Компания ГАРАНТ

В каких случаях налоговая инспекция имеет право запрашивать у организации акт сверки расчетов с таможенными органами по уплате НДС при импорте товаров в РФ?

В соответствии с п. 7 ст. 116 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) налоги, а также таможенные пошлины уплачиваются на счет Федерального казначейства. Уплата таможенных пошлин, налогов может осуществляться в централизованном порядке путем внесения сумм таможенных пошлин, налогов на счета, указанные в частях 1, 3-7 ст. 116 Закона N 311-ФЗ, за товары, предполагаемые к ввозу в РФ или вывозу из РФ за определенный период вне зависимости от того, в какой таможенный орган будет подана таможенная декларация на такие товары (п. 8 ст. 116 Закона N 311-ФЗ).

Пунктом 4 ст. 117 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что по требованию плательщика таможенных пошлин, налогов, таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме, но не более чем за три календарных года, предшествующие этому требованию. Форма подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов утверждена приказом ФТС России от 23.12.2010 N 2554.

Согласно п. 5 ст. 121 Закона N 311-ФЗ по письменному заявлению лица, внесшего авансовые платежи, таможенный орган не позднее 30 дней со дня получения такого заявления обязан в письменной форме предоставить указанному лицу отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (форма которого утверждена приказом ФТС России от 23.12.2010 N 2554), но не более чем за три года, предшествующие указанному заявлению.

Пунктом 6 ст. 121 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что в случае несогласия лица, внесшего авансовые платежи, с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств этого лица. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2521. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом и лицом, внесшим авансовые платежи. Один экземпляр акта после его подписания вручается указанному лицу.

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычету в случае использования ввезенных товаров для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила), при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в книге покупок, предназначенной для определения сумм НДС, предъявляемых к вычету, регистрируется таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу НДС. Пунктом 5 Правил установлено, что таможенные декларации или их копии, заверенные в установленном порядке, и платежные документы хранятся в журнале учета полученных счетов-фактур.

Таким образом, одним из основных условий применения налогоплательщиком вычета НДС, уплаченного на таможне, является наличие платежных документов, подтверждающих факт уплаты налога. Подтверждением уплаты НДС будут служить:

- таможенная декларация;

- документ об уплате налога:

- платежное поручение на уплату НДС;

- платежное поручение на уплату авансовых платежей таможенному органу и Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, предоставленный таможенным органом (письма Минфина России от 30.06.2008 N 03-07-08/159, ФНС России от 07.07.2006 N ШТ-6-03/688@, от 17.01.2006 N 03-2-03/73);

- подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов, выданное таможенным органом (письма Минфина России от 29.01.2010 N 03-07-08/20, от 02.10.2009 N 03-07-08/198, от 06.11.2008 N 03-07-08/249).

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.

На практике налоговые органы для подтверждения оплаты НДС могут затребовать у налогоплательщика акт сверки расчетов с таможенными органами (письмо Управления МНС по г. Москве от 15.03.2004 N 24-11/17726). В то же время необходимо отметить, что налоговое законодательство не предусматривает представление акта сверки расчетов с таможенными органами в качестве документа, подтверждающего уплату НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Подтверждает данный вывод и многочисленная судебная практика. Суды в своих решениях указывают следующее:

- акт сверки с таможенными органами не является документом, подтверждающим уплату налога при ввозе товара на территорию РФ, и не может определять налоговые права и обязательства лица. Кроме того, акт сверки с таможенными органами составляется только в том случае, когда между таможенным органом и лицом, внесшим авансовые платежи, возникли разногласия относительно порядка расходования аванса. Никаких иных случаев составления акта сверки таможенным законодательством не предусмотрено (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 N 09АП-27307/2010, ФАС Московского округа от 10.07.2008 N КА-А40/4876-08, от 10.06.2008 N КА-А40/5019-08, от 17.01.2008 N КА-А40/14125-07, от 20.08.2007 N КА-А40/3873-07);

- отсутствие акта сверки не свидетельствует о неуплате НДС при ввозе товара и основанием для отказа в применении налогового вычета не является (постановления ФАС Московского округа от 18.02.2008 N КА-А40/583-08, от 28.05.2007 N КА-А40/4280-07, от 25.05.2007 N КА-А40/4303-07);

- нормы главы 21 НК РФ не предусматривают ни составление, ни представление налоговому органу акта сверки таможенных авансовых платежей в качестве основания для предоставления налоговых вычетов (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 N А40-32852/10-127-146, от 20.05.2010 N 09АП-8698/2010, ФАС Московского округа от 16.12.2008 N КА-А40/11802-08, от 23.06.2008 N КА-А40/5387-08, от 20.05.2008 N КА-А40/2739-08, от 20.03.2008 N КА-А40/1942-08, от 30.01.2008 N КА-А40/105-08, от 10.12.2007 N КА-А40/12650-07, от 20.06.2007 N КА-А40/5030-07);

- акт сверки таможенных платежей не относится к первичным документам, подтверждающим совершение хозяйственных операций и исполнение обязанностей по уплате налогов (постановление ФАС Московского округа от 18.08.2007 N КА-А40/6639-07).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Степовая Яна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мельникова Елена

6 мая 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.