Автор: Терехова Анна, начальник юридического отдела компании "Альфа-Право"
1. Фабула дела
Генеральный заказчик совершил договор с Подрядчиком на выполнение работ, связанных с реконструкцией измерительных каналов подстанций. Подрядчик (Истец) привлек Субподрядчика (Ответчика) для выполнения проектов в интересах Генерального заказчика. Субподрядчиком были частично не выполнены работы в срок. Соответственно Подрядчик сорвал сроки по договору подряда перед Генеральным заказчиком.
Суд взыскал с Подрядчика в пользу Генерального заказчика неустойку за нарушение сроков выполнения работ в размере пять миллионов рублей (дело № А40-282069/2018).
В рассматриваемом в настоящей статье судебном деле (дело № А45-1304/2020) Подрядчик обратился за возмещением уплаченной Генеральному заказчику на основании решения суда неустойки за нарушение сроков выполненных работ, обратившись с исковым заявлением о взыскании данных убытков и неустойки с Субподрядчика.
Требования Подрядчика были сформированы из двух требований:
1. Взыскание убытков в виде уплаченной Генеральному заказчику неустойки (требование № 1).
2. Возмещение неустойки, предусмотренной по договору субподряда за нарушение сроков выполнения работ Субподрядчиком (требование № 2).
Субподрядчик возражал против требования № 1, ссылаясь на следующие моменты:
-
взыскание данной неустойки является ответственностью Подрядчика перед Генеральным заказчиком, и не может определяться в качестве убытков;
-
отсутствует вина Субподрядчика, Подрядчик сам виноват в срыве сроков со ссылкой на статью 404 ГК РФ (принцип смешанной вины), поскольку не представил необходимые исходные данные Субподрядчику;
-
причинно-следственная связь между причинением вреда и последствиями отсутствует, в том числе, по причине несовпадения предметов договоров.
Отказ Субподрядчика от требований основывался на установлении вины Подрядчика в нарушениях Субподрядчика (ст. 404 ГК РФ). И, что не исключается, Субподрядчик ссылался на несоразмерность неустойки допущенным нарушениям обязательства, просив уменьшить ее на основании статьи 333 ГК РФ.
2. Убытки - универсальная мера гражданско-правовой ответственности
Возмещение убытков заключается в приведении пострадавшего лица в то положение, в котором пострадавшая сторона бы находилась, как если бы обязательство вовсе не было бы нарушено.
Возмещение убытков служит защите любого субъективного права пострадавшего лица, в том числе обязательственного права. К примеру, убытки могут заключаться в том, что в результате ДТП автомобиль, которым на основании договора безвозмездного пользования управлял истец, получил механические повреждения, поэтому он был вынужден арендовать другой автомобиль (Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2012 N 18-КГ12-70).
Данные моменты делают возмещение убытков, как способ защиты субъективного права, универсальной мерой гражданско-правовой ответственности.
Принцип полного возмещения убытков был формализован положением, внесенным во второй абзац п. 2 ст. 393 ГК РФ Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ, вступившем в силу с 1 июля 2015 года.
Это интересно! Норма абз. 2 п. 1 ст. 393 ГК РФ о возмещении убытков корреспондирует с предписанием ст. 7.4.1 Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА, предоставляющим пострадавшей стороне право на возмещение убытков в исключительном аспекте либо на его комбинирование с другими средствами правовой защиты, а норма абз. 2 п. 2 ст. 393 ГК РФ - с правилом п. 1 ст. 7.4.2 Принципов УНИДРУА, регламентирующим право на полную компенсацию ущерба.
3. Состав правонарушения. Изменение стандарта доказывания убытков в части обоснования размера убытков.
В судебных спорах о взыскании убытков стандартно подлежит доказыванию:
-
факт причинения вреда;
-
причинно-следственная связь между нарушением и вредоносными последствиями;
-
размер причиненных убытков.
