Л. П. Фомичева, налоговый консультант

Инструкция ЦБ РФ №117-И от 15.06.2004 г. "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" издана во исполнение ЦБ РФ вступившего в силу Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Действие Инструкции ЦБ РФ № 117-И распространяется в том числе и на валютные операции, осуществляемые физическими лицами - резидентами через специальные банковские счета типа "Ф".

Предоставление справки об идентификации по видам валютных операций

Резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица – индивидуальные предприниматели) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в банк Справку о валютных операциях. Она названа в Инструкции Справкой об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета. Это требование п. 1.2 Инструкции № 117-И. Форма и порядок заполнения Справки приведен в приложении № 1 к Инструкции № 117-И.

 Справка о валютных операциях должна содержать код вида валютной операции.  Коды выбираются из кодов, приведенных в Приложении № 2 к Инструкции 117-И.

Справка о валютных операциях представляется (п. 1.3 Инструкции № 117-И):

- при списании иностранной валюты со счета в уполномоченном банке;

- либо не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на счет.

Справка о валютных операциях подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи, заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица – резидента.

Уполномоченный банк отказывает в принятии справки по основаниям, предусмотренным п 1.8 Инструкции 117-И. Например, в случаях, если:

·   представленная справка составлена с нарушением требований, установленных Инструкцией 117-И;

·   код вида валютной операции, указанный в справке не соответствует сути операции, которая следует из представленных подтверждающих операцию документов;

·   код вида валютной операции в справке не соответствует тем операциям, которые можно проводить по специальному банковскому счету.

Банк принимает Справку или отказывает в ее принятии не позднее следующего рабочего дня за днем представлением документа.

В случае принятия Справки банк ставит на ней печать и помещает в досье по паспорту сделки.

Если договором банковского счета предусмотрено, что при поступлении валюты банк самостоятельно заполняет такую Справку, то резидент сам ее не представляет. В этом случае подписывает ее ответственное лицо уполномоченного банка.

При электронном документообороте между резидентом и банком Справка распечатывается банком и заверяется его уполномоченным лицом с проставлением печати банка.

Копии Справки выдаются клиенту по письменному заявлению, составленному в произвольной форме.

Оформление расчетных документов при осуществлении валютных операций в валюте РФ

В соответствии с пунктом 1.12 Инструкции № 117-И резидент или нерезидент при осуществлении валютных операций в валюте РФ представляет в банк расчетный документ. Он должен содержать перед текстовой частью в поле «Назначение платежа» следующую информацию:

·   код вида валютной операции. Коды выбираются из Приложения № 2 к Инструкции № 117-И;

·   номер паспорта сделки, если его оформление предусмотрено по проводимой валютной операции. Исключение составляет случай представления расчетного документа нерезидентом.

Эта информация должна быть заключена в фигурные скобки и иметь следующий вид:

{VO<код вида валютной операции>PS <номер паспорта сделки>}

Отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются.

Разделительные символы “VO”, “PS” указываются прописными латинскими буквами (например, {VO10040PS04060001/0001/0000/1/0}).

В случае, если требование об оформлении паспорта сделки не установлено, соответствующая информация в расчетный документ не включается (например, {VO10010}).

При аккредитивной форме расчетов эта информация проставляется в поле «Наименование товаров (работ, услуг), № и дата договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучатель и место назначения».

 Банк принимает к исполнению только расчетный документ надлежащего заполнения.

Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами

Резидент (юридическое лицо и физическое лицо – индивидуальный предприниматель) оформляют один паспорт сделки в одном банке по каждому контракту, если он предусматривает следующие виды расчетов:

·   за ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые из нее товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом;

·   при предоставлении резидентами займов нерезидентам (в иностранной валюте или в валюте РФ), а также при получении резидентами от нерезидентов кредитов и займов (в иностранной валюте или в валюте РФ).

Паспорт сделки не оформляется, если сумма по контракту (с учетом его изменений или дополнений) не превышает 5 тысяч долларов США или суммы в эквиваленте по курсу иностранных валют к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора).

Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк в срок не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) следующие документы:

1. два экземпляра паспорта сделки (ПС). Он оформляется в соответствии с приложением № 4 к Инструкции № 117-И, При этом есть особенности в оформлении ПС для ситуаций «импорт-экспорт товаров и услуг» и кредитных договоров (договора займа);

2. копию контракта (договора), являющегося основанием для проведения валютных операций по нему;

3. разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства РФ;

4. иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, необходимые для оформления ПС.

Паспорт сделки, представляемый в банк резидентом (физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, либо физическим лицом — индивидуальным предпринимателем), подписывается этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (при ее наличии).

Паспорт сделки, представляемый в банк резидентом — юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица — резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица — резидента.

Представленный резидентом ПС проверяется ответственным лицом банка в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления резидентом в банк.

