Журнал "Московский бухгалтер"

Федеральная налоговая служба разработала новый способ борьбы с коррупцией в своих рядах. В июле руководитель ФНС подписал приказ, согласно которому внутри ведомства будут созданы специальные комиссии. Подразделение займется урегулированием конфликтов интересов и оценит соответствие налоговиков статусу госслужащих.

Не ущемить права

Глава ФНС Михаил Мокрецов подписал 9 июля приказ № ММ-3-15/420@. Документ регламентирует создание комиссий по соблюдению требований к служебному поведению налоговиков и урегулированию конфликта интересов. Новые подразделения в структуре ФНС должны появиться уже 9 августа — в течение месяца с момента подписания документа. Структура комиссий будет многоуровневой. Например, в центральном аппарате ФНС они займутся рассмотрением дел, связанных с нарушениями правил служебного поведения сотрудников федеральной службы и руководителей региональных управлений. В свою очередь, УФНС должны будут рассматривать дела подведомственных инспекций. А комиссии при ИНФС займутся рассмотрением конфликтных ситуаций, связанных с работающими в них сотрудниками.

Однако проблема в том, что процедуры оценки соответствия налоговиков правилам корпоративной этики пока не существует, утверждает старший юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Юрий Воробьев:

— Сначала должны сформироваться определенный порядок и правила поведения, а потом необходимо создавать комиссию, которая будет заниматься соблюдением этих требований. Все понимают, что инспекторы, не имеющие четких норм поведения, не могут отвечать за нарушение правил этики.

Основная задача комиссии — не допустить ущемления прав граждан, компаний и государства из-за личной заинтересованности налоговиков. Сделать комиссии объективными позволит их смешанный состав: чиновники ФНС и независимые эксперты. Последних будут набирать из числа представителей образовательных учреждений, а также научных и других организаций. Доля экспертов должна составлять четверть от собравшихся — это поможет исключить возможный конфликт интересов внутри комиссии.

По словам председателя Комитета Мособл-думы по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Владимира Савина, в любом случае коллегиальное решение спорных вопросов всегда лучше, чем единоличное мнение одного руководителя. Тем не менее, полагает руководитель исполкома общественной организации «Деловая Россия» Николай Остарков, членами комиссии обязательно должны быть представители предпринимательских объединений. Это позволит сделать работу нового органа более объективной, считает эксперт:

— Представители ведущих общественных организаций должны участвовать в работе новых комиссий. И это будет более результативным шагом, чем привлечение абстрактных экспертов.

Собираться комиссия будет каждый раз, когда поступит информация о совершении налоговиком должностного проступка (п. 5 приказа № ММ-3-15/420@). Представленная жалоба должна быть оформлена в установленном порядке и содержать данные провинившегося инспектора, описание нарушения и сведения об источнике информации. Кроме того, в комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие нарушение налоговиком требований к служебному поведению или присутствие у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов (п. 7 приказа № ММ-3-15/420@).

Как только информация оказалась у председателя комиссии, он в 3-дневный срок с момента поступления данных выносит решение об их проверке. Изучать сведения комиссия должна в течение месяца, но в исключительных случаях этот срок можно продлить до 2 месяцев. Чтобы избежать противодействия расследованию, комиссия информирует руководителя инспектора-нарушителя о проводимой проверке. При наличии достаточных оснований начальник может отстранить инспектора от занимаемой должности на период урегулирования конфликта интересов (п. 9 приказа № ММ- 3-15/420@).

Разбор полетов

После сбора материалов, подтверждающих либо опровергающих поступившую в комиссию информацию, устанавливается дата заседания. Причем находиться на мероприятии должно не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Само заседание проходит в присутствии налоговика либо его уполномоченного представителя (п. 14 приказа № ММ-3-15/420@).

