Автор: Каравайкина Е. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Почему в рамках осуществления Роскомнадзором федерального государственного надзора в области связи в отношении одних организаций связи плановые проверки могут назначаться каждые три годы, а в отношении других – проверки вообще не проводятся?
Порядок осуществления федерального государственного надзора в области связи (направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами установленных требований в области связи) определяет Положение о федеральном государственном надзоре в области связи.
Государственный надзор производится Роскомнадзором и его территориальными органами с применением риск-ориентированного подхода. Это, в частности, означает, что периодичность (частота) плановых проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области связи зависит от присвоенной деятельности конкретного лица категории риска.
Отнесение деятельности юридического лица или ИП в области связи к категориям риска осуществляется решением руководителя территориального органа Роскомнадзора по месту его нахождения (организации, ИП). Если такого решения нет, деятельность организации (ИП) в области связи считается отнесенной к категории низкого риска. Следовательно, в отношении данного лица плановые проверки не проводятся.
Если же присвоена категория значительного риска, плановые проверки будут проводиться один раз в три года, среднего риска – не чаще одного раза в три года, умеренного риска – не чаще одного раза в пять лет.
О присвоенной категории риска можно узнать путем направления запроса в орган государственного контроля (надзора) либо на официальном сайте Роскомнадзора (если речь идет о категории значительного риска).
Категория значительного риска
Категория значительного риска присваивается в том случае, если в течение последних трех лет юридическое лицо, его должностные лица или ИП были привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ (в случае создания радиопомех) и (или) ч. 1 ст. 13.18 КоАП РФ. (Если быть точнее: постановление о назначении соответствующего наказания вступило в законную силу в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности к категории риска.)
Норма КоАП РФ | Административное правонарушение |
Часть 2 ст. 13.4 КоАП РФ | Нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения |
Часть 1 ст. 13.18 КоАП РФ | Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех |
В Руководстве по соблюдению обязательных требований, нарушения которых в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области связи, отнесены к категории значительного риска, названы основные причины создания радиопомех на территории РФ, это:
-
использование радиочастотного спектра без специального разрешения;
-
нарушения условий использования радиочастотного спектра, установленных в разрешениях на использование радиочастот или радиочастотных каналов (РИЧ) и решениях Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ);
-
нарушения норм на параметры излучений и приема РЭС гражданского назначения, утвержденных решениями ГКРЧ (нормы приведены в приложении 1 к руководству, должны соблюдаться всеми лицами, использующими радиочастотный спектр на территории РФ).
В связи с этим в руководстве приведены рекомендации по выполнению некоторых условий использования радиочастот или радиочастотных каналов, установленных РИЧ.
Вид РЭС | Правила размещения РЭС, при которых условия использования радиочастот, установленные в РИЧ, считаются соблюденными |
В части места установки РЭС, их географических координат | |
РЭС цифрового телевизионного вещания | Места установки РЭС (фазового (геометрического) центра антенны передатчика) не отличаются от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 10 угловых секунд |
РЭС, у которых значения географических координат в РИЧ указаны с точностью до единицы угловой минуты | Места установки РЭС не отличаются от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 1 угловой минуты |
РЭС, у которых значения географических координат в РИЧ указаны с точностью до 30 угловых секунд | Места установки РЭС не отличаются от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 30 угловых секунд |
Остальные РЭС | Места установки РЭС не отличаются от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 10 угловых секунд |
В части высоты подвеса антенны РЭС от уровня земли | |
РЭС цифрового и аналогового телевизионного вещания | Высота подвеса антенны РЭС (фазового (геометрического) центра антенны передатчика) не отличается от значений, указанных в РИЧ, на величину более: – ± 2 м для высот подвеса антенн до 40 м; |
РЭС базовых станций сетей подвижной радиотелефонной связи всех стандартов, сетей фиксированной связи абонентского радиодоступа стандартов IEEE 802.11 и IEEE 802.16, сетей фиксированной службы (CDMA, DECT, УТК), РЭС радиорелейных станций, РЭС земных станций спутниковой службы, РЭС базовых станций сухопутной подвижной службы (технологические сети) | Высота подвеса антенны РЭС не отличается от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 2 м, если иной допуск явно не отражен в РИЧ |
Остальные РЭС | Высота подвеса антенны РЭС не отличается от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± единицы последней значимой цифры, указанной в РИЧ, если иной допуск явно не отражен в РИЧ |
Категория среднего риска
К данной категории относят деятельность в области связи тех юридических лиц и ИП, уличенных (включая должностных лиц организаций) в течение последних трех лет в совершении административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена следующими статьями КоАП РФ (за исключением случаев, связанных с созданием радиопомех). (Перечень нарушений существенен.)
