Франшиза – это объект договора франчайзинга. В качестве франшизы выступает комплекс благ, который состоит из полученных прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для организации собственного бизнеса (создания и ведения бизнеса).
Как правило, за франшизу платится паушальный (вступительный) взнос или роялти - процент от прибыли компании, получившей франшизу.
Франшиза в страховании –это часть ущерба, не выплачиваемая (удерживаемая) страховой компанией при наступлении страхового случая (события).
Франшиза является договором коммерческой концессии, согласно которому одна сторона (фрайчазер) предоставляет другой стороне (франчайзи) права использовать комплекс благ для ведения бизнеса за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.
Франчайзи – это покупатель франшизы. Франчайзер – это владелец, продавец франшизы.
В качестве франшизы может выступать аренда разработанного и отлаженного бизнеса.
Приобретая франшизу, предприниматель получает готовый бизнес-план и все инструкции по ведению деятельности – как продавать товар, работать с клиентами, нанимать и обучать персонал и многое другое.
Также в качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак или технология по производству продукции со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.
На практике различают следующие виды франчайзинга:
товарный франчайзинг;
производственный франчайзинг;
деловой франчайзинг.
Товарный франчайзинг – это право продажу товара определенной торговой марки. По таким франшизам в мире открыто 90% магазинов в торговых центрах, таких как H&M, Zara, Baldinini и другие.
Производственный франчайзинг – это право производить товары определенной торговой марки. Яркие примеры – Pepsi, Coca-Cola и другие.
Деловой франчайзинг – это право на открытие бизнеса в сети франчайзера. Распространен в сфере общепита, услуг, в гостиничном бизнесе. Примеры – Макдональдс, Hilton и другие.
Существует два способа оплаты франшизы:
паушальный взнос;
роялти.
При покупке франшизы нужно сделать паушальный взнос. Паушальный взнос – это однократный платеж за право пользоваться продуктом, брендом, бизнес-моделью.
Кроме этого, также может быть предусмотрен ежемесячный платеж в виде процента от оборота.
Отметим, что ежемесячный платеж устанавливается не всегда. На практике встречаются франшизы только с однократным платежом (паушальным взносом).
Роялти - это ежемесячный платеж, это своего рода арендная плата за возможность использования раскрученного бренда.
Размер роялти составляет обычно 5-10% от оборота.
Стоимость франшизы зависит от таких факторов, как:
от известности бренда;
от территории распространения франшизы;
от срока действия договора.
Например, франшиза Макдональдса стоит:
Стоимость франшизы: 45 тыс. долл. США ;
Роялти (ежемесячные выплаты): от 12% от оборота;
Начальный капитал: от 1 млн. долл. США;
Срок договора: 20 лет (продлеваемый).
Отметим, что начальный капитал - это объем инвестиций в бизнес, то есть это информация, которая предоставляется франчайзером, о том, сколько ориентировочно денежных средств потребуется на открытие точки продаж.
Выгоду франшизы можно оценить по таким показателям:
соотношение стартовых вложений и прибыли;
отношение прибыли к выручке;
средняя годовая выручка.
При выборе франшизы, следует руководствоваться следующими критериями выбора франшизы:
Стоимость франшизы. Важно найти баланс между расходами на покупку франшизы и прибылью от открытия бизнеса по франшизе.
Срок существования компании. Состояние компании тем стабильнее, чем дольше она существует на рынке.
Поддержка франчайзера. Наличие маркетинговой и юридической поддержки - наиболее важный критерий.
Темпы расширения компании. Чем больше точек продаж открывается в год, тем компания успешнее.
При выборе франшизы вам помогут каталоги франшиз, где собраны все франшизы на рынке, расписаны условия для каждой франшизы, а также есть удобные фильтры по основным показателям. Один из популярных каталогов - каталог франшиз БИБОСС.
Франшиза является наиболее популярным видом бизнеса. Однако, есть плюсы и минусы открытия бизнеса по франшизе.
Плюсы открытия бизнеса по франшизе
Преимущество франшизы для главной компании (франчайзера) заключается в следующем:
§ получение дополнительного дохода в виде сумм паушального (вступительного) взноса или роялти от франчайзи;
§ расширение сети бизнеса под своим именем.
Преимущество франшизы для франчайзи заключается в том, что:
приобретается в аренду разработанный и отлаженный бизнес. Не нужно ничего изобретать, потому что уже есть готовая, опробованная бизнес-модель, приносящая доход;
осуществляется быстрая раскрутка бизнеса. Хорошая выручка начнёт поступать буквально со следующего дня открытия бизнеса.
не нужно тратить значительные суммы денежных средств на получение узнаваемости, потому что, покупается право на использование популярных брендов. То есть, франшизы, как правило, продают известные, раскрученные, завоевавшие доверие, бренды.
франчайзи несет минимальные затраты на рекламу. Так как, Во-первых, сам бренд говорит за себя и не требует рекламы. Во-вторых, франчайзер предоставляет рекламные материалы и проверенные способы рекламы.
имеется сниженный риск бизнеса. Вероятность провала существует, но она сведена к минимуму, так как используется проверенная, эффективная технология ведения бизнеса;
осуществляется поддержка и обучение. Можно не иметь опыт ведения бизнеса, но франчайзер заинтересован обучить франчайзи ведению бизнеса и предоставляет ему обучающие программы и проводит курсы для эффективного ведения бизнеса.
Минусы открытия бизнеса по франшизе
К минусам открытия бизнеса по франшизе для франчайзи можно отнести следующие обстоятельства:
контроль со стороны франчайзера;
высокая стоимость некоторых франшиз;
ограничения в деятельности франчайзи.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.