В данной части можно привести стандартную фразу ВАС РФ: "Убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности. При предъявлении требования о возмещении убытков как в виде реальных расходов, так и в виде упущенной выгоды потерпевший должен доказать их размер и причинную связь между неисполнением обязанности и убытками» (Определение ВАС РФ от 20 июня 2008 г. N 6091/08 по делу N А68-6341/07-227/7).
Последнее условие стандарта доказывания – доказывание размера убытков - по-прежнему, подлежит доказыванию Истцом, несмотря на послабления в этой части, произведенные благодаря реформе гражданского права.
Дополнение статьи 393 ГК РФ 42-ФЗ пунктом 5 статьи позволило уйти от стандарта доказывания точного размера убытков, и теперь убытки подлежат установлению с разумной степенью достоверности. В случае невозможности их установления суд не может отказать во взыскании убытков, размер убытков подлежит установлению согласно принципов справедливости и соразмерности последствиям нарушения обязательства в соответствии с обстоятельствами дела. Данная тенденция нашла свое отражение в разъяснениях Верховного суда РФ, выводы которых представлены в виде таблицы 1, и с основанных на разъяснениях решениях судов по конкретным спорам.
Таблица 1. Тенденция упрощения доказывания размера убытков
Вывод относительно точности установления размера убытков | Документ, на котором основан указанный вывод | Общая тенденция |
Если пассажир не указал ценность багажа при вручении его перевозчику и существуют в определении точной документальной стоимости багажа, суд не может отказать в исковом требовании о возмещении причиненных утратой или повреждением багажа убытков на основании отсутствия возможности достоверного установления размера убытков (п. 5 ст. 393 ГК РФ). | Пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 26 | Отказ во взыскании упущенной выгоды или реального ущерба только из-за того, что невозможно установить их достоверный размер, неправомерен |
На основании положения о полном возмещении убытков, определенным пунктом 5 статьи 393 ГК РФ, суд не может отказать в удовлетворении искового требования о взыскании допущенных нарушением сторонами требований к исполнению обязательства убытков исключительно на основании отсутствия возможности установления присуждаемого размера с разумной степенью достоверности. Суд определяет размер реального ущерба и упущенной выгоды, учитывая все обстоятельства спорного дела, основываясь на базовых принципах гражданского права: соразмерности ответственности последствиям нарушения обязательства и справедливости. | Пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 | |
Нельзя отказать во взыскании упущенной выгоды, в связи с отсутствием точного ее расчета у Истца. Представляя собой неполученный Истцом довод, упущенная выгода служит принципу восстановлению интересов субъекта гражданского права, как если не было допущено нарушений его субъективного права. Расчет выгоды при этом может быть неточным, и носить вероятностный характер. | Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 |
Вернемся к описываемому в настоящей статьей судебному делу № А45-1304/2020:
Если с доказыванием факта причинения вреда и причинно-следственной связи проблем у Истца не возникло, ввиду наличия явных нарушений Ответчиком сроков выполнения работ, то с установлением размера убытков без трудностей в доказывании не обошлось.
Субподрядчик не был согласен с размером взыскиваемых убытков и обосновывал это следующим:
-
непредставлением Подрядчиком исходных данных, необходимых для исполнения обязательства;
-
несопоставимыми размерами неустойки по договорам;
-
непредвиденностью для Субподрядчика подобного размера убытков, поскольку они были предусмотрены договором подряда, стороной которого Субподрядчик не являлся;
-
неучастием Субподрядчика в судебном деле № А40-282069/2018.
Первый по порядку довод не соответствовал обстоятельствам дела и распределению бремени доказывания согласно закону. Поскольку бремя доказывания наличия препятствий со стороны Заказчика по договору подряда лежит на Подрядчике (ст. 716 ГК РФ). Договором не предусмотрено технического задания и обязанности Заказчика по предоставлению каких-либо данных. Нельзя не учитывать фактически сложившуюся практику сторон, в соответствии с которой ранее уже сдавались результаты работ в виде проектов, отсутствие каких-либо запросов данных со стороны Субподрядчика и представление о самом предмете заключенного договора с результатом работ в виде проектов.
