Автор: Каравайкина Е. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Почему в рамках осуществления Роскомнадзором федерального государственного надзора в области связи в отношении одних организаций связи плановые проверки могут назначаться каждые три годы, а в отношении других – проверки вообще не проводятся?

Порядок осуществления федерального государственного надзора в области связи (направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами установленных требований в области связи) определяет Положение о федеральном государственном надзоре в области связи.

Государственный надзор производится Роскомнадзором и его территориальными органами с применением риск-ориентированного подхода. Это, в частности, означает, что периодичность (частота) плановых проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области связи зависит от присвоенной деятельности конкретного лица категории риска.

Отнесение деятельности юридического лица или ИП в области связи к категориям риска осуществляется решением руководителя территориального органа Роскомнадзора по месту его нахождения (организации, ИП). Если такого решения нет, деятельность организации (ИП) в области связи считается отнесенной к категории низкого риска. Следовательно, в отношении данного лица плановые проверки не проводятся.

Если же присвоена категория значительного риска, плановые проверки будут проводиться один раз в три года, среднего риска – не чаще одного раза в три года, умеренного риска – не чаще одного раза в пять лет.

О присвоенной категории риска можно узнать путем направления запроса в орган государственного контроля (надзора) либо на официальном сайте Роскомнадзора (если речь идет о категории значительного риска).

Категория значительного риска

Категория значительного риска присваивается в том случае, если в течение последних трех лет юридическое лицо, его должностные лица или ИП были привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ (в случае создания радиопомех) и (или) ч. 1 ст. 13.18 КоАП РФ. (Если быть точнее: постановление о назначении соответствующего наказания вступило в законную силу в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности к категории риска.)

Норма КоАП РФ

Административное правонарушение

Часть 2 ст. 13.4 КоАП РФ

Нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения

Часть 1 ст. 13.18 КоАП РФ

Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех

В Руководстве по соблюдению обязательных требований, нарушения которых в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области связи, отнесены к категории значительного риска, названы основные причины создания радиопомех на территории РФ, это:

  • использование радиочастотного спектра без специального разрешения;

  • нарушения условий использования радиочастотного спектра, установленных в разрешениях на использование радиочастот или радиочастотных каналов (РИЧ) и решениях Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ);

  • нарушения норм на параметры излучений и приема РЭС гражданского назначения, утвержденных решениями ГКРЧ (нормы приведены в приложении 1 к руководству, должны соблюдаться всеми лицами, использующими радиочастотный спектр на территории РФ).

В связи с этим в руководстве приведены рекомендации по выполнению некоторых условий использования радиочастот или радиочастотных каналов, установленных РИЧ.

Вид РЭС

Правила размещения РЭС, при которых условия использования радиочастот, установленные в РИЧ, считаются соблюденными

В части места установки РЭС, их географических координат

РЭС цифрового телевизионного вещания

Места установки РЭС (фазового (геометрического) центра антенны передатчика) не отличаются от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 10 угловых секунд

РЭС, у которых значения географических координат в РИЧ указаны с точностью до единицы угловой минуты

Места установки РЭС не отличаются от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 1 угловой минуты

РЭС, у которых значения географических координат в РИЧ указаны с точностью до 30 угловых секунд

Места установки РЭС не отличаются от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 30 угловых секунд

Остальные РЭС

Места установки РЭС не отличаются от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 10 угловых секунд

В части высоты подвеса антенны РЭС от уровня земли

РЭС цифрового и аналогового телевизионного вещания

Высота подвеса антенны РЭС (фазового (геометрического) центра антенны передатчика) не отличается от значений, указанных в РИЧ, на величину более:

– ± 2 м для высот подвеса антенн до 40 м;
– ± 3 м для высот подвеса антенн от 40 до 120 м;
– ± 4 м для высот подвеса антенн свыше 120 м, если иной допуск явно не отражен в РИЧ