В случае надлежащего заполнения и оформления резидентом ПС оба экземпляра ПС подписываются ответственным лицом банка, заверяются печатью банка ПС.

Банк отказывает в подписании ПС по основаниям, указанным в п. 3.12 Инструкции № 117-И. Например, в случае:

·   несоответствие данных, содержащихся в контракте (кредитном договоре), данным, указанным в ПС;

·   оформления ПС с нарушениями требований, установленных Инструкцией № 117-И;

·   непредставления резидентом в банк ПС обосновывающих документов, которые необходимо предъявить для открытия ПС.

 Один экземпляр ПС, подписанный ответственным лицом банка и заверенный печатью банка, а также копии представленных резидентом обосновывающих документов помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки.

Другой экземпляр ПС, подписанный ответственным лицом банка и заверенный печатью банка, в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в банк, возвращается резиденту.

 Банк закрывает ПС, оформленный по контракту (кредитному договору), при представлении резидентом в банк письменного заявления о закрытии ПС:

·   в связи с переводом контракта (кредитного договора) из банка на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк;

·   в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору) или их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В случае закрытия ПС в связи с прекращением обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ, резидент вместе с заявлением о закрытии ПС представляет в банк ПС документы, подтверждающие прекращение обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям.

Помимо указанных ситуаций банк закрывает ПС и в иных случаях - по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).

В п. 3.15 -3.17 Инструкции № 117-И описан порядок переоформления ПС в случае внесения изменений или дополнений к контракту между резидентом и нерезидентом.

Обмен документами между клиентом и банком может происходить с использованием средств согласованной связи. Инструкция предусматривает как заверяются при этом документы.

В главах 4-6 Инструкции 117-И подробно описаны порядки перевода контрактов (кредитных договоров) из банка ПС в другой уполномоченный банк в обычном порядке,  в случае реорганизации банка ПС или отзыва у него лицензии.

В главе 9 Инструкции № 117-И описана процедура переоформления ПС, оформленных до 18.06.2004. Такие паспорта действуют до из переоформления. Переоформления должны быть произведены не позднее 31.07.2004. Копии ранее представленных документов повторно не представляются.

«Сведения о договоре», оформленные по кредитному договору до 18.06.2004 не переоформляются и принимаются в качестве ПС по этому кредитному договору. Однако в случае осуществления операций по нему через зарубежные счета, резидент представляет подтверждение операций в банк.

Порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в банк

При поступлении на счет резидента валюты РФ от нерезидента по договорам, предусматривающим ввоз и вывоз товаров из РФ, а также за выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в соответствии с Положением Банка России № 258-П от 01.06.2004 резидент обязан предоставить подтверждающие документы. Это ГТД, документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности. Они сопровождаются двумя экземплярами Справки о подтверждающих документах.

Подтверждающие документы представляются резидентом в срок, не превышающий:

·   15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

·   45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Если по контракту от нерезидента поступает валюта РФ, то резидент представляет в банк два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств. Она называется Справка о поступлении валюты РФ.

Справка о поступлении валюты РФ представляется резидентом в банк в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.

Если резидент использует счет, открытый за рубежом в банке-нерезиденте для осуществления операций по кредитному договору, то он информирует банк об этом Справкой о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам. Форму такой справки банк разрабатывает самостоятельно с тем, чтобы обеспечить заполнение Ведомости банковского контроля. Справка представляется в банк ПС в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по кредитному договору. Если все  кредитные операции произведены с зарубежных счетов, функции банка ПС осуществляет банк по месту государственной регистрации резидента (п. 2.7.Инструкции № 117-И).

Если по кредитному договору предусмотрено исполнение обязательств иным способом, кроме переводов иностранной валюты или валюты РФ, то в банк ПС представляются документы, подтверждающие исполнение обязательства иным способом в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца исполнения обязательств таким способом.

Справки, представляемые в банк ПС резидентом — юридическим лицом, подписываются двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица — резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати резидента — юридического лица.

Представленные резидентом справки проверяются в соответствии с п.п. 2.10, 2.11, 2.14 Положения ЦБР от 01.06.2004 «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» № 258-П.

Один экземпляр справок, а также копии представленных вместе с ними подтверждающих документов банком в досье по паспорту сделки.

Второй экземпляр справок и оригиналы подтверждающих документов в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, возвращаются резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.

При использовании резидентом способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом по контракту, указанных в статье 17 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, резидент представляет в банк копии документов, подтверждающих наличие соответствующего обеспечения. Они представляются в срок, не превышающий 15 календарных дней после даты предоставления обеспечения в соответствии с законодательством РФ.

Все материалы валютного контроля хранятся в банке не менее 3 лет с даты помещения документа в дела банка. По письменному заявлению резидента банк выдает ему копии документов, помещенных в досье банка.


 
Опубликовано в журнале "Иностранный капитал в России" №8/2004