Источник: АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Довод общества о том, что в случае отмены вышестоящим налоговым органом решений налоговой инспекции, оно не может быть привлечено к налоговой ответственности, признан ошибочным (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 декабря 2018 г. № А40 – 16571/2018).
Налоговая инспекция направила юрлицу требование о представлении документов по взаимоотношениям с контрагентом. В связи с тем, что документы были не представлены, налоговый орган вынес решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 2 ст. 126 Налогового кодекса в виде штрафа 10 тыс. руб. На данное решение общество подало жалобу, по результатам рассмотрения которой инспекция вынесла новое решение и уменьшила штраф в 8 раз. Но, посчитав свои права нарушенными, юрлицо обратилось с жалобой в Управление на оба решения нижестоящего налогового органа. В ходе рассмотрения жалобы Управление ФНС России по субъекту Федерации выявило нарушения процедуры привлечения к налоговой ответственности, допущенные налоговой инспекцией.
А именно, юрлицу не обеспечена возможность участия в их рассмотрении. На основании рассмотренных материалов и документов, Управление отменило решения инспекции и приняло новое решение о привлечении лица к ответственности в виде штрафа 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 126, п. 3, абз.2 п. 5 ст. 140 НК РФ). Суды трех инстанций согласились с Управлением в том, что его решение не привело к дополнительным взысканиям, кроме предусмотренных п. 2 ст. 126 НК РФ и не ухудшило положение общества. Таким образом, права и законные интересы не могут быть признаны нарушенными.
По результатам рассмотрения дела кассационный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Комментирует Мария Тимербаева, Налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:
Одной из основных процедур комплекса мероприятий налогового контроля является представление документов по требованию (ст. 93, ст. 93.1 НК РФ).
Часто возникают ситуация, когда организации по тем или иным причинам игнорируют требования налогового органа о представлении документов, не задумываясь о последствиях.
Однако, непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей (п.2 ст. 126 НК РФ).
По факту выявленного нарушения налоговый орган выносит решение о привлечении к налоговой ответственности.
В случае, если инспекцией была нарушена процедура привлечения к налоговой ответственности, организация имеет право обжаловать такое решение в вышестоящем налоговом органе.
При этом, организации ошибочно полагают, что, в случае отмены вышестоящим налоговым органом решения инспекции, вообще не должны платить штраф.
Позицию организации с аналогичными доводами Апелляционный суд Московского округа не подержал, пояснив, что в случае отмены Управлением решения инспекции, вынесенного с нарушениями, оно имеет право вынести свое решение о привлечении к налоговой ответственности по тем же основаниям, только если оно не приведет к дополнительным взысканиям и не ухудшит положение общества (АС МО от 18 декабря 2018 г. № А40 – 16571/2018).
Таким образом, несмотря на то, что, Управление отменит решение инспекции, выявив нарушение процедуры привлечения к налоговой ответственности, организация не освобождается от ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, в том числе и от уплаты штрафа.
Обращаем внимание, что существует случай, когда можно избежать уплаты штрафа за непредставление документов по требованию, а именно:
ранее представленные в налоговые органы документы, независимо от оснований для их представления, могут не представляться, при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов срок о том, что истребуемые документы были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (п.5 ст. 93 НК РФ).