Автор: Зайцева Г. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С начала 2022 года все автономные учреждения обязаны проводить целевые закупки у малых и средних предпринимателей. По его итогам надо выполнить установленные объемы целевых закупок и до 1 февраля 2023 года разместить по ним годовой отчет в единой информационной системе (ЕИС). Многие АУ будут делать эту работу впервые. Что учесть, приступая к ней? Расскажем в материале.

По итогам 2021 года отчет о целевых закупках у малых и средних предпринимателей формировали только крупные автономные учреждения, у которых общая стоимость договоров, заключенных за предшествующий год, превышала 250 млн руб. Но 1 января 2022 года ситуация изменилась. Совершать такие закупки теперь должны все юридические лица, поименованные в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ. В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 право не делать это предоставлено лишь тем, кто сам является субъектом малого или среднего предпринимательства.

В связи с этим автономные учреждения всех уровней подчинения – независимо от масштаба своей закупочной деятельности – обязаны не только выполнить до конца декабря 2022 года нормативно установленные объемы закупок у предпринимателей, но и отчитаться по этим закупкам до 1 февраля 2023 года (ч. 21 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). На что обратить внимание при исполнении данного требования?

В каком объеме совершать целевые закупки?

Согласно п. 5 Положения № 1352 обязательная доля целевых закупок сейчас составляет не менее 25% совокупного годового стоимостного объема заключенных договоров. При этом в ней учитываются все закупки, по результатам которых к исполнению договоров привлекались предприниматели. Напомним, что п. 4 Положения № 1352 допускает три формы такого привлечения:

1) в закупке участвуют любые лица, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

2) в закупке участвуют только малые и средние предприниматели;

3) заказчик устанавливает в закупочной документации требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа малых и средних предпринимателей.

Вторая обязательная доля, являющаяся составной частью первой доли, относится уже к закупкам, проведенным исключительно среди предпринимателей. Она не должна быть меньше 20% совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам всех закупок. Приведем условный пример соотношения этих долей.

Предположим, что годовая стоимость договоров, заключенных автономным учреждением в 2022 году по итогам всех закупок, составила 10 млн руб. Для достижения обязательной доли 25% надо, чтобы АУ подписало с предпринимателями договоры на общую сумму не менее 2,5 млн руб. Каким именно образом они привлечены к исполнению обязательств (на общих условиях, в рамках специальных закупочных процедур, как субподрядчики), здесь значения не имеет.

А вот при соблюдении обязательной доли 20% форма привлечения предпринимателей важна. Чтобы достигнуть этой доли, учреждению потребуется провести часть закупок только среди предпринимателей и заключить по результатам договоры как минимум на 2 млн руб.

Таким образом, при годовой стоимости договоров 10 млн руб. на целевые закупки, проведенные только среди предпринимателей, должно прийтись не менее 2 млн руб., а на целевые закупки, совершенные в любой из трех названных выше форм привлечения предпринимателей (или при комбинации этих форм), – еще не менее 500 тыс. руб. Если, к примеру, для достижения доли 25% АУ заключит с предпринимателями договоры на сумму 5 млн руб., а для достижения доли 20% – на 1 млн руб., в первом случае требование законодательства будет выполнено, а во втором – нет.

В данном контексте к предпринимателям приравниваются самозанятые граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие спецрежим «Налог на профессиональный доход» (ч. 15 ст. 8 Закона № 223-ФЗ). Закупки у самозанятых (не ИП) тоже участвуют в расчете обязательных долей 25% и 20%.

Что учитывается в объемах целевых закупок?

При определении объемов целевых закупок учитываются не только все три формы привлечения предпринимателей (самозанятых), обозначенные в п. 4 Положения № 1352, но и любые способы закупки. Как указал Минфин в письмах от 21.01.2022 № 24-07-07/3495 и от 22.11.2021 № 24-04-09/94110, здесь возможно использование как конкурентных, так и неконкурентных процедур, предусмотренных положением о закупке. Например, проводить целевые закупки исключительно среди предпринимателей (и включать эти закупки в годовые объемы) допускается с применением способа, установленного в п. 20.1 Положения № 1352, – посредством «электронного магазина».

Но есть и ограничения. В объемы целевых закупок войдут все же не все договоры, заключенные с предпринимателями.

1. Существует перечень сфер и наименований продукции, услуг, которые исключаются из расчета годовых объемов. Перечень приведен в п. 7 Положения № 1352 и состоит из 32 позиций, часть которых имеет отношение к деятельности автономных учреждений. Например, в этом списке указаны закупки:

  • относящиеся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;

  • сведения о которых составляют государственную тайну и содержатся в документации о закупке или проекте договора;

  • услуг по водоснабжению, водоотведению, тепло– и газоснабжению (кроме услуг по реализации сжиженного газа);

  • результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (исполнителя, подрядчика), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, удостоверенным правоустанавливающим документом.

Таким образом, учитывать закупки, поименованные в п. 7 Положения № 1352, при определении годовых объемов нельзя. А вот проводить их среди малых и средних предпринимателей не запрещено (Письмо Минфина России от 08.02.2022 № 24-07-07/8404).

Другая особенность – список, предусмотренный п. 7 Положения № 1352, является закрытым. Закупки, прямо не названные в нем, учитываются при расчете годовых стоимостных объемов (Письмо Минфина России от 23.03.2020 № 24-04-08/22599).

2. В расчете годовых объемов не участвуют закупки, по которым на основании ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ приняло решение о неразмещении информации в ЕИС. Под нормы об обязательном неразмещении информации подпадают заказчики, в отношении которых иностранные государства ввели санкции и ограничения, а также их поставщики, с которыми заключены договоры. Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ от 06.03.2022 № 301. А значит, данные договоры исключаются из расчетов годовых объемов (п. 6 Письма Минфина России от 14.03.2022 № 24-03-08/18813).