РЭС базовых станций сетей подвижной радиотелефонной связи всех стандартов, сетей фиксированной связи абонентского радиодоступа стандартов IEEE 802.11 и IEEE 802.16, сетей фиксированной службы (CDMA, DECT, УТК), РЭС радиорелейных станций, РЭС земных станций спутниковой службы, РЭС базовых станций сухопутной подвижной службы (технологические сети)

Высота подвеса антенны РЭС не отличается от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 2 м, если иной допуск явно не отражен в РИЧ

Остальные РЭС

Высота подвеса антенны РЭС не отличается от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± единицы последней значимой цифры, указанной в РИЧ, если иной допуск явно не отражен в РИЧ

Категория среднего риска

К данной категории относят деятельность в области связи тех юридических лиц и ИП, уличенных (включая должностных лиц организаций) в течение последних трех лет в совершении административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена следующими статьями КоАП РФ (за исключением случаев, связанных с созданием радиопомех). (Перечень нарушений существенен.)

Норма КоАП РФ

Административное правонарушение

Статья 13.3 КоАП РФ

Проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если таковое обязательно

Часть 1 ст. 13.4 КоАП РФ

Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств

Часть 2 ст. 13.4 КоАП РФ

См. выше

Части 1 – 3 ст. 13.5 КоАП РФ

Нарушение правил охраны линий или сооружений связи

Часть 4 ст. 13.5 КоАП РФ

Несоблюдение должностными лицами требований нормативных документов об обеспечении бесперебойной работы линий передач, трактов и каналов, предоставленных для нужд органов государственной власти, обороны, безопасности и охраны правопорядка

Часть 1 ст. 13.6 КоАП РФ

Использование в сетях связи несертифицированных средств связи или несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в Интернете, если законодательством предусмотрена их обязательная сертификация

Часть 2 ст. 13.6 КоАП РФ

Использование в сетях связи средств связи без декларации о соответствии, если законодательством не предусмотрена их обязательная сертификация

Статья 13.7 КоАП РФ

Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи

Статья 13.8 КоАП РФ

Изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (за исключением случаев, когда такие нормы содержатся в технических регламентах)

Статья 13.9 КоАП РФ

Строительство или эксплуатация сооружений связи без специального разрешения

Статья 14.1 КоАП РФ

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Статья 19.4 КоАП РФ

Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль

Статья 19.4.1 КоАП РФ

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля

Статья 19.5 КоАП РФ

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль

Статья 19.7.10 КоАП РФ

Непредставление или несвоевременное представление в орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение сайта или страницы сайта в Интернете, данных, позволяющих идентифицировать блогера, владельца новостного агрегатора или владельца аудиовизуального сервиса, либо представление в указанный орган заведомо недостоверных сведений

Статья 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

Категория умеренного риска

Эта категория присваивается в том случае, если в течение последних пяти лет при проведении плановой или внеплановой проверки были выявлены нарушения обязательных требований в области связи, не связанные с привлечением к административной ответственности.

* * *

Периодичность (частота) назначаемых в отношении деятельности организации (ИП) в области связи плановых проверок зависит от того, к какой категории отнесена ее деятельность. При присвоении категории значительного риска (когда в течение последних трех лет была назначена административная ответственность за создание помех) проверки проводятся каждые три года. Категория среднего риска присваивается за совершение в последние три года хотя бы одного административного правонарушения из внушительного списка, что влечет проверки не чаще одного раза в три года. Один раз в пять лет проверяют, если в течение пяти последних лет были выявлены нарушения обязательных требований в области связи, не связанные с привлечением к административной ответственности (это категория умеренного риска). В остальных случаях присваивается категория низкого риска (что означает отсутствие проверок). В эту же категорию попадают организации (ИП), в отношении которых Роскомнадзором не было принято решение о присвоении категории риска.

И еще: если юридическое лицо (ИП) не согласно с присвоенной его деятельности в области связи категории риска (например, по решению суда привлечение к административной ответственность признано неправомерным), ему предоставлено право подать в установленном порядке в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенной ранее категории риска. Как это сделать, смотрите в Правилах отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.