ООО "Корн-Аудит"

Как известно, с 1 июня 2015 года вступила в силу статья 317.1 Гражданского кодекса РФ. Поскольку данная норма появилась относительно недавно, даже у очень опытных бухгалтеров стал возникать вопрос – если кредитор отказался от получения законных процентов по денежному обязательству (согласно положениям ст. 317.1 ГК РФ), то возникает ли у организации-должника внереализационный доход?

Напомним, что согласно положениям п. 1 ст. 317.1 Гражданского кодекса РФ установлено следующее. Кредитор по денежному обязательству (сторонами которого являются коммерческие организации) имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами. При этом данное правило действует, если законодательством или договором не предусмотрено иное.

Если в договоре нет условия о размере процентов, то их размер по умолчанию определяется ставкой рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в соответствующие периоды (законные проценты).

Подтверждение: п. 1 ст. 317.1 Гражданского кодекса РФ.

Однако поскольку законодательством установлено, что кредитор «имеет право на получение с должника процентов», а не «обязан» их получить, то, следовательно, кредитор может отказаться от получения законных процентов по денежному обязательству. И условие о неприменении ст. 317.1 Гражданского кодекса РФ может быть зафиксировано в договоре.

В таком случае у кредитора не возникнет дохода в сумме полученных процентов, а у должника не возникнет расхода в сумме уплаченных процентов.

Разберемся, возникает ли в таком случае у организации-должника внереализационный доход (на сумму неуплаченных (прощенных) процентов) в целях налогообложения прибыли.

Итак, в случае отказа кредитора от получения процентов, задолженность организации-должника по данным процентам списывается путем прощения долга.

А сумма прощенного долга подлежит включению в состав внереализационных доходов (как безвозмездно полученные денежные средства) (п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ).

Вывод: если кредитор отказался от получения законных процентов по денежному обязательству (начисляемых в порядке ст. 317.1 ГК РФ), то у организации-должника возникает внереализационный доход.

Аналогичную позицию высказал и Минфин России в своем недавнем письме № 03-03-Р3/67486 от 9 декабря 2015 г.