Как сформировать отчет?

Чтобы отчитаться по целевым закупкам, заказчику нужно заполнить форму, утвержденную Постановлением № 1352. Им же регламентировано содержание годового отчета.

Согласно п. 1 Требований № 1352 вся информация делится на три группы.

Так, информация о количестве и общей стоимости договоров должна быть детализирована исходя из видов ранее проведенных закупок. Отдельно надо раскрывать договоры, заключенные:

  • по результатам всех закупок;

  • по результатам закупок, которые не учитываются при расчете годового объема (информация вносится отдельно по каждой группе договоров);

  • по результатам закупок, которые учитываются при расчете годового объема;

  • с малыми и средними предпринимателями по результатам закупок, участниками которых являлись любые лица;

  • с малыми и средними предпринимателями по результатам закупок, участниками которых являлись только такие лица;

  • поставщиками (исполнителями, подрядчиками) с предпринимателями во исполнение договоров с заказчиком.

Количество и общая стоимость договоров указываются и в еще одном разрезе – с учетом срока исполнения договора. В форме отчета предусмотрены разные графы для договоров, подписанных по результатам закупок в отчетном году и оплаченных в этом же периоде, и долгосрочных договоров. Поэтому если автономное учреждение заключало (в том числе в предыдущие периоды) договоры на срок более года, их надо учитывать в отдельных графах и только в объеме оплаты по таким договорам в отчетном (2022) году. На это указал Минфин в письмах от 17.01.2020 № 24-01-08/1945 и от 10.01.2020 № 24-01-06/322.

В связи с тем, что годовую стоимость договоров образует сумма оплат, которые заказчик произвел в отчетном году по этим договорам, возникают и другие вопросы. Как быть, если цена договора изменилась, и нужно ли учитывать при заполнении отчета дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам? По мнению Минфина, высказанному в Письме от 10.08.2020 № 24-04-08/70032, учитывать изменение стоимости договора нужно. Цифры в соответствующих графах годового отчета формируются исходя из реальных сумм оплат, произведенных в связи с корректировкой договоров.

В свою очередь, доли целевых закупок в совокупной годовой стоимости договоров нужно отражать в отчете так:

  • по всем закупкам, по результатам которых к исполнению договоров привлекались малые и средние предприниматели;

  • по закупкам с участием исключительно малых и средних предпринимателей;

  • по всем закупкам, по результатам которых к исполнению договоров привлекались только малые предприниматели;

  • по закупкам с участием исключительно малых и средних предпринимателей, по результатам которых к исполнению договоров привлекались малые предприниматели.

Документ составляется в ЕИС с использованием ее функционала. Для этого заказчик в своем «личном кабинете» должен заполнить предусмотренную форму. Часть сведений проставляется автоматически (в том числе на основании реестра договоров), остальное вносится вручную.

Как разместить отчет в ЕИС?

В силу п. 1 и 2 Требований № 1352 годовой отчет представляет собой электронный документ, который подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и публикуется в ЕИС. Датой составления отчета является дата его размещения в ЕИС (п. 35 Положения № 1352).

Опубликовать годовой отчет надо до 1 февраля года, следующего за отчетным (ч. 21 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Если автономное учреждение опоздает с размещением отчета или не сделает этого вовсе, положение о закупке, утвержденное таким заказчиком, будет признано не опубликованным в ЕИС (ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). С 1 февраля и до конца 2023 года АУ придется руководствоваться при закупках нормами Закона № 44-ФЗ.

Обратите внимание: Аналогичные последствия возникнут в ситуации, когда учреждение не выполнило нормативно установленные объемы целевых закупок у предпринимателей или же указало в годовом отчете недостоверные сведения.

У кого отчеты проконтролируют дополнительно?

Как сказано в ч. 2 ст. 5.1 Закона № 223-ФЗ, годовой отчет о целевых закупках входит в число документов, подвергаемых мониторингу соответствия требованиям законодательства, предусматривающим участие малых и средних предпринимателей в закупке. В свою очередь, согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169 мониторинг проходят:

  • федеральные автономные учреждения с годовой стоимостью заключенных договоров менее 1 млрд руб.;

  • региональные автономные учреждения с годовой выручкой менее 500 млн руб. и годовой стоимостью заключенных договоров менее 250 млн руб.

На муниципальные АУ нормы о мониторинге соответствия не распространяются – вне зависимости от масштаба их деятельности.

В силу ч. 9 ст. 5.1 Закона № 223-ФЗ предметом мониторинга годового отчета о целевых закупках является соблюдение нормативно установленных объемов, а также выполнение требований к содержанию отчетов. После того, как заказчик разместил в ЕИС годовой отчет, система автоматически уведомляет об этом орган, уполномоченный проводить такой контроль. По результатам мониторинга заказчику выдается положительное заключение либо уведомление о несоответствии (Постановление № 1169).

Заключение

С 2022 года автономные учреждения должны приобретать часть необходимой продукции у предпринимателей (самозанятых). Стандартной для всех формой контроля стало составление и размещение в ЕИС годового отчета о целевых закупках. К его содержанию и срокам опубликования надо отнестись внимательно – иначе придется временно перейти на работу по Закону № 44-ФЗ.

Дополнительная форма контроля предусмотрена для части федеральных и региональных АУ. Их годовые отчеты в рамках мониторинга соответствия проверят уполномоченные органы. Эти органы и будут фиксировать несоблюдение законодательных требований, хотя нарушения (например, опоздание с размещением годового отчета) может выявить и сама ЕИС.