Автор: Шелег Е. Е., эксперт журнала

Журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение" № 12/2019

Требуется ли согласование с собственниками многоквартирного жилого дома размещение на фасаде здания конструкции с изображением в виде креста и вывески «Аптека»? Если согласование отсутствовало, может ли ТСЖ рассчитывать на взыскание с фарморганизации неосновательного обогащения в виде платы за размещение рекламно-информационных конструкций (вывески «Аптека») в связи с использованием общего имущества многоквартирного жилого дома?

Подобные разногласия между сторонами (дело № А40-133708/2017) не так давно разрешили судебные инстанции. О том, чем закончилось разбирательство, читайте далее.

Индивидуальный предприниматель (осуществляет функции управляющей организации ТСЖ) и ТСЖ обратились с иском в суд к ООО «Фармсервис медиал» – организации, которая на правах аренды занимает нежилое помещение в здании жилого многоквартирного дома, где размещен аптечный магазин.

По их мнению, общество использовало общее имущество многоквартирного дома (фасад здания) для размещения рекламной конструкции (вывеска аптеки на доме) без заключения договора и согласования с собственниками, в связи с чем на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение за счет истца путем сбережения денежных средств (855 856 руб.).

Вывеска аптеки, требования. К сведению

Рекламная конструкция представляет собой средство размещения наружной рекламы, монтируемое и располагаемое на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон о рекламе).

Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы (ч. 2 ст. 19 закона).

Однако суд (первая и последующие инстанции[1]) заняли сторону общества. По утверждению последнего, это не рекламная конструкция, а вывеска, для размещения которой согласование с собственниками многоквартирного жилого дома не нужно, как, впрочем, и осуществление платы за ее размещение.

При этом были приведены следующие аргументы:

  • по смыслу Закона о рекламе и норм Жилищного кодекса согласие собственников помещений в многоквартирном доме и заключение договора требуются только на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде дома;

  • Закон о рекламе не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (п. 2 и 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе);

  • в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске;

  • в силу п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске;

  • указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе если таковое осуществляется с использованием коммерческого обозначения либо фирменного наименования, не может рассматриваться в качестве рекламы (п. 1 Письма ФАС России от 15.03.2010 № АК/6745 «О размещении вывесок на многоквартирных домах»).

Суд установил: обществом размещены вывески в виде зеленого креста и названия вывески «Аптека»; данные вывески указывают на профиль деятельности организации и не являются рекламной конструкцией, соответственно, их размещение на доме не требует дополнительного согласования с собственником.

Данная позиция соответствует Письму ФАС России от 27.12.2017 № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама»[2].

Кроме того, п. 3.1 Положения об организации информационной работы в аптеках[3] предусматривает требование размещения креста и вывески «Аптека» на доме в качестве наружного оформления аптеки. Соответственно, на указанные вывески (тем более содержащие слова «24 часа») положения Закона о рекламе не распространяются.

При таких обстоятельствах основания для применения ст. 1102 ГК РФ и взыскания с общества неосновательного обогащения за вывеску «Аптека» отсутствуют.

Следует отметить, что Определением ВС РФ от 12.02.2019 № 305-ЭС18-26198 в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано.


[1]Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.05.2018, поддержанное постановлени­ями Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 и АС МО от 19.11.2018 № Ф05-19728/2018.

[2] Дополнительно рекомендуем ознакомиться со статьей Н. В. Фирфаровой «О судебном споре, связанном с установкой аптекой рекламной конструкции», № 3, 2018.

[3] Утверждено Приказом Комитета фармации г. Москвы от 15.04.1997.