А. В. Стефанская, редактор
Журнал "Спутник главбуха (Самарская область)" № 1, 2008

О том, как строится сегодня работа отделов налогового аудита и какие дополнительные возможности по защите своих прав есть у налогоплательщиков, рассказывает Алексей Викторович Демин, начальник отдела налогового аудита УФНС России по Самарской области.

Досье «Спутника Главбуха»

Алексей Викторович Демин,
начальник отдела налогового аудита УФНС России по Самарской области, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Образование: окончил кооперативный техникум, затем юридический факультет Современного Гуманитарного Университета.

Карьера:
работу в налоговых органах начал в 1996 году (инспектор в ИФНС по Кировскому району г. Самары);
с 2003 года работает в УФНС России по Самарской области (консультант юридического отдела, затем заместитель начальника юридического отдела);
с 2006 года по настоящее время является начальником отдела налогового аудита областного УФНС.

- Алексей Викторович, что послужило причиной для формирования в рамках налоговой службы отделов налогового аудита?

- Напомню, что отделы налогового аудита как специальное структурное подразделение появились в налоговых органах с января 2006 года (приказ ФНС РФ от 9 ноября 2005 г. № САЭ-3-15/572). Их создание было обусловлено четырьмя главными целями:

1) улучшить качество контрольных мероприятий, проводимых налоговой службой;
2) держать под контролем законность проводимых налоговиками мероприятий;
3) следить за соблюдением прав налогоплательщиков;
4) существенно снизить нагрузку арбитражных судов.

- Такие отделы существуют не только в УФНС, но и в каждой районной налоговой инспекции?

- Да. Но функции отдела налогового аудита в УФНС и функции аналогичных отделов в районных инспекциях несколько различаются.

В районных налоговых инспекциях отделы налогового аудита «специализируются» в основном на рассмотрении возражений налогоплательщиков по актам проведенных налоговых проверок. Вообще предполагается, что после проведения проверки налоговые инспекторы должны передать составленный акт проверки в отдел налогового аудита. А отдел налогового аудита в свою очередь должен всесторонне и объективно оценить этот акт, указать на имеющиеся в нем недостатки, возможно, порекомендовать привести какие-то дополнительные доказательства.

- Получается, что любой акт по итогам камеральной или выездной проверки теперь проходит через оценку отдела налогового аудита соответствующей налоговой инспекции?

- Да. Согласно рекомендациям ФНС РФ, все акты должны проходить через отделы налогового аудита.

Поэтому в настоящее время действует такой порядок: подразделение налоговой инспекции, которое проводило проверку, уведомляет налогоплательщика о месте и времени рассмотрения возражений по акту. Налогоплательщик представляет свои возражения, и именно отдел налогового аудита отвечает за документирование возражений налогоплательщика, непосредственно участвует в коллегии по рассмотрению возражений, ведет протокол заседания коллегии.

- Налогоплательщик тоже получает экземпляр протокола заседания коллегии?

- Да. Но дело в том, что в протоколе указываются лишь формальные моменты: кто присутствовал на коллегии, предмет обсуждения. Результат по итогам коллегии налогоплательщику не объявляется, поскольку у отдела налогового аудита должно быть время для подготовки заключения по доводам, представленным обеими сторонами.

Свое заключение отдел налогового аудита обязательно доводит до сведения руководства налоговой инспекции. Очень часто в своем заключении отдел налогового аудита рекомендует провести дополнительные контрольные мероприятия, которые помогут усилить позицию налогового органа. Либо, напротив, сообщает руководству, что дальнейшие действия в отношении конкретного налогоплательщика, учитывая сложившуюся арбитражную практику, абсолютны бесперспективны.

- Какую арбитражную практику налоговики принимают во внимание в первую очередь? Ту, которая сложилась по Поволжскому округу?

- Прежде всего, учитывается позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, поэтому мы внимательно следим за всеми его постановлениями и Определениями. Большую роль играет и судебная практика, сложившаяся в нашем регионе. В этом случае сотрудники отдела налогового аудита обращаются к информационно-правовой базе, анализируют сложившуюся ситуацию и доводят до руководства информацию о том, что ФАС Поволжского округа по данному вопросу принимает решения не в пользу налоговых органов.

