исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ.
Физическое лицо является ИП.
Страховые взносы. Вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, не являются объектом обложения страховыми взносами для организаций (п. 1 ст. 420 НК РФ).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели – это отдельная категория плательщиков страховых взносов, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из величины полученного дохода, в соответствии со ст. 430 НК РФ.
НДФЛ. В случае если учреждение культуры осуществляет выплаты индивидуальному предпринимателю, у учреждения не возникает обязанность удерживать с этих доходов НДФЛ, так как с полученных выплат индивидуальный предприниматель самостоятельно исчисляет и уплачивает налог в бюджет в соответствии с положениями ст. 227 НК РФ (п. 2 ст. 226 НК РФ).
Аналогичный подход к обложению НДФЛ и страховыми взносами выплат в пользу физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, применен в Письме ФНС РФ от 15.03.2018 № ГД-4-11/4898@.
КВР и КОСГУ для уплаты НДФЛ и страховых взносов.
КОСГУ. Исходя из Указаний № 65н расходы по уплате страховых взносов, начисленных на выплаты, производимые по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым отражаются расходы на соответствующие выплаты.
Аналогичный подход применяется в отношении расходов по уплате НДФЛ. Поскольку указанный налог удерживается непосредственно с вознаграждения, уплачиваемого в пользу физического лица по договору ГПХ, расходы по уплате налога и выплате вознаграждения за оказанные услуги осуществляются по одному и тому же коду КОСГУ.
КВР. Расходы на уплату страховых взносов, начисленных на выплаты физическим лицам по договорам ГПХ, отражаются по тем группам, подгруппам и элементам видов расходов, по которым отражаются расходы на соответствующие выплаты.
Для уплаты НДФЛ также применяются те КВР, по которым уплачивается вознаграждение по гражданско-правовым договорам.
Как было указано выше, расходы на оплату договоров по изготовлению сценических костюмов отражаются по КВР 244 в увязке либо с подстатьей 226 КОСГУ (из материалов заказчика), либо со статьей 310 КОСГУ (из материалов исполнителя). Таким образом, НДФЛ и страховые взносы уплачиваются по этим же КВР и кодам КОСГУ.
* * *
Сценические костюмы являются объектами основных средств, поскольку они используются в деятельности учреждений культуры неоднократно (постоянно) в течение срока, превышающего 12 месяцев. Такие объекты учитываются либо на счете 0 101 06 000, либо на счете 0 101 08 000. Решение о применении соответствующего аналитического счета принимается самим учреждением.
В случае изготовления костюмов по договору ГПХ, заключенному с физическим лицом, он оплачивается по КВР 244 в увязке со статей 310 или подстатьей 226 КОСГУ, в зависимости от того, чьи материалы используются для изготовления костюмов (исполнителя или заказчика).
Стоит отметить, что, если выплаты осуществляются в пользу физических лиц, не являющихся ИП, учреждения обязаны начислить с указанных выплат НДФЛ и страховые взносы. Причем расходы по уплате указанных платежей в бюджет осуществляются по тем же КВР и кодам КОСГУ, что и сами расходы по оплате договоров.
[1] Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.
[2] Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
[3] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.
[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[5] Временные методические рекомендации о порядке учета сценическо-постановочных средств в учреждениях, проводящих зрелищные мероприятия, утв. Приказом Минкультуры РФ от 10.08.2007 № 1249.
[6] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
[7] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[8] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.