О.А. Шлычкова, начальник консультационного отдела;
А.В. Ивженко, аудитор ООО «Аудиторская служба «СТЕК»

В настоящее время достаточно часто встречаются ситуации, при которых с целью поддержания объема продаж товар продается по цене, которая ниже его себестоимости.

Как правило, продажа товара осуществляется на основании договора купли-продажи.

Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В соответствии с общими положениями о договоре граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Таким образом, если цены на реализуемый товар не относятся к регулируемым, организация вправе устанавливать их по своему усмотрению, то есть предоставлять скидки.

Предоставление скидок покупателям является одним из эффективных и действенных способов продвижения товаров. Следует отметить, что действующее законодательство не содержит четкого определения понятия "скидка". На практике сложилось понимание скидки как непосредственного уменьшения цены.

Применение различных цен или предоставление скидок должно быть, во-первых, экономически оправданно, во-вторых, документально подтверждено, и, в-третьих, должно быть направлено на увеличение дохода. Это особенно актуально для целей налогового учета. Как следует из определения Конституционного суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, в силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет эту деятельность самостоятельно на свой риск и вправе единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Для этого в организации утверждается маркетинговая политика.

В маркетинговой политике организации целесообразно предусмотреть и обосновать все виды скидок (проводимых акций), которые организация планирует применять в течение года. Вся ее суть должна быть направлена на решение вопроса о привлечении клиентов путем предоставления им наиболее выгодных условий сделок.

Перед проведением акции можно порекомендовать разработать следующие документы:

  • приказ или распоряжение руководителя, содержащий решение о проведении акции по реализации товара по сниженным ценам, в том числе необходимо указать цель проведения акции;
  • программу проведения акции, где следует указать формы и методы проводимой акции, описать порядок ее проведения;
  • расчет предполагаемого экономического эффекта от проведения акции, в том числе расчет выгоды, прогноз роста выручки, экономическое обоснование размера скидок и т.п.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) выручка от продажи товаров является доходом от обычных видов деятельности. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий, перечисленных в п. 12 ПБУ 9/99, и принимается к учету в сумме, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (п. 6 ПБУ 9/99).

При этом пунктом 6.5 указанного ПБУ определено, что величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, отражается по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка", в корреспонденции с дебетом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров их стоимость списывается со счета 41 "Товары" в дебет счета 90 "Продажи".

Реализация товаров по пониженной цене отражается в бухгалтерском учете организации следующим образом:

Дебет 62 Кредит 90

  • отражена выручка за реализованный товар;

Дебет 90 Кредит 41

  • списаны реализованные товары;

Дебет 90 Кредит 68

  • начислен НДС.

В случае реализации и прочего выбытия имущества организации убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты (п. 82 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н):

Дебет 99 Кредит 90

  • отражен убыток от продаж.

Налогообложение

Налог на прибыль

Как было отмечено выше, продавец свободен при определении цены товара, за исключением случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 4 ст. 421, ст. 424 ГК РФ).

Не содержит запрета на реализацию товара по цене ниже себестоимости и налоговое законодательство.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не содержит понятия "реализация по цене ниже себестоимости".

В то же время, исходя из п. 2 ст. 268 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль допускается ситуация, когда цена приобретения товара превышает выручку от его реализации. В таком случае разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения единовременно в полном объеме.

Согласно ст. 313 НК РФ в налоговом учёте обобщается информация для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Из ст. 313 НК РФ следует, что подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

Учитывая возникающие при признании убытка риски и принимая во внимание ст. 313 НК РФ, полагаем, что рекомендованные выше документы, сформированные для целей обоснования продажи товаров ниже себестоимости, будут являться достаточным основанием для обоснования убытка от реализации в налоговом учёте.

НДС

НДС по проданным ниже себестоимости товарам (в части разницы между себестоимостью и ценой продажи) восстанавливать не надо, т.к. товары были ранее оприходованы, предназначены для реализации, НДС по таким товарам ранее был правомерно принят к вычету в соответствии со ст. 171 и ст. 172 НК РФ. Пункт 3 ст. 170 НК РФ предусматривает исчерпывающий перечень оснований, по которым сумма НДС, ранее правомерно принятая к вычету, подлежит восстановлению и не распространяется на продажу товара по цене ниже его себестоимости.

При этом реализация товара ниже себестоимости облагается НДС на общих основаниях (п. 1 ст. 146 НК РФ).