- Окончательное решение по акту проверки принимает исключительно руководство налоговой инспекции?

- Да, решение всегда остается за руководителем налоговой инспекции либо его заместителем. Однако следует учесть, что принятое решение всегда является следствием работы всех отраслевых отделов инспекции по проверяемым видам налогов, итогом рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщика и его возражений, а также учитывает заключение, данное отделом налогового аудита.

- С возражениями по актам проверок понятно. Скажите, рассматривают ли районные отделы налогового аудита жалобы налогоплательщиков?

- Рассматривают, но не все жалобы. Например, они не вправе принимать к рассмотрению жалобы налогоплательщиков на уже принятые ненормативные акты (то есть решения, требования) налоговых органов.

А вот написать жалобу на имя руководителя налоговой инспекции о том, что конкретный налоговый инспектор Иванов допустил нарушение своих обязанностей или каким-то образом ущемил законные интересы налогоплательщика, можно. Такие жалобы районные отделы налогового аудита рассматривают.

- Таким образом, специфика отдела налогового аудита УФНС состоит именно в рассмотрении жалоб налогоплательщиков на ненормативный характер решений, принятых в районной налоговой инспекции?

- Да, все правильно. Чаще всего к нам поступают жалобы налогоплательщиков на необоснованность привлечения их к налоговой ответственности.

И еще отдел налогового аудита УФНС занимается рассмотрением возражений по актам повторных выездных налоговых проверок, проведенных не только районными налоговыми инспекциями, но и самим УФНС. То есть мы следим за законностью, обоснованностью, полнотой сбора доказательной базы.

- Предположим, налогоплательщик пожаловался на инспектора Иванова, а налоговая инспекция заступилась за своего работника. Может ли налогоплательщик обратиться с этим же вопросом в УФНС?

- Обратиться в вышестоящий налоговый орган – законное право налогоплательщика.

- Многие ли налогоплательщики, обратившись в отдел налогового аудита УФНС, одновременно подают иск в суд?

- Практика показывает, что в настоящее время большая часть налогоплательщиков пытается решить возникшую проблему в досудебном порядке, поэтому обращается в вышестоящий налоговый орган. Это резонно со всех точек зрения, включая материальный аспект. В отличие от суда, рассмотрение жалобы в УФНС происходит совершенно бесплатно, никакой госпошлины платить не надо. Кроме того, в УФНС жалоба в любом случае будет рассмотрена быстрее, чем при прохождении процедуры судебного разбирательства.

- Расскажите, чем отличается апелляционная жалоба от обычной жалобы?

- Апелляционная жалоба подается только на два вида ненормативных актов: на решение налоговой инспекции о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Решение налогового органа вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней после вручения решения налогоплательщику. Именно в течение этих 10 дней налогоплательщик вправе написать апелляционную жалобу, указав, с чем конкретно он не согласен, приложить пакет необходимых документов и отправить жалобу в ту налоговую инспекцию, которая принимала обжалуемое решение.

- На чье имя пишется апелляционная жалоба?

- Просто «В УФНС России по Самарской области…». Но отправляется жалоба в районную налоговую инспекцию.

- Отправлять апелляционную жалобу лучше почтой?

- Нет, лучше послать в налоговую инспекцию нарочного. Если, предположим, налогоплательщик отправляет апелляционную жалобу за день до вступления решения налоговиков в законную силу, то понятно, что почта никак не сможет доставить отправление в этот же или на следующий день. В результате получится, что налоговые органы будут иметь законные основания для выставления требований об уплате налога.

- Каковы действия налоговой инспекции, получившей апелляционную жалобу?

- Получив апелляционную жалобу, налоговая инспекция у себя фиксирует, что принятое решение пока не может вступить в силу, и требование не выставляет. Далее она в течение трех рабочих дней пересылает апелляционную жалобу вместе с приложенными документами к нам.

- Сегодня я стала свидетелем того, как налогоплательщик пришел в УФНС с апелляционной жалобой и долго не мог понять, что же ему делать дальше: пропускная система здесь жесткая, а потому попасть к вам в отдел он не смог. Разъясните, пожалуйста, порядок обращения в УФНС.

