Автор: Елена Миронова, юрист-аналитик юридической фирмы «Ветров и партнеры»
Простое товарищество – форма сотрудничества бизнесменов, наряду с иными формами, такими как, например, франшиза. При заключении договора простого товарищества стороны определяют, какой вклад каждая из них внесет в общее дело и как в дальнейшем будет распределена прибыль. Товарищи участвуют в таком договоре на равных, что выгодно отличает его от франшизы.
Фабула дела
Более двадцати лет директор возглавлял научное предприятие. В период его руководства им было создано дочернее общество предприятия, в котором он являлся и участником и руководителем. Позднее с дочерним обществом был заключен договор простого товарищества, согласно которому велось строительство многоэтажного жилого дома.
После распределения прибыли, по итогам которого дочернему обществу перешел ряд квартир в построенном доме, к уже бывшему директору предприятия был предъявлен иск о возмещении убытков предприятию.
На предприятии было заменено руководство: назначен новый директор, который выявил многочисленные нарушения прав предприятия предыдущим директором и его недобросовестное поведение в целом по отношению к предприятию, которое он длительное время возглавлял.
Аргументы сводились к тому, что переход права собственности на квартиры дочернему обществу является незаконным, а также то, что заключенный договор простого товарищества таковым не является: это смешанный договор подряда и услуг. Аргументы бывшего директора предприятия сводились к тому, что подписанием актов приема-передачи квартир предприятие одобрило сделку по их переходу в собственность общества.
Суд взыскал с директора убытки.
Судебный акт: Постановление Арбитражного апелляционного суда Северо-Кавказского округа от 01 октября 2018 г. по делу А53-18590/2016
Позиция суда
1.Суд при рассмотрении дела принял во внимание решение суда о признании недействительным договора простого товарищества: согласно решению, вступившему в законную силу, договор является смешанным договором оказания услуг и выполнения работ, но не договором простого товарищества.
2.Суд констатировал, что передача квартир произошла без соблюдения установленного порядка одобрения сделок с заинтересованностью (один директор в обеих компаниях) и на основании недействительного договора.
3. Суд согласился с расчетами экспертов по оценке рыночной стоимости переданных квартир и посчитал сумму убытков, причиненных предприятию директором: предприятию нанесен ущерб, сумма которого доказана, равно как и доказана причинно-следственная связь между действиями директора и убытками предприятия.
4. Судом принят во внимание и тот аргумент, что директор впоследствии стал крупнейшим участником дочернего общества предприятия, не только его директором, следовательно, мог принимать решения, определяющие судьбу дочернего общества.
Комментарии
1) Договор простого товарищества, не отражающий суть товарищества и цель его создания, а также не содержащий сведения об основных обязательных условиях договора простого товарищества, определенные законом, может и не являться таковым, ввиду чего суд может переквалифицировать такой договор на договор оказания услуг или договор выполнения работ либо смешанный договор, как и произошло в рассматриваемом деле.
2) Деятельность участников делового оборота, в силу закона, должна быть добросовестной. Таким образом, при создании дочерних компаний, при подписании договоров, в том числе договоров простого товарищества, необходимо действовать добросовестно.
3) Директор несет риск взыскания убытков при разделе имущества простого товарищества. При этом избежать взыскания убытков помогут доказательства добросовестности в действиях, соблюдение порядков одобрения сделок во всех случаях, указанных в законе, а также заключение договоров, текст которых соответствует всем требованиям закона к таким договорам.