Автор: Островерхов Павел, управляющий партнер Смарт групп, юрист, член Палаты налоговых консультантов

Если спросить налогового инспектора, законно ли понятие оптимизация налогообложения, то в 100 % случаев он ответит, что нет.

Однако, Конституционный Суд РФ еще в 2003 году признал право субъектов предпринимательской деятельности использовать законные механизмы снижения налоговой нагрузки (Постановление КС РФ от 27.05.2003 N 9-П). Таким образом, признал законность оптимизации налогов.

В этом деле главное не выйти за рамки, установленные налоговым законодательством и правоприменительной практикой, в частности речь идет о концепции необоснованной налоговой выгоды, предложенной нам Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53, а также в новой статье 54.1. НК РФ.

Налоговая оптимизация предполагает проведение определенных действий со стороны налогоплательщика направленных на минимизацию налоговых платежей.

Можно выделить несколько основных способов налоговой оптимизации:

1. Пробелы в налоговых законах.

Неизбежно в законодательстве, регулирующем налогообложение можно встретить соответствующие пробелы. Однако их использование может быть эффективно в краткосрочной перспективе, поскольку законодатель достаточно быстро устраняет эти пробелы.

2. Использование налоговых льгот.

В большинстве случаев налогоплательщики не применяют налоговые льготы, забывая о такой возможности. Данный способ может быть весьма эффективным. Более того, все льготы и порядок их применения прямо предусмотрены налоговым кодексом.

3. Форма деятельности субъекта.

Выбор формы деятельности можно осуществлять как перед началом предпринимательской деятельности, так и в процессе ее осуществления. Например, физическое лицо может открыть ИП или стать учредителем компании, которая в свою очередь может осуществлять свою деятельность самостоятельно или с использованием филиалов и (или) представительств. Выбор той или иной формы влечет различные налоговые последствия.

4. Разработка учетной политики.   

Дискреция в налоговом праве позволяет бизнесменам выбрать удобную учетную политику, позволяющую не переплачивать налоги.  

5. Офшоры и низконалоговые юрисдикции.

В последние годы становиться все сложнее взаимодействовать с контрагентами, которые находятся за рубежом. Однако, при правильном структурировании сделок и реальности контрагента можно избежать нарушения закона и воспользоваться льготами налогового законодательства.

6. Использование низконалоговых субъектов.

Суть метода – перевод налоговый базы на субъектов, применяющих специальные режимы налогообложения. При его использовании, главное обосновать деловую цель такого взаимодействия, в противном случае существует риск признания таких действий направленными на получение необоснованной налоговой выгоды с использованием «схемы дробления».

Во всех перечисленных случаях предполагается уменьшение налоговой обязанности, следовательно, такие действия не могут остаться без внимания налоговых органов.

Поэтому перед выбором той или иной модели налоговой оптимизации следует всесторонне изучить все спорные вопросы и судебную практику.