- В принципе, никто не запрещает налогоплательщикам обращаться не в налоговую инспекцию, а сразу в УФНС. Но это не лучший вариант: если апелляционная жалоба попадает к нам, минуя ИФНС, то нам впоследствии приходится писать в ИФНС письмо об отзыве требования, которое районные налоговики уже выставили. Поэтому лучше все-таки следовать установленному порядку и обращаться непосредственно в налоговую инспекцию.

Для приема корреспонденции от налогоплательщиков, в том числе и жалоб, в холле установлен специальный ящик. Жалобу нужно опустить в ящик, в этот же день корреспонденция забирается и регистрируется. Так что на следующий день налогоплательщик может позвонить в канцелярию и поинтересоваться входящим номером.

- В какие сроки должна быть рассмотрена жалоба налогоплательщика?

- Согласно статье 140 Налогового кодекса РФ, на рассмотрение жалобы налогоплательщика (и апелляционной, и обычной) нам отводится 30 календарных дней. Но это срок может быть продлен еще на 15 рабочих дней, если возникли сложности с получением каких-либо документов, если надо обработать большое количество информации, запросить какие-то дополнительные сведения и т.д.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы принимается решение. Если жалоба удовлетворяется, то решение налогового органа отменяется полностью или частично (в зависимости от того, в каком объеме жалоба была удовлетворена). Решение, вынесенное областным налоговым Управлением, является обязательным для исполнения районными налоговыми инспекциями. Решение должно быть исполнено ими немедленно после получения.

- О том, что срок рассмотрения жалобы продлен, налогоплательщик уведомляется?

- Нет, уведомлять его мы не обязаны.

- Налогоплательщик может приложить к своей апелляционной жалобе те документы, которые не фигурировали при проверке?

- Согласно статье 139 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вправе приложить любые документы, которые он сочтет необходимыми. А мы уже даем оценку этим документам, анализируем их, смотрим, когда они появились, почему они не были рассмотрены в рамках проверки.

- С правилами подачи апелляционной жалобы мы разобрались. Теперь давайте перейдем к нюансам подачи обычных жалоб.

- Жалоба может быть подана на любое действие (бездействие) налогового органа, любой акт ненормативного характера. Иначе говоря, налогоплательщик может пожаловаться на все, что нарушает его права.

Если на подачу апелляционной жалобы отводится всего 10 дней, то обычная жалоба может быть подана в течение года с того момента, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав.

- Получив апелляционную жалобу, налоговики автоматически приостанавливают вступление своего решения в законную силу. А в случае поступления обычной жалобы?

- Налогоплательщик вправе направить ходатайство (оформив его отдельно или сформулировав в самой жалобе) о приостановлении решения налогового органа. У нас есть право (а не обязанность!) приостановить действие оспариваемого акта, если мы видим, что это акт нарушает права и законные интересы налогоплательщика. Установить это сразу после поступления жалобы практически невозможно. Так что, скажу честно, мы данное нам право на приостановление решения налогового органа активно не реализуем.

- Насколько я понимаю, УФНС, рассматривая жалобы, непосредственно с налогоплательщиками не контактирует?

- Вы правы. Никаких встреч, комиссий мы здесь не проводим. Но это не значит, что налогоплательщик не может представить нам какие-то дополнительные объяснения или документы, а также звонить и интересоваться, как продвигаются дела с его жалобой. Мы всегда готовы ответить на вопросы налогоплательщиков.

- О простой жалобе УФНС тоже уведомляет налоговую инспекцию?

-Нет. Мы ставим ИФНС в известность только о поступлении от налогоплательщика апелляционной жалобы.

- Как происходит рассмотрение жалобы в УФНС?

- Получая жалобу, мы направляем материалы дела в районную налоговую инспекцию, чтобы те дали свое заключение по жалобе. Если возникает необходимость, то материалы дела направляются в отраслевые отделы Управления, для того чтобы узнать позицию отраслевиков по рассматриваемым в жалобе вопросам. Потом, проанализировав оба заключения, изучив материалы дела и представленные доказательства, мы принимаем решение. Конечно, вынося решение, мы руководствуемся, прежде всего, сложившейся позицией УФНС по данному вопросу, подкрепленной соответствующими разъяснениями ФНС РФ.

