Автор: Гусев А. , к.п.н., эксперт журнала
Журнал "Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений" № 8/2019
Минфином подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект), предусматривающий продление сроков давности и привлечение к ответственности за нарушение бюджетного законодательства, увеличение размера санкций за нецелевое использование средств, а также введение ответственности за ряд нарушений бюджетного законодательства. Планируется, что изменения вступят в силу 01.01.2020. Подробности – в статье.
Срок давности привлечения к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им бюджетные нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. (п. 4 Постановления № 19[1]).
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного бюджетные нарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 названной статьи за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, в настоящее время постановление об административном правонарушении за бюджетные правонарушения не может быть вынесено позднее двух лет со дня его совершения.
Законопроектом предусмотрено увеличение данного срока с двух до пяти лет.
Ответственность за нецелевое использование средств.
На основании ст. 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1 ст. 306.4 БК РФ).
Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет), а на само учреждение – от 5 до 25 % суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.
Законопроектом предусматривается увеличение размера административного штрафа за нецелевое использование средств. При этом минимальный размер штрафа составит 50 000 руб., а максимальный – 100 000 руб.
Отметим, что законопроектом предусмотрено увеличение размера административного штрафа за нарушение кредитором условий предоставления бюджетного кредита. После вступления законопроекта в силу административный штраф будет налагаться в размере от 20 000 до 50 000 руб. (в настоящее время от 10 000 до 30 000 руб.).
Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов
Напомним, что исходя из ст. 6 БК РФ под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Например, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:
-
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
-
субсидий бюджетам субъектов РФ;
-
субвенций бюджетам субъектов РФ;
-
иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
-
межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Согласно ст. 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Административная ответственность за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов установлена в ст. 15.15.3 КоАП РФ. Законопроектом положения данной статьи будут дополнены новой ч. 2.1, предусматривающей административную ответственность нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии и (или) иные межбюджетные трансферты в целях достижения результатов федеральных проектов в части мероприятий, реализуемых в субъекте РФ в рамках региональных проектов, порядка и (или) условий предоставления указанных субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов. Совершение такого деяния повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет).
Кроме того, вводится административная ответственность за бюджетные нарушения финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены субсидии и (или) иные межбюджетные трансферты в целях достижения результатов федеральных проектов в части мероприятий, реализуемых в субъекте РФ в рамках региональных проектов, порядка и (или) условий предоставления (расходования) указанных субсидий (или) иных межбюджетных трансфертов (ч. 4 ст. 15.15.3 КоАП РФ). Данное деяние также повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Еще одним новшеством будет введение административной ответственности для высших должностных лиц субъектов РФ (главы муниципального образования) в случаях привлечения в течение календарного года пять и более раз к административной ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления) в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 15.15.3, ч. 3 ст. 15.15, ч. 3 ст. 15.15.1, ч. 2 ст. 15.15.2 и ст. 15.14 КоАП РФ. В такой ситуации указанным лицам будет грозить административный штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. (если нарушение допущено в период исполнения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (главы муниципального образования)).
Недостижение целей, показателей и результатов федерального проекта.
Законопроектом предусмотрено введение административной ответственности за недостижение целей, показателей и результатов федерального проекта; с этой целью положения гл. 15 КоАП РФ дополняются новой ст. 15.15.3.1. Согласно ч. 1 данной статьи недостижение целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в субъекте РФ в рамках регионального проекта, повлечет наложение административного штрафа на должностное лицо, являющееся руководителем регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в размере от 20 000 до 50 000 руб. или его дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
При этом, если данные санкции будут применены в течение календарного года пять и более раз, к ответственности будет привлечено уже высшее должностное лицо такого субъекта РФ, при условии, что нарушение допущено в период исполнения его полномочий (ч. 2 ст. 15.15.3.1 КоАП РФ). Административный штраф в данном случае составит от 50 000 до 100 000 руб.
Нарушение требований, установленных бюджетным законодательством РФ.
Также вводится административная ответственность за бюджетные нарушения требований, установленных бюджетным законодательством РФ. В силу положений вводимой ст. 15.43 КоАП РФ несоблюдение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (из бюджета субъекта РФ), определенных п. 2 – 4 ст. 130 БК РФ (п. 2 – 4 ст. 136 БК РФ), нарушение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) предельных значений размера дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета), объема заимствований субъектов РФ (муниципальных заимствований) и объема государственного долга субъекта РФ (муниципального долга), установленных п. 2 и 3 ст. 92.1, ст. 106 и 107 БК РФ, невыполнение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) условий соглашения о мерах по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) и (или) плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования), а также невыполнение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления), в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета (доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации, замененной дополнительными нормативами отчислений)) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ (50 % объема доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, а также в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более трех последних отчетных финансовых лет), обязательств, установленных соглашениями, предусматривающими меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов РФ в соответствии с п. 10 ст. 131 БК РФ (по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований в силу п. 8 ст. 137 и п. 8 ст. 138 БК РФ), повлечет наложение на высшее должностное лицо субъекта РФ (главу муниципального образования) административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 руб. (от 20 000 до 50 000 руб.).
* * *
В заключение еще раз отметим, что рассмотренный законопроект в форме нормативного документа должен вступить в силу с 01.01.2020. [1] Постановление Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».