Норма КоАП РФ | Административное правонарушение |
Статья 13.3 КоАП РФ | Проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если таковое обязательно |
Часть 1 ст. 13.4 КоАП РФ | Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств |
Часть 2 ст. 13.4 КоАП РФ | См. выше |
Части 1 – 3 ст. 13.5 КоАП РФ | Нарушение правил охраны линий или сооружений связи |
Часть 4 ст. 13.5 КоАП РФ | Несоблюдение должностными лицами требований нормативных документов об обеспечении бесперебойной работы линий передач, трактов и каналов, предоставленных для нужд органов государственной власти, обороны, безопасности и охраны правопорядка |
Часть 1 ст. 13.6 КоАП РФ | Использование в сетях связи несертифицированных средств связи или несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в Интернете, если законодательством предусмотрена их обязательная сертификация |
Часть 2 ст. 13.6 КоАП РФ | Использование в сетях связи средств связи без декларации о соответствии, если законодательством не предусмотрена их обязательная сертификация |
Статья 13.7 КоАП РФ | Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи |
Статья 13.8 КоАП РФ | Изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (за исключением случаев, когда такие нормы содержатся в технических регламентах) |
Статья 13.9 КоАП РФ | Строительство или эксплуатация сооружений связи без специального разрешения |
Статья 14.1 КоАП РФ | Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) |
Статья 19.4 КоАП РФ | Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль |
Статья 19.4.1 КоАП РФ | Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля |
Статья 19.5 КоАП РФ | Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль |
Статья 19.7.10 КоАП РФ | Непредставление или несвоевременное представление в орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение сайта или страницы сайта в Интернете, данных, позволяющих идентифицировать блогера, владельца новостного агрегатора или владельца аудиовизуального сервиса, либо представление в указанный орган заведомо недостоверных сведений |
Статья 20.25 КоАП РФ | Уклонение от исполнения административного наказания |
Категория умеренного риска
Эта категория присваивается в том случае, если в течение последних пяти лет при проведении плановой или внеплановой проверки были выявлены нарушения обязательных требований в области связи, не связанные с привлечением к административной ответственности.
* * *
Периодичность (частота) назначаемых в отношении деятельности организации (ИП) в области связи плановых проверок зависит от того, к какой категории отнесена ее деятельность. При присвоении категории значительного риска (когда в течение последних трех лет была назначена административная ответственность за создание помех) проверки проводятся каждые три года. Категория среднего риска присваивается за совершение в последние три года хотя бы одного административного правонарушения из внушительного списка, что влечет проверки не чаще одного раза в три года. Один раз в пять лет проверяют, если в течение пяти последних лет были выявлены нарушения обязательных требований в области связи, не связанные с привлечением к административной ответственности (это категория умеренного риска). В остальных случаях присваивается категория низкого риска (что означает отсутствие проверок). В эту же категорию попадают организации (ИП), в отношении которых Роскомнадзором не было принято решение о присвоении категории риска.
И еще: если юридическое лицо (ИП) не согласно с присвоенной его деятельности в области связи категории риска (например, по решению суда привлечение к административной ответственность признано неправомерным), ему предоставлено право подать в установленном порядке в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенной ранее категории риска. Как это сделать, смотрите в Правилах отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.