Тем не менее, довольно часто позиция отдела налогового аудита кардинально отличается от позиции отраслевых отделов. Так, мы нередко по-разному смотрим на вопросы о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, о вычетах по НДС.

- И кто же более либерален по отношению к налогоплательщику?

- Конечно, мы. В отличие от отделов налогового аудита, отраслевые отделы, как правило, не руководствуются сложившейся судебной практикой.

- Кто принимает итоговое решение?

- По окончании сроков рассмотрения жалобы принимает соответствующее решение руководитель УФНС или его заместитель.

Решение направляется двум заинтересованным лицам: налогоплательщику и налоговой инспекции.

- Какие ошибки допускают налогоплательщики, обращаясь с жалобами?

- Первая ошибка – непредставление налогоплательщиком документов в обоснование своих доводов. В этом случае мы в отказе пишем, что не можем дать оценку обоснованности доводов налогоплательщика ввиду непредставления им соответствующих документов.

Вторая ошибка связана с тем, что с жалобой обращается лицо, чьи полномочия документально не подтверждены. Поэтому если с жалобой обращается не руководитель фирмы, а его заместитель, исполняющий обязанности, главный бухгалтер и т.д., то к жалобе обязательно должны быть приложены приказ руководителя, подтверждающий полномочия данного лица, либо доверенность. Если речь идет о работнике этой организации, то заверять доверенность у нотариуса не надо.

Третья ошибка – отсутствие в жалобе подписи заявителя. Такие жалобы оставляются Управлением без рассмотрения.

После устранения всех недостатков налогоплательщик может повторно обратиться с жалобой (но для апелляционной жалобы в любом случае будет действовать 10-дневный срок!).

- Когда налогоплательщик узнает о том, что ему отказано в рассмотрении жалобы? По истечении 30 дней?

- Нет, конечно. Какой смысл тянуть с ответом? Как только такое решение будет принято, мы вышлем налогоплательщику соответствующее уведомление.

- Если был установлен факт необоснованного решения налогового органа, последуют ли санкции в отношении налоговиков-нарушителей?

- В зависимости от характера и степени установленных Управлением нарушений при рассмотрении жалобы. В любом случае Управление реагирует на такие факты путем направления в инспекцию соответствующих «разъяснительных» писем. В отдельных случаях назначаются служебные проверки, запрашиваются объяснения должностных лиц инспекций. Как правило, результатом таких действий становится применение дисциплинарного взыскания.

- Многие ли налогоплательщики, получив от УФНС отказ в удовлетворении жалобы, обращаются в суд?

- Приблизительно 20 процентов. И больше половины из этих 20 процентов судебные споры выигрывают. Так что мы уже сегодня в немалой степени облегчаем арбитражным судам их работу. На мой взгляд, большое заблуждение - считать обращение с жалобой в отдел налогового аудита занятием бесперспективным. Только за этот год мы удовлетворили почти половину жалоб налогоплательщиков.

Так что жаловаться надо обязательно, но делать это правильно.

- Можно ли сказать, что в Самарской области процент обращений в отделы налогового аудита больше, чем процент обращений в суды? Как вы сами оцениваете эту ситуацию?

- На четверку с плюсом. Кстати, напомню, что с 1 января 2009 года налогоплательщики смогут обратиться в суд только после обжалования решения по проверке в вышестоящем налоговом органе. Так что работы у нас прибавится. Мы уже сейчас готовимся к тому валу обращений, который на нас обрушится ровно через год. И первое, что надо решить, - укомплектовать кадровый состав отделов налогового аудита. Мы сейчас испытываем настоящий кадровый голод.

- Трудно стать налоговым аудитором?

- Случайных людей в отделах налогового аудита, конечно, нет. Квалификационные требования к сотрудникам отделов налогового аудита следующие: высшее юридическое или экономическое образование и стаж работы не менее 3 лет. Для юриста важен опыт участия в судебных разбирательствах, а для экономистов – опыт проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

- Большое спасибо за сегодняшнюю беседу.