Автор: Инна Хлевняк, главный бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, апрель 2021

Минфином РФ разработаны и доведены Письмом от 30.11.2020 № 02-07-07/104382 Методические рекомендации по применению стандарта «Затраты по заимствованиям».

В новом стандарте определены правила учета затрат по государственному (муниципальному) долгу и по заимствованиям учреждений, а также порядок отражения информации об этих затратах в отчетности.

Новшества нужно применять при ведении учета с 1 января 2021 г. и составлении отчетности 2021 г. и последующих.

Порядок отражения затрат по заимствованиям в бухгалтерском учете

Минфин в Методических рекомендациях обращает внимание на то, что ведение бухгалтерского учета затрат по заимствованию в силу п. 16 СГС «Концептуальные основы» осуществляется методом начисления посредством оформления двойной записи на балансовых счетах рабочего плана счетов учреждения. Такие затраты признаются одновременно с признанием соответствующих им обязательств. При этом обязательство по обслуживанию полученных заимствований (расходы на уплату процентов) отражаются в бухгалтерском учете обособленно от основной суммы кредита, займа.

Прочие затраты по долговым обязательствам бюджетных и автономных учреждений признаются в составе расходов будущих периодов с последующим включением:

  • либо в состав фактически произведенных капитальных вложений;

  • либо в состав расходов текущего периода.

Затраты по заимствованиям, привлекаемым бюджетными учреждениями, непосредственно относящиеся к приобретению, строительству или производству нефинансового актива, создаваемого с привлечением заимствований, включаются в сумму фактически произведенных капитальных вложений, формирующих первоначальную стоимость указанного актива. Включение таких затрат в состав фактически произведенных капитальных вложений в нефинансовые активы, создаваемые с привлечением заимствований, начинается в момент, когда затраты по приобретению, сооружению и (или) изготовлению таких активов подлежат признанию в бухгалтерском учете.

При этом затраты по заимствованиям, понесенные после признания объекта капитальных вложений в составе основных средств (нематериальных активов или прочих нефинансовых активов), признаются в составе финансового результата текущего отчетного периода.

В соответствии с Порядком № 209н расходной является статья 230 «Обслуживание государственного (муниципального) долга» КОСГУ, которая детализирована подстатьями:

  • 231 «Обслуживание внутреннего долга»;

  • 232 «Обслуживание внешнего долга»;

  • 233 «Обслуживание долговых обязательств учреждений»;

  • 234 «Процентные расходы по обязательствам».

Из перечисленных подстатей бюджетное учреждение может применять подстатьи 233 и 234 КОСГУ. Напомним, что на подстатью 233 КОСГУ относятся расходы бюджетных учреждений по обслуживанию долговых обязательств.

На подстатью 234 КОСГУ относятся процентные расходы, которые являются частью платежей по долгосрочным обязательствам (обязательствам на условиях рассрочки оплаты), которые не относятся к иным подстатьям статьи 230 КОСГУ, в частности процентные расходы по финансовой аренде, рассчитанной от стоимости дисконтированных месячных арендных платежей. Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья КОСГУ не применяется.

Для отражения операций по долговым обязательствам применяется счет 0.301.00.000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», который детализирован счетами:

  • 2.301.10.000 «Расчеты по долговым обязательствам в рублях»;

  • 2.301.14.000 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом»;

  • 2.301.20.000 «Расчеты по долговым обязательствам по целевым иностранным кредитам (заимствованиям)»;

  • 2.301.24.000 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом, в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)»;

  • 2.301.40.000 «Расчеты по долговым обязательствам в иностранной валюте»;

  • 2.301.44.000 «Расчеты по заимствованиям в иностранной валюте, не являющимся государственным (муниципальным) долгом».

В соответствии с п. 124, 125 Инструкции № 174н операции по увеличению (уменьшению) долговых обязательств бюджетным учреждением оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Увеличение долговых обязательств

Отражено принятие долговых обязательств в порядке, предусмотренном законодательством РФ на основании первичного учетного документа, подтверждающего поступление средств на лицевой счет (счет, в кассу) бюджетного учреждения

2.201.11.510

2.201.27.510

2.201.34.510

2.301.14.710

2.301.24.720

2.301.44.720

Отражено начисление суммы долгового обязательства перед гарантом, если последний исполнил требования бенефициара, с возникновением эквивалентного регрессивного требования гаранта к бюджетному учреждению - принципалу. Запись оформляется на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833)

2.301.14.810

2.301.24.820

2.301.44.820

2.301.14.710

2.301.44.720

Отражено начисление суммы долгового обязательства перед гарантом, если последний исполнил требования бенефициара - кредитора бюджетного учреждения по государственному (муниципальному) договору для нужд бюджетного учреждения, с возникновением эквивалентного регрессивного требования гаранта к бюджетному учреждению - принципалу. Запись оформляется на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833).

2.401.20.273

2.301.14.710

2.301.44.720

Отражено начисление суммы процентов по долговым обязательствам бюджетного учреждения. Запись делается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833)

2.401.20.233

2.301.14.710

2.301.24.720

2.301.44.720

Отражена сумма начисленных пеней, штрафных санкций по долговым обязательствам бюджетного учреждения

2.401.20.294

2.301.14.710

2.301.24.720

2.301.44.720

Отражено признание требования бенефициара по оплате долгового обязательства принципала, если у бюджетного учреждения - гаранта возникают эквивалентные регрессивные требования к принципалу

2.207.14.540

2.301.14.710

Отражено увеличение долговых обязательств, принятых бюджетным учреждением в иностранной валюте, в связи с изменением курса валют

2.401.10.176

2.301.24.720

2.301.44.720

Уменьшение долговых обязательств

Отражено погашение задолженности по долговым обязательствам

2.301.14.810

2.301.24.820

2.301.44.820

2.201.11.610

2.201.27.610

2.201.34.610

Погашены проценты, пени, штрафные санкции

2.301.14.810

2.301.24.820

2.301.44.820

2.201.11.610

2.201.27.610

Отражено прекращение долгового обязательства бюджетного учреждения - принципала

2.301.14.810

2.301.24.820

2.301.44.820

2.401.10.173

Отражено уменьшение долговых обязательств, принятых бюджетным учреждением в иностранной валюте, в связи с изменением курса валют

2.301.24.820

2.301.44.820

2.401.10.176

Отражение затрат по заимствованиям в отчетности учреждения

В соответствии с СГС «Затраты по заимствованиям», Методическими рекомендациями в бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждение раскрывает следующую информацию о затратах по заимствованиям:

  • величина обязательств по заимствованиям на начало и конец отчетного периода;

  • величина затрат по заимствованиям, включенных в расходы текущего отчетного периода;

  • величина затрат по заимствованиям, включенных в течение отчетного периода в первоначальную стоимость созданных с привлечением заимствований активов.

Исходя из Инструкции № 33н в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) нарастающим итогом отражаются показатели исполнения учреждением (его обособленным подразделением) в отчетном периоде плана ФХД на текущий (отчетный) финансовый год.