советник государственной гражданской службы РФ III класса
1 января 2007 года произошло знаменательное событие – вступили в силу поправки в часть первую Налогового кодекса. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ (далее – Закон) существенно изменил нормы, регулирующие взаимоотношения банков и налоговых органов. В первую очередь это касается приостановления операций по банковскому счету. Об этом и других, не менее важных изменениях, рассказывает специалист из Управления налогового контроля ФНС России.
Поправки в первую часть Налогового кодекса затронули такую важную группу отношений, регулируемых налоговым законодательством, как банки. Андрей Владимирович, как вы в целом оцениваете поправки, касающиеся взаимодействия банков с налоговыми органами?
– Безусловно, изменения, внесенные Законом в часть первую Налогового кодекса, очень существенны. Они затрагивают 18 из 20 глав первой части.
Если рассматривать поправки в целом, то можно сказать, что круг обязанностей банков расширился. В первую очередь это касается порядка осуществления банками своих обязанностей. Но я считаю, что реформирование в этом направлении неизбежно. Об этом красноречиво свидетельствует и международная практика. Опыт зарубежных коллег показал, что тесное взаимодействие налоговых органов с банками говорит об исключительно положительной роли в организации налогового контроля. Без этого дальнейшее совершенствование налогового администрирования просто невозможно. Кроме того, предоставление банками сведений в налоговые органы позволит инспекторам лучше отслеживать финансовые потоки фирм.
То есть, законодательные новшества призваны усилить контроль за работой фирм со стороны налоговых органов?
– Ну почему же? Главная цель реформирования – совершенствование налогового контроля. Гарантии прав организаций упрочнились, процедура налогового контроля стала более понятной, а исполнение обязанности по уплате налогов – менее обременительными. Согласитесь, очень позитивные тенденции.
Безусловно, более детальная и жесткая регламентация механизмов отрицательно повлияет на работу тех фирм, которые используют незаконные схемы ухода от налогов...
О каких механизмах идет речь?
– С 2007 года Закон возложил на банки дополнительную обязанность. Теперь они должны сообщать об изменении реквизитов счета организации или индивидуального предпринимателя. Напомню, что раньше кредитные организации сообщали в налоговую только об открытии или закрытии счета.
Это дополнение внесли специально для тех случаев, когда изменение реквизитов счета происходит без расторжения договора банковского счета и заключения нового договора. Дело в том, что в такой ситуации налоговые органы фактически не располагают данными о том, какие счета использует компания в своей деятельности. Закон же исправил эту ситуацию.
Каким образом будет происходить процедура сообщения этих сведений налоговым органам?
– Сообщение может быть направлено как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Причем направлять его нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения банка. Дальнейшая передача информации происходит уже внутри системы налоговых органов. Срок сообщения банком сведений остается прежним – пять дней с момента изменения реквизитов. Однако следует учитывать, что поскольку срок исчисляется в рабочих днях, то фактически он увеличился.
Инструкция, регламентирующая порядок сообщения банком об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета, в электронном виде должна быть разработана Центральным банком по согласованию с ФНС России в ближайшее время.
В Законе сказано, что справки о наличии денег на счетах фирмы могут быть запрошены только при проведении налогового контроля. Значит ли это, что теперь сотрудники налоговой службы не смогут запрашивать сведения о третьих лицах?
– Фактически так и получается. Ведь, согласно внесенным изменениям, справки, а также выписки по счетам компании инспекторы могут запросить только во время проведения налоговой проверки. Эти данные могут быть запрошены также после вынесения решения о взыскании налога или в случае приостановления операций по счетам фирмы.
То есть, сотрудники налоговой могут запросить информацию в банке в отношении третьих лиц только при проведении контрольных мероприятий в отношении самих третьих лиц.
Прояснил ли принятый Закон вопросы, связанные с блокировкой счета фирмы?
– Да, Закон действительно прояснил многие спорные моменты, связанные с приостановкой операций по счетам фирм.
Так, с 1 января 2007 года налоговые органы могут обращаться в суд с исками о возмещении ущерба. Эта поправка будет действовать в случаях, когда банк списал деньги уже после того, как получил решение налоговой о приостановке операций по счету фирмы. В результате таких действий взыскать задолженность стало невозможно. Теперь суд может обязать банк возместить ущерб, причиненный государству.
Но это не все. Законодатели предусмотрели еще одно положение по борьбе с неправомерным списанием денег. Теперь кредитные организации обязаны фиксировать дату и точное время получения решения о «заморозке» счета. Таким образом можно будет без труда отследить, в какой момент банк провел операцию – до получения решения или после.
Кроме того, в Налоговом кодексе появился дополнительный пункт, предусматривающий очередность списания средств со счета организации.
Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом нововведении
– Дело в том, что раньше только в статье 60 Налогового кодекса упоминалось об очередности списания средств. А теперь статья 76 прямо предусматривает, что приостановка операций не распространяется на платежи, очередность которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Кстати, теперь это положение действует не только при перечислении налогов и сборов, но также и при уплате пеней и штрафов. Это дополнение появилось из-за того, что в ряде случаев банки, имея решение о приостановке операций, отказывались проводить их и в отношении налогов и сборов.
Изменился ли процесс разблокировки счета?
– Как и раньше, блокировка счета будет действовать до тех пор, пока банк не получит решение об ее отмене. Однако в новой редакции кодекса будет не важно, за счет чьих именно действий сумма налога была перечислена в бюджет – самого плательщика или налоговых органов.
Пожалуй, самое заметное отличие новой редакции Закона от старой – то, что налоговые органы не смогут блокировать счета фирмы полностью. Это совершенно новые положения, которых раньше не было в кодексе. Ведь раньше фирма не могла пользоваться счетом до тех пор, пока сотрудники налоговой службы не отменят арест.
На этом вопросе следует остановиться подробнее. В каких случаях и как фирма может снять блокировку своего счета?
– Если общая сумма денег на счете организации больше, чем указано в решении о приостановлении операций, фирма может подать в налоговую заявление об отмене блокировки счета. Причем не важно, сколько банковских счетов у компании. Главное, чтобы совокупная сумма денег на этих счетах превышала размер требований инспекторов.
Чтобы отменить блокировку счета, плательщику нужно подать в налоговую инспекцию заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. При этом он должен указать те счета, на которых есть деньги для исполнения решения о взыскании налога. Сотрудники налоговой обязаны в двухдневный срок со дня получения такого заявления принять решение об отмене ареста счета организации. Но только в части превышения суммы денег, которая указана в решении налогового органа.
Установлены ли какие-то ограничения по сумме, на которую инспекторы могут блокировать счет фирмы?
– Как я уже сказал, решение о блокировке распространяется не на все денежные средства, которые есть на счете, а в пределах суммы, указанной в самом решении о приостановлении. То есть, на сумму налога, подлежащую взысканию. Разумеется, это положение действует только при взыскании недоимки, и не связано с непредставлением налоговой декларации.
Таким образом, налоговые органы могут «заморозить» счет только на сумму задолженности перед бюджетом. А в случае непредставления налоговой декларации ограничения законодательно не установлены.
Андрей Владимирович, какие проблемы, которые, на ваш взгляд, требовали прояснения, не были решены?
– Безусловно, всегда остаются вопросы, которые требуют дальнейшего совершенствования. Например, в принятом Федеральном законе не нашли отражения предложения по совершенствованию статей 20 и 40 по контролю за трансфертным ценообразованием.
Но мне хотелось бы заострить внимание на другом важном вопросе, который так и остался открытым. Законодатели не уточнили в рассматриваемой норме Налогового кодекса, о каких именно счетах банки должны информировать налоговые органы, хотя эта проблема очень актуальна и сейчас.
Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. В чем суть данной проблемы?
– Это связано с различным толкованием термина «счет», который используется в Налоговом кодексе.
Дело в том, что налоговое законодательство не использует это понятие «по умолчанию» – в кодексе есть специальное определение счетов для целей налогообложения. Так, счетом признают расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций.
В результате получается несоответствие налогового термина «счет» тому термину, который используется в рамках гражданского и банковского права. А раз в законодательстве нет единого толкования, то возникает несогласованность позиций по этому вопросу.
Мнение ФНС, отражаемое в подготавливаемой корреспонденции, сводится к тому, что обязанность банков распространяется на сообщение сведений об открытии и закрытии депозитных, ссудных, транзитных валютных, текущих валютных, специальных транзитных валютных счетов.
Какие аргументы приводят налоговые органы в защиту своей позиции?
– Дело в том, что понятие счета, используемое в Налоговом кодексе, распространяется на счета, которые открыты на основании договора банковского счета. Если учесть, что правила, прописанные в главе «Банковский счет» Гражданского кодекса, распространяются на счета банков (если специально не установлено иное), то все вышеперечисленные счета, по мнению ФНС, подпадают под определение Налогового кодекса. А значит, банки обязаны сообщать в налоговую об открытии или закрытии всех этих счетов.
Однако сотрудники Минфина думают иначе...
– Да, действительно, существует и другой подход к данной проблеме. Позиция Минфина, выраженная в целом ряде писем, сводится к тому, что Министерство финансов не относит депозитные, ссудные и транзитные счета к счетам в целях налогового законодательства. Поэтому существовало мнение о том, что в Налоговом кодексе может быть установлен закрытый перечень банковских счетов, подпадающих под терминологию Налогового кодекса и приведенного в нем определения «счета». Учитывая, что такие изменения внесены не были, то, вероятнее всего, эта проблема будет решаться на подзаконном уровне.