Сопоставление размеров неустойки по кейсам № А40-282069/2018 и № А45-1304/2020 произведено по тексту таблицы 2.
Таблица 2. Сопоставление размеров неустойки по договорам
Название договора | Стороны договора | Договорная неустойка | Неустойка, заложенная в основу расчета Истца по делу № А40-282069/2018 | И суд присудил неустойку (дело № А40-282069/2018) |
Договор подряда | Генеральный заказчик и Подрядчик | 0,2 % от предельной цены договора за каждый день нарушения, что составило 52 328 855,16 рублей. | 0,2 % от стоимости несвоевременно выполненных работ за каждый день нарушения, что составило 21 425 303.57 рублей | Суд апелляционной инстанции присудил неустойку в пользу Истца в размере 5 000 000,00 рублей. Данный размер применен на основании расчета Истца, представленного им в апелляционной инстанции, применив принцип «смешанной вины». |
Договор субподряда | Подрядчик и Субподрядчик | 0,1 % от стоимости несвоевременно выполненных работ за каждый день нарушения, но не более 10% от указанной стоимости. | - | - |
Очевидно, что в связи с таким значительным уменьшением взыскиваемого размера неустойки по делу № А40-282069/2018, величины неустоек по договорам представляются сопоставимыми и не позволяют сформировать однозначную основу для снижения размера убытков. Тем не менее суд не может не ссылаться на данные значимые моменты.
Остальные доводы часто приводятся Ответчиками по подобным спорам, но в силу того, что подобные убытки являются обычным последствием нарушения договора подряда, то это на наш взгляд не должно служить основанием для отказа в иске или уменьшения взыскиваемого размера убытков.
Как был установлен размер убытков в деле № А45-1304/2020?
Показательным является вопрос установления размера убытков в обсуждаемом в статье деле.
Со стороны Истца в основу расчета был положен расчет неустойки по делу № А40-282069/2018, представлен в виде Таблицы 2.
Таблица 3. Расчет убытков Истца по делу № А45-1304/2020
Размер неустойки, присужденный судом по делу № А40-282069/2018 | Размер исковых требований по делу А45-1304/2020 в части убытков | Расчет убытков Истца (Подрядчика) с определением доли вины Субподрядчика | Размер убытков, присужденный судом по делу № А45-1304/2020 |
Суд апелляционной инстанции присудил неустойку в пользу Истца в размере 5 000 000,00 рублей. Данный размер применен на основании расчета Истца, представленного им в апелляционной инстанции, с учетом применения статьи 404 ГК РФ (то есть с учетом вины Истца). | 5 000 000 рублей | Расчет неустойки по делу № А40-282069/2018 в общей сумме 21 425 303.57 рублей. Просрочка по вине Ответчика (Субподрядчика) определена в размере 15 421 213 рублей, что составляет 71,9% от общей суммы неустойки. 71,9% от суммы требований в размере 5 000 000 рублей составляет 3 595 000,00 рублей. | За вычетом взысканной суммы неустойки по настоящему делу составила 2 479 842,52 рубля. |
Со стороны Ответчика в основу контррасчета было положено коммерческое предложение стороннего лица. При этом Ответчик не представил запрос, на основании которого было составлено коммерческое предложение.
Суд оценил данное коммерческое предложение не отвечающим требованиям относимости и допустимости доказательств в порядке статей 67-68 АПК РФ, поскольку контррасчет не был основан на обстоятельствах дела и не подтверждался нормами права в отличие от расчета Истца.
Расчет Истца был принят судом и положен с основу решения суда в силу того, что был основан на судебном решении, которое и было положено в основу взыскания убытков.
4. Соотношение неустойки с возможностью взыскания убытков
В судебном деле заострено внимание также на базовом правиле определения соотношения неустойки с возможностью возмещения убытков: убытки присуждаются в части, непокрытой неустойки; иное должно быть четко и определенно установлено сторонами в договоре.
По соотношению с возможностью взыскания убытков выделяют 4 вида неустойки (абз. 2 п. 60 постановления пленума ВС РФ от 24 марта 2016 года № 7, предусматривающего разъяснения ВС РФ относительно применения ответственности за нарушение обязательств, далее — ППВС № 7).
