Журнал "Двойная запись"  
Ирина Борисова,
обозреватель журнала "Двойная запись"

Упразднение налоговой полиции породило период "двоевластия": формально президент объявил о том, что функции налоговых полицейских уже перешли милиции, фактически - они перейдут только 1 июля этого года. Однако, некоторые бухгалтеры уже столкнулись с сотрудниками УБЭП. И по их отзывам, с полицейскими было проще.

УБЭП проверит налоги?

За последнее время в редакцию обратилось несколько бухгалтеров с вопросом, имеют ли право сотрудники УБЭП проводить налоговые проверки? И какие документы им необходимо предъявлять? Как выяснилось, наши читатели уже столкнулись с представителями управления по борьбе с экономическими преступлениями, которые, не дожидаясь официальных документов, с энтузиазмом взялись за дело.

Виктор Пелеев, главный бухгалтер:

- На днях в нашу компанию пришли из УБЭП, сообщив, что теперь они проверяют, как мы уплачиваем налоги. Руководство отсутствовало, поэтому общаться с новыми контролерами пришлось мне. Сотрудники УБЭП потребовали представить все документы, открыть сейф, прекратить работу и "покинуть компьютеры". На мой вопрос, на каких основаниях все происходит, мне ответили, что давать никаких разъяснений не обязаны и  документы, кроме удостоверений, мне показывать не будут. Не стану вдаваться в подробности, скажу только, что в результате "непродолжительной встречи была достигнута всесторонняя договоренность". Возникает вопрос: когда закончится "двоевластие" и станет понятно, кто все-таки вправе проводить проверки, кто - нет, и как защитить себя. 

По словам наших собеседников, сотрудники УБЭП приходят втроем - вчетвером, и проверять пытаются все: от уплаты налогов до наличия трудовых договоров и санитарных книжек продавцов. Так как большинство бухгалтеров до этого не сталкивалось с борцами с экономическими преступлениями, как себя вести в сложившейся ситуации, они не знают.

На самом деле, новые полномочия УБЭП однозначно пока не определены.

Олег Ткаченко, директор юридической конторы "Традиция":

- Сейчас УБЭПовцы не имеют права проводить налоговые проверки на предприятиях. В Указе Президента № 306 от 11 марта 2003 г. четко и ясно сказано, что налоговая полиция упраздняется с первого июля 2003 года, и именно тогда ее функции передаются в МВД России. Причем не сотрудникам УБЭП, а вновь организованной Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям.  До этой даты налоговая полиция продолжает исполнять свои обязанности, а УБЭП может проводить только проверки допроцессуального характера в соответствии с УПК РФ.

Эту же информацию подтвердили в пресс-службе ГУБЭП МВД России. При этом было подчеркнуто, что на сегодняшний день УБЭП вправе проводить только милицейские проверки в соответствии с законодательством.

Внимание: вас "наблюдают"

С одной стороны, получается, что никаких законных прав для налогового контроля у милиции пока нет. С другой, право "проводить милицейские проверки" - понятие очень расплывчатое, и насколько простираются в этих проверках полномочия сотрудников милиции, рядовые коммерсанты не знают. Именно поэтому, межрегиональная организация "Московская ассоциация предпринимателей" направила официальное письмо на имя временно исполняющего обязанности начальника ГУБЭП СКМ (служба криминальной милиции - примеч. редакции) МВД России Анатолия Гулькова, в котором попросила разъяснить права и обязанности милиционеров при проверках организаций.

И, надо сказать, ответ предприниматели получили любопытный, но не вызывающий энтузиазма (письмо МВД России №7/1/2033 от 28 марта 2003 г.). Особо радует начало письма Анатолия Гулькова, где написано буквально следующее: "Законодательством Российской Федерации функции государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью на милицию не возлагаются, органом государственного контроля (надзора) она не является...". Такое оптимистичное заявление заканчивается, однако, совершенно нелогичным выводом: "...соответственно действие положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" на нее не распространяется". Милиция, пишет в письме Анатолий Гульков, действует на основании Закона "О милиции" (что, впрочем, неудивительно). А вот далее в письме перечисляется, на что же, в соответствии с вышеуказанным законом милиция имеет право. В частности, "при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства" милиция может беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями, проводить обследования помещений, совершать проверочные закупки, сбор образцов для сравнительного исследования и так далее.

При этом сразу можно отметить, что слова "и так далее" расширяют возможности сотрудников милиции до тех пределов, которые именно им, сотрудникам, необходимы.  А данными, наличие которых необходимо для проверки, в общем-то, могут служить и анонимные сообщения.

