Автор: Валова С., редактор журнала

Журнал "Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера" № 2/2021

Комментарий к Письму Минфина РФ от 11.12.2020 № 02-08-10/109210.

В Письме Минфина РФ от 11.12.2020 № 02-08-10/109210 приведено Руководство по применению классификации операций сектора государственного управления (далее – Руководство).

В Руководстве приведена группировка операций, относящихся к статьям КОСГУ:

  • 200 «Расходы»;

  • 300 «Поступление нефинансовых активов».

Отражение операций по расходам.

В Руководстве отмечается, что основные расходные операции приведены в Порядке № 209н[1] по следующим группам:

1) оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда (статья 210);

2) приобретение работ и услуг (статья 220);

3) обслуживание государственного (муниципального) долга (статья 230);

4) безвозмездные перечисления организациям (субсидии) (статьи 240, 280);

5) безвозмездные перечисления бюджетам (статья 250);

6) социальное обеспечение (статья 260);

7) прочие расходы (статья 290).

Классификация предусматривает разделение выплат физическим лицам на социальные и несоциальные, а также по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной) (п. 7 Порядка № 209н).

По типу получателей социальные выплаты делятся на социальные выплаты физическим лицам, действующим работникам и бывшим работникам (служащим).

Социальные и несоциальные выплаты. Как поясняется в Руководстве, выплаты относятся к социальным, если они связаны с болезнью, утратой заработка или другими социальными рисками. Событие несет социальный риск, если может негативно повлиять на имущественное положение физического лица. Например, пособие по временной нетрудоспособности, начисляемое за первые три дня нетрудоспособности работнику учреждения, является социальной выплатой и отражается по подстатье 266 КОСГУ (см. п. 10.6.6 Порядка № 209н).

Несоциальные выплаты персоналу – это денежные средства, а также оплата товаров, работ, услуг, выплачиваемые (предоставляемые) работодателями в соответствии с законодательством РФ в пользу работников и (или) их иждивенцев, членов семей, не относящиеся к заработной плате дополнительные выплаты[2], обусловленные условиями трудовых отношений, статусом работников. К ним, в частности, относятся:

  • компенсация за наем (оплата найма) жилья, проезд к месту работы и обратно;

  • оплата (компенсация расходов на оплату) жилого помещения и коммунальных услуг;

  • компенсация (предоставление) продуктов питания на регулярной основе;

  • оплата парковки (за исключением оплаты в служебных целях).

Выплаты в денежной и натуральной форме. Несоциальные выплаты могут быть осуществлены получателю в денежной или натуральной форме.

К выплатам в натуральной форме относятся оплата товаров, работ, услуг, предоставляемых работникам, а также компенсация (возмещение) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг. Такие выплаты имеют денежный эквивалент, выраженный в стоимости (полной или частичной) товаров, работ, услуг на момент их предоставления работникам. Например, приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов, являются выплатами в натуральной форме (подстатья 214 КОСГУ).

Если выплату нельзя отнести к натуральной, она является денежной. Ее рассчитывают исходя из определенных физических и денежных показателей. К денежным выплатам относятся (подстатья 212 КОСГУ):

  • подъемное пособие при переезде на новое место работы (службы) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

  • единовременное пособие при перезаключении трудового договора.

Текущие и капитальные расходы. Расходы на приобретение работ, услуг делятся:

  • на расходы, осуществляемые для целей капитальных вложений (подстатья 228 КОСГУ);

  • на текущие расходы (подстатьи 221 – 227, 229 КОСГУ).

В Руководстве сказано, что целях применения КОСГУ под услугами, работами для целей капитальных вложений (подстатья 228) понимаются услуги, работы, приобретение (использование) которых влечет увеличение (формирование) стоимости основных фондов, принимаемых к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов (за исключением материальных запасов).

Например, расходы в рамках капитального строительства на установку единых функционирующих систем, таких как охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, стоимость которых будет включена в стоимость объекта капитального строительства либо сформирует стоимость отдельных объектов основных средств, в целях применения КОСГУ являются расходами для целей капитальных вложений.

Расходы на установку (расширение) единых функционирующих систем в здании, введенном в эксплуатацию, в случае, если только часть работ будет принята к учету для включения в стоимость объектов основных средств, отражаются как текущие расходы (подстатья 226 КОСГУ). В данном примере к работам, не влекущим изменения стоимости основного средства – здания, введенного в эксплуатацию, могут быть отнесены работы по установке коммуникаций внутри здания (протяжка кабеля, установка розеток и т. п.).

