Автор: Мухин С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В соответствии с пп. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального Закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ казначейскому сопровождению в 2022 году подлежат целевые субсидии, предоставляемые из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям в целях приобретения товаров, работ и услуг. Выделим основные положения, которые необходимо знать бухгалтерам о казначейском сопровождении. Соответствующие разъяснения по данному вопросу были приведены в Письме Минфина России и Федерального казначейства от 14.01.2022 № 09-02-09/1646 / 07-04-05/04-477 (далее – Письмо № 09-02-09/1646 / 07-04-05/04-477).

Цели предоставления субсидий

В Письме № 09-02-09/1646 / 07-04-05/04-477сообщается, что в 2022 году казначейскому сопровождению подлежат целевые субсидии, а также субсидии, выделяемые в виде грантов, предоставляемых из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям для приобретения товаров, работ и услуг, указанные в перечне, приведенном в приложении 1 к данному письму. Соглашения о предоставлении целевых субсидий должны быть заключены в 2022 году.

Так, в данном перечне приведены субсидии, предоставляемые:

1) в целях осуществления мероприятий по содержанию имущества, находящегося в федеральной собственности, а также его ликвидации (капитального ремонта недвижимого имущества, проведения работ по консервации недвижимого имущества и др.);

2) в целях приобретения нефинансовых активов (оборудования, транспортных средств, книг для пополнения библиотечного фонда и др.);

3) в целях осуществления капитальных вложений, осуществления операций с недвижимым имуществом.

Соглашение на получение субсидий

Основанием для получения целевых субсидий является соглашение. Учредители федеральных автономных учреждений заключают соглашения о предоставлении целевой субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2016 № 197н.

Обратите внимание: В Письме № 09-02-09/1646 / 07-04-05/04-477отмечено, что до 1 июля 2022 года соглашения о предоставлении целевых субсидий заключаются отдельно по каждому коду целевой субсидии. В случае если целевая субсидия предоставляется по нескольким кодам бюджетной классификации, отдельные соглашения заключаются по каждому коду бюджетной классификации.

При формировании соглашений предусматривается условие о казначейском сопровождении целевой субсидии и перечислении субсидии на казначейский счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, не позднее 2-го рабочего дня после представления в территориальный орган Федерального казначейства федеральным автономным учреждением распоряжений о совершении казначейских платежей для оплаты денежного обязательства учреждения.

В случае принятия органом-учредителем решения о перечислении целевой субсидии с применением казначейского обеспечения обязательств в соответствии с п. 7 ст. 5 Закона № 390-ФЗ, в соглашения также вносится данное условие.

В графике перечисления целевой субсидии, предусмотренном приложением 2 к типовой форме соглашения, утвержденной Приказом Минфина России № 197н, в графах 8 и 9 указываются даты начала и окончания финансового периода (финансового года), в котором предусматривается предоставление целевых субсидий. Например, в графе 8 «не ранее 01.01.2022», в графе 9 «не позднее 31.12.2022» и т. д.

Заключение соглашений о предоставлении грантов в форме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям осуществляется в аналогичном порядке:

  • при предоставлении целевых средств в целях приобретения и создания нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, материальных запасов), а также оплаты работ и услуг – с включением положения о казначейском сопровождении субсидии;

  • при предоставлении целевых средств в целях осуществления мероприятий (реализации проектов), предусматривающих в том числе выплаты физическим лицам, включая оплату труда и страховые взносы, а также приобретение товаров, работ и услуг, в целях проведения указанных мероприятий (реализации проектов) – без включения положения о казначейском сопровождении субсидии.

Открытие лицевых счетов

Открытие и ведение лицевых счетов федеральных автономных учреждений для осуществления операций с целевыми субсидиями, подлежащими казначейскому сопровождению, осуществляется в территориальных органах Федерального казначейства, определенных центрами специализации по казначейскому сопровождению в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (приложение 2 к Письму № 09-02-09/1646 / 07-04-05/04-477).

Чиновниками отмечено, что для открытия лицевого счета федеральное автономное учреждение представляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту своего нахождения:

  • заявление на резервирование/открытие (закрытие) лицевого счета;

  • карточку образцов подписей к лицевым счетам.

Механизм перечисления субсидий

Перечисление целевых субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям осуществляется:

1) в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам участника казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства («под потребность»), в соответствии с п. 13–15 Правил № 2024, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 № 2024;

2) с применением казначейского обеспечения обязательств в соответствии с п. 1 ст. 242.22 БК РФ в Порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 № 2479.

В случае принятия учредителем решения о применении механизма «под потребность» при доведении целевых субсидий, ему необходимо принять правовой акт о передаче центру специализации полномочий по перечислению указанных целевых субсидий федеральным автономным учреждениям с лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.

Указанный правовой акт должен содержать в том числе следующую информацию:

  • наименование центра специализации, который будет осуществлять операции по перечислению целевых субсидий федеральным автономным учреждениям, которым в указанном центре открыты лицевые счета участника казначейского сопровождения (далее – лицевой счет с кодом 71);

  • наименование целевых субсидий, операции по перечислению которых осуществляются центром специализации;

  • наименование и реквизиты нормативного правового акта, регулирующего порядок предоставления целевых субсидий федеральным автономным учреждениям.

Центрам специализации необходимо:

  • открыть органам-учредителям лицевые счета по переданным полномочиям для осуществления операций по перечислению целевых субсидий после получения указанного правового акта и на основании документов, необходимых для открытия лицевого счета по переданным полномочиям (см. Порядок, утвержденный Приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н (далее – Порядок № 21н));

  • открыть (зарезервировать) в соответствии с Порядком № 44н, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 22.12.2021 № 44н лицевые счета с кодом 71 федеральным автономным учреждениям на основании соглашений о предоставлении им из федерального бюджета целевых субсидий, подлежащих с 1 января 2022 года казначейскому сопровождению.

В случае если учредителем не принято решение о доведении целевых субсидий, подлежащих казначейскому сопровождению, с применением механизма «под потребность» или с применением казначейского обеспечения обязательств, перечисление в 2022 году целевых субсидий осуществляется с лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого учредителю в территориальном ОФК в соответствии с Порядком № 21н, на лицевой счет с кодом 71 федерального автономного учреждения, открытый в центре специализации, в соответствии с графиком предоставления субсидии.

Санкционирование расходов

Чиновники в Письме № 09-02-09/1646 / 07-04-05/04-477 отмечают, что санкционирование расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, осуществляется в соответствии с Порядком № 214н, утвержденным Приказом Минфина России от 17.12.2021 № 214н, на основании сведений об операциях с целевыми средствами на 20__ год и на плановый период 20__ – 20__ годов (код формы по ОКУД 0501213), утвержденных указанным порядком (далее – сведения (ф. 0501213)).

При формировании сведений (ф. 0501213) по каждой целевой субсидии в графе 2 формы указывается аналитический код источника поступлений целевых средств в соответствии с графой 2 приложения 3 к Письму № 09-02-09/1646 / 07-04-05/04-477.

К сведению: направления расходования целевых субсидий в сведениях (ф. 0501213) указываются в соответствии с приложением 3 к Порядку № 214н.

С 1 июля 2022 года после осуществления доработки государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» будет обеспечена возможность заключения одного соглашения о предоставлении нескольких целевых субсидий, подлежащих казначейскому сопровождению.