На вопрос предпринимателей, какие же именно документы обязаны предъявлять сотрудники милиции, им любезно ответили, что "права сотрудников милиции...могут осуществляться как с предъявлением определенных предписаний (постановлений), так и без таковых в зависимости от того, какие именно действия и в рамках какого законодательства они проводятся". То есть, говоря простым языком, милиция вообще может не предъявлять никаких документов. Достаточно подобрать нужную ссылку на тот закон, который в настоящее время им удобен.

А законов для использования законодательных лазеек у милиционеров много. Основные - это уже упоминавшийся закон "О милиции", Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, КОАП РФ, Закон об оперативно-розыскной деятельности (ОРД)...

В каждом из этих законов прописаны действия сотрудников МВД России, и в совокупности их возможности практически бесконечны.

В частности, в соответствии с Законом об ОРД, "оперативные подразделения органов внутренних дел вправе проводить обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств...", сообщает в своем письме г-н Гульков. Правда, здесь уточняется, что на проведение оперативно-розыскных мероприятий милиционерам  все-таки требуется предъявлять документы: поручение следователя, органа дознания, указания прокурора по уголовным делам, находящимся в его производстве. Но список продолжается любимой фразой российских чиновников: "а также иные документы, утвержденные руководителем органа внутренних дел". Здесь хорошо бы в ближайшем отделении милиции уточнить, что же имеется в виду под "иными документами", потому что пришедший на проверку сотрудник спокойно может утверждать, что таковым документом является его служебное удостоверение.

Продолжая перечень прав сотрудников МВД, Анатолий Гульков опять перескакивает на закон "О милиции", добавляя, что они имеют право получать от граждан и должностных лиц "необходимые объяснения, сведения, справки, документы". Здесь тоже ссылки на законодательство разнообразны. С одной стороны, документы могут изъять "в рамках уголовного преследования по возбужденному уголовному делу" (ст. 183 УПК РФ), с другой - "в рамках дел оперативного учета" (ст. 10 Закона об ОРД). Правда, г-н Гульков забыл упомянуть, что по тому же закону, изъять у вас документы могут даже при простом подозрении на противоправные действия (был сделан анонимный звонок, написано заявление). То есть, при желании контролера в погонах, вы сможете лишиться документов практически без повода. А уж если документы у вас изъяли, то обратно их вы не получите. Впрочем, при необходимости, вам предоставят их копии, заверенные в ОВД.

Кроме того, Анатолий Гульков любезно сообщил предпринимателям, что УБЭП вправе устанавливать без уведомления руководства юридического лица видеонаблюдение в офисах фирм, так как это не противоречит оперативно-розыскному законодательству, "потому что оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться гласно и негласно".

Будь готов?

Получается, что милиционерам разрешено практически все. Грань между милицейскими и налоговыми проверками слишком тонка, и надо очень хорошо изучить законодательство, в котором прописаны права и обязанности сотрудников милиции, чтобы эффективно противостоять УБЭПовцам, если, по вашему мнению, они превышают свои полномочия. Самое печальное, что, судя по ответу руководства ГУБЭП, независимо от выполнения налоговой полицией своих обязанностей до начала июля, параллельно с ними вполне могут работать и сотрудники УБЭП. Причем, проводя идентичные проверки. То есть вместо одной налоговой полиции, у нас на период безвременья появилось две.

Что можно посоветовать бухгалтерам? Для начала, все-таки изучить права и обязанности милиционеров. Если у вас возникло подозрение, что под видом проверяющих к вам пришли вымогатели в форме, вы вправе потребовать удостоверения и, позвонив в дежурную часть (950-4440, дежурная часть УБЭП г. Москвы, 239-6867, дежурная часть ГУБЭП МВД России) уточнить, действительно ли эти люди пришли на проверку. По телефону дежурной части ГУБЭП можно уточнить телефон УБЭП вашего региона. По словам руководителя пресс-службы ГУБЭП полковника Александра Воробьева, такого звонка зачастую достаточно, чтобы коммерсанты могли оградить  свою фирму от поборов мошенников.

Кроме того, в МВД России существует Главное управление собственной безопасности, которое напрямую подчиняется министру. Задача этой службы - раскрывать преступления, совершаемые сотрудниками милиции. Если у вас гласно или негласно вымогают взятку, в дежурной части всегда можно узнать телефон этой службы, и, позвонив туда, сообщить о любителях легкой наживы.

 
Отдел подписки журнала "Двойная запись": (095) 785-01-13
E-mail: dz@glavbukh.ru