Инспектор, уличенный в несоблюдении профессиональной этики, должен представить комиссии пояснения. Кроме того, дать уточняющие показания о конфликте могут иные лица. Если установлено, что инспектор нарушил требования к служебному поведению, комиссия сообщит об этом руководителю уличенного в несоблюдении правил этики налоговика. Начальник должен будет указать инспектору на недопустимость его поведения, а также разъяснить правила профессиональной этики остальным сотрудникам (п. 17 приказа № ММ- 3-15/420@). Если будет установлена личная заинтересованность налоговика в возникшей ситуации, комиссия вынесет рекомендации, направленные на ее предотвращение или урегулирование. Руководитель провинившегося инспектора отстранит его от принятия решений по спорным вопросам. Например, налоговика могут освободить от замещаемой должности в период урегулирования конфликта интересов в соответствии со статьей 32 закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Согласно пункту 20 приказа № ММ-3-15/420@, решения комиссии оформляются протоколами и носят рекомендательный характер. Копии решения в течение 3 дней с момента его принятия направляются руководителю инспектора, самому налоговику и при необходимости иным заинтересованным лицам. Инспектор может обжаловать решение комиссии в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения.

Плюсы проекта

Изначально идея создания комиссий была несколько другой, чем в опубликованном приказе. Их деятельность касалась больше уголовно-правовой, а не этической направленности, утверждает Юрий Воробьев:

— В первоначальном варианте проект был абсолютным нонсенсом, ведь ФНС должна была фактически сама заниматься преступлениями своих сотрудников. И это выглядело достаточно странно, поскольку существует принцип разделения властей и соответственно их полномочий. В опубликованном варианте этот момент сглажен. В документе указано, что основанием для проведения комиссии является информация, полученная от правоохранительных, судебных и иных органов.

По словам юриста, приказ ФНС теоретически устанавливает особую систему контроля за деятельностью инспекторов. До настоящего момента у нас существовала общая процедура обжалования действий налоговиков, но теперь это более четко и правильно прописано, уверен Юрий Воробьев:

— Сейчас специального механизма не существует. А общий порядок даже не предусмотрен для решения частных случаев, когда возникает конфликтная ситуация с чиновниками. Вполне возможно дополнительно создать множество органов — главное, чтобы они действовали эффективно.

Организация комиссий в структуре ФНС позволит общественным объединениям отстаивать права предпринимателей. Это будет серьезным шагом на пути защиты интересов фирм, считает Николай Остарков:

— Если предприятие обращается в вышестоящую организацию, то налоговики представят отписку. Кроме того, сегодня общественные объединения не имеют официальной возможности обращаться в суд и выступать там. И арбитраж к тому же очень медлительный. Поэтому комиссии окажутся полезными только в случае их оперативной работы. Если же сроки рассмотрения вопросов будут сопоставимы с судебным разбирательством, деятельность комиссий будет малоэффективна.

Спорные аспекты

Создание специализированных комиссий уводит в сторону от решения серьезных проблем, связанных с несопоставимостью прав чиновников и предпринимателей. Поэтому гораздо правильнее вынести вопрос взаимоотношений на публичное обсуждение, говорит Николай Остарков:

— В принципе не должно быть такой асимметрии прав и обязанностей, когда чиновник может все, а предприниматель — ничего, и никак не способен воздействовать на служащего. Создавая комиссии, налоговики вроде бы поверхностно поднимают этот вопрос, но глобально проблемы не решают.

По словам аудитора компании «Вече-Инвест» Валерии Кузнецовой, изданный налоговиками приказ по идее должен разъяснять различные положения. Однако этого не происходит, утверждает аудитор:

— В пункте 5 приказа № ММ-3-15/420@ говорится, что «информация» (донос) может поступить практически от кого угодно. Однако с требованиями к служебному поведению могут и должны быть знакомы сами сотрудники ФНС. Следовательно, чтобы подать информацию о несоблюдении требований к служебному поведению, простому гражданину или организации надо знать положения закона № 79-ФЗ.