Таблица 4. Виды неустойки
Вид неустойки | Соотношение неустойки с возможностью взыскания убытков | Реквизиты судебного акта с указанием номера дела |
Зачетная | Является базовым правилом, которое применяется, если иное не определено законом или соглашением сторон. Убытки возмещаются за вычетом присужденной неустойки в тех случаях, когда устанавливается возможность взыскания неустойки. | Решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 02 февраля 2017 года по делу № А01-2118/2016 |
Штрафная | Убытки в полном объеме возмещаются сверх неустойки в случае наличие прямо указания на штрафной характер неустойки. Соответственно при заключении договора воля сторон направлена на соответствующее возмещение, штрафной характер неустойки закрепляется в договоре четко и однозначно. | п. 60 ППВС № 7 |
Исключительная | Возможно взыскание исключительной неустойки при условии прямо указания на исключительный характер неустойки. При этом взыскание убытков не допускается. | Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07 февраля 2017 года по делу № А59-4777/2015 |
Альтернативная | Предлагается на выбор Истца возмещение либо неустойки либо убытков при условии прямо указания об альтернативной характере неустойки. | Решение Арбитражного суда города. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 апреля 2013 года по делу № А56-75675/2012 |
Суд первой инстанции не мог определиться в установлении разновидности неустойки, оставив неопределенность правовой квалификации на разрешение суду апелляционной инстанции, определив расчетом, изложенным в резолютивной части решения, неустойку в качестве зачетной, в мотивировочной части назвав ее штрафной дважды. Апелляционная инстанция определила неустойку по данному делу в качестве зачетной. Что касается иных видов неустойки, то для их применения в отношениях сторон договора требуется четкое указание на вид неустойки по тексту соглашения.
4. Основания снижения ответственности должника из-за действий кредитора
Основания снижения ответственности раскрыты в таблице 5.
Таблица 5. Снижение ответственности должника из-за действий кредитора
Вид ответственности | Возможные основания для снижения ответственности должника из-за действий кредитора | Судьба заявления Ответчиком оснований о снижении ответственности в деле № А45-1304/2020 | Почему суд отклонил доводы Ответчика с просьбой снижения размера ответственности? |
Неустойка. Установлена статьями 330-333 ГК РФ в качестве способа обеспечения исполнения обязательства. | 1. Несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ). 2. Вина обеих сторон в нарушении обязательства – ст. 404 ГК РФ. | Отказано в снижении неустойки по обоим основаниям. | 1. Установлена явная соразмерность неустойки и ее обоснованность. Противного Ответчиком не доказано (пункты 69, 73-78, 81 ПП ВС РФ от 24.03.2016 года № 7). 2. Ответчик не представил доказательств того, что при выполнении работ возникли обстоятельства, предусмотренные статьей 716 ГК РФ, которые позволили бы ему приостановить выполнение работ. |
Убытки. Предусмотрены статьей 15 ГК РФ. | Вина обеих сторон в нарушении обязательства - статья 404 ГК РФ. | Отказано в снижении убытков. | Ответчик не представил доказательств того, что при выполнении работ возникли обстоятельства, предусмотренные статьей 716 ГК РФ, которые позволили бы ему приостановить выполнение работ. |
Выводы:
Наблюдается тенденция упрощения стандарта доказывания взыскиваемого размера убытков, в связи с упрощениями законодателя в этой сфере, а также установления принципа полного возмещения убытков.
Взыскание убытков в виде неустойки представляется возможным при условии доказывания состава гражданского правонарушения.
При определении сторонами договора отличного от общего правила вида неустойки необходимо четко и недвусмысленно указать на характер неустойки в договоре.
В целях снижения размеров убытков и неустойки ссылка на статью 404 ГК РФ должна подкрепляться доказанными фактами, имеющими правовое значение (в данном споре – основанными на положениях договора субподряда совершенными запросами исходных данных у Подрядчика).