Под услугами и работами, которые относятся к текущим расходам, для целей применения КОСГУ понимаются работы, услуги, потребляемые, в частности, учреждением для обеспечения выполнения своих функций, содержания, обслуживания и поддержания на должном уровне технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов, не влияющие на увеличение стоимости основных фондов. Так, расходы на приобретение услуг связи (подстатья 221 КОСГУ), коммунальных услуг (подстатья 223 КОСГУ) относятся к текущим расходам учреждения.

Далее в Руководстве обращено внимание, что иные выплаты физическим и юридическим лицам предусматривают также разграничение на капитальные и текущие.

Например, к текущим выплатам, отражаемым по подстатье 296 КОСГУ, относится компенсация за задержку заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ, а по подстатье 297 КОСГУ – отчисления денежных средств профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу.

Иными выплатами капитального характера является компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и сооружений, принадлежащих организациям (подстатья 299 КОСГУ) и (или) физическим лицам (подстатья 298 КОСГУ).

Отражение операций по приобретению нефинансовых активов.

Статья 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ группирует операции по поступлению (принятию к учету) нефинансовых активов, а также операции, связанные с приобретением, созданием объектов нефинансовых активов.

В нефинансовые активы включаются:

  • основные средства (движимое и недвижимое имущество) – статья 310;

  • нематериальные активы (продукты интеллектуальной собственности) – статья 320;

  • непроизведенные активы (земля, ресурсы недр, месторождения полезных ископаемых, водные источники и пр.) – статья 330;

  • материальные запасы (медикаменты и перевязочные средства, включая лекарственные препараты (подстатья 341), продукты питания (подстатья 342), горюче-смазочные материалы (подстатья 343), строительные материалы (подстатья 344), мягкий инвентарь (подстатья 345) и пр. (подстатьи 346, 347, 349));

  • права пользования – статья 350;

  • биологические активы – статья 360.

В Руководстве отмечается, что отнесение к соответствующей группе объектов и соответственно статье КОСГУ осуществляется учреждением согласно требованиям бухгалтерского учета.

Ниже приведем рекомендации Минфина по двум основным группам: основные средства (статья 310 КОСГУ) и материальные запасы (статья 340 КОСГУ).

Статья 310 КОСГУ. В Руководстве отмечается, что данная статья применяется при отражении расходов на оплату контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию основных средств.

При отнесении нефинансовых активов к основным средствам следует применять положения п. 38 – 55 Инструкции № 157н[3], п. 7 СГС «Основные средства»[4], нормы Методических рекомендаций по применению СГС «Основные средства», направленных Письмом Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237,  Общероссийского классификатора основных фондов (ОК 013-2014)[5].

Дополнительно специалисты финансового ведомства сообщают, что к операциям по поступлению (принятию к учету) объектов основных средств относятся:

  • безвозмездное получение основных средств, в том числе межведомственная, внутриведомственная передача, получение от сектора государственного управления, иных юридических лиц (например, по договорам дарения, пожертвования) и т. п.;

  • инвентаризация (принятие к учету излишков, выявленных при инвентаризации объектов основных средств);

  • отражение результатов переоценки основных средств, проведенной по решению Правительства РФ (сумма положительной переоценки (дооценки)).

Статья 340 КОСГУ. Данная статья предназначена для отражения операций по поступлению (принятию к учету) материальных запасов, а также расходов на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам.

В Руководстве рекомендуется при отнесении нефинансовых активов к материальным запасам применять положения п. 98 – 126 Инструкции № 157н, СГС «Запасы», Методических рекомендаций по применению СГС «Запасы»[6], направленных Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075, ОКПД 2[7].

Напомним, что материальными запасами являются:

  • материалы, используемые в текущей деятельности субъекта учета в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;

  • материальные ценности, приобретенные (созданные) в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций);

  • готовая продукция, биологическая продукция;

  • товары;

  • иные материальные запасы, в том числе материальные ценности, являющиеся материальными запасами в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В Порядке № 209н статья 340 детализирована подстатьями 341 – 349. В Руководстве чиновники Минфина акцентируют внимание, что применение соответствующей подстатьи зависит от целевого (функционального) назначения материального запаса. В зависимости от целей, обуславливающих использование материального запаса, приобретение одного и того же типа материальных запасов может быть отнесено на разные подстатьи КОСГУ. Например, расходы на приобретение продуктов питания:

  • в целях организации питания сотрудников, учащихся, пациентов отражаются по подстатье 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ;

  • в целях использования продуктов в учебной практике – по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ;

  • в целях дарения, награды – по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.

* * *

В заключение отметим, что правильное применение той или иной подстатьи КОСГУ поможет избежать ошибок при отражении финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете.


[1] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

[2] За исключением компенсаций расходов персонала, связанных с трудовой деятельностью.

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

[5] Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.

[6] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.

[7] ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.