Кроме того, в документе перечислен ряд формальных требований к подготовке жалобы в комиссию, без наличия которых сведения не будут рассмотрены (п. 6 приказа № ММ-3-15/420@). Это означает, что лицо, незнакомое с этим перечнем, допустив формальную ошибку, получит отказ в приеме к рассмотрению, говорит Валерия Кузнецова:

— Обжегшись однажды, фирма вряд ли захочет обращаться повторно. Поэтому комиссии придется не расходиться или создавать специальный аппарат, который возьмет на себя первичное рассмотрение жалоб на их соответствие формальным признакам.

Кроме того, пока доподлинно неизвестно, каким образом будет проходить разбирательство. Посетитель одного из юридических форумов отметил, что, согласно документу, комиссия не обязана давать ответ обратившемуся с жалобой лицу. Это означает, что фактически налоговики просят просигнализировать о ситуации с указанием координат жалобщика, оставляя за собой право «по-тихому и не спеша разобраться».

Определенную проблему составляют полномочия комиссии в процессе разбирательств. Комиссия априори не будет рассматривать сообщения об административных правонарушениях, говорит Валерия Кузнецова. Тем не менее пункт 27 приказа № ММ-3-15/420@ регламентирует действия председателя в случае обнаружения комиссией административного правонарушения. По мнению аудитора, здесь текст противоречит самому себе.

Что касается борьбы с коррупцией, то создание комиссий выступит скорее отрицательным фактором, нежели положительным. Ведь внутриведомственное решение этой проблемы ни к чему хорошему не приведет, полагает Юрий Воробьев:

— Например, в налоговую инспекцию поступает информация о том, что ее сотрудник берет взятки. Эти сведения передаются не в милицию, а в комиссию. И в ней руководитель ИФНС является председателем. Сам факт того, что по ряду вопросов нарушается установленная процедура прохождения случаев нарушений закона, крайне негативен. Создание комиссий является в большей степени популистским решением. Приказ ФНС устанавливает процедуру контроля непонятно зачем. С одной стороны, порядок прописан, а с другой — неясно, на соблюдение чего будут проверять поведение сотрудников инспекций.

Необходима доработка

По мнению Николая Остаркова, следует более тщательно продумать меры, которым будут подвержены налоговики по результатам решения комиссии. Поэтому нужно составить специальный реестр не соблюдающих правила этики инспекторов, полагает эксперт:

— Назовем его условно — черный список чиновников с указанием причины, по которой человек попал в перечень. Он должен быть открытым для кадровых служб подразделений ФНС. И если налого-вик имеет несколько нарушений, работодатель сможет сделать в отношении такого сотрудника определенные выводы.

Если комиссии будут принимать лишь рекомендательные меры, то они вряд ли станут эффективными, считает Николай Остарков. По его словам, необходимо учитывать амбиции и честолюбие чиновников. Например, при рассмотрении вопроса о повышении инспектора в должности кадровикам хорошо бы иметь в виду, попадал ли человек в черный список.

Кроме того, эксперт предлагает ввести четкое понятие, характеризующее коррупционное поведение, — действия инспектора, провоцирующие предпринимателя предложить взятку. Это позволит комиссии определить рамки допустимого поведения налоговика, утверждает Николай Остарков:

— Необходимо жестко прописать критерии. К примеру, отказ инспектора выполнять определенное действие по несущественным обстоятельствам. Критерии можно разработать на основании опроса предпринимателей. Это позволит не ловить чиновника на взятке, а устанавливать у него такие факторы поведения.

Сами чиновники пока не могут дать однозначную оценку новому документу. По мнению источника из Минфина, данный вопрос «слишком политизирован». Если комиссии станут работать эффективно, то можно ожидать более вежливого и обходительного отношения к налогоплательщикам со стороны инспекторов. Вряд ли сотрудники налоговой службы захотят запятнать свои безупречные личные дела отрицательными «этическими» отзывами.

Журнал «Московский бухгалтер» № 15/2007