Автор: Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В целях минимизации денежных расчетов с физическими лицами государственные (муниципальные) учреждения культуры все чаще внедряют в своей хозяйственной деятельности безналичные расчеты с применением банковских карт. Среди таких расчетов большую часть по-прежнему занимают операции по выдаче заработной платы работникам (так называемые «зарплатные» проекты). Также платежные карты используют для выдачи подотчетных сумм. Многие учреждения культуры не только выдают деньги на банковские карты, но и осуществляют прием денежных средств с банковских карт населения в счет оплаты оказанных услуг.

«Зарплатные» проекты

Перечисление заработной платы на банковские карты работников осуществляется практически всеми государственными (муниципальными) учреждениями, и эта операция доведена до автоматизма. Такие операции практически вытеснили традиционный способ выдачи зарплаты из кассы наличными денежными средствами.

К сведению: способ получения заработной платы устанавливается в коллективном или трудовом договоре (ст. 136 ТК РФ).

Удобство безналичных расчетов по зарплате давно уже оценили не только работодатели (нет необходимости пользоваться услугами инкассации при перевозке достаточно крупных денежных сумм, исключение ошибок, возникающих ранее при подсчете наличных сумм), но и сами работники (не нужно специально идти в кассу, выстаивать очереди, пересчитывать деньги и т. д.).

В рамках «зарплатного» проекта учреждение заключает с банком договоры:

– о выпуске и обслуживании банковских карт. На основании такого договора и приложенного к нему списка работников, согласных получать заработную плату на банковскую карту, для каждого работника открываются счета (так называемые картсчета) и осуществляется выпуск банковских карт. Стоит отметить, что денежные средства, поступившие на картсчет работника, считаются его личным имуществом.

В этом же договоре определяются условия обслуживания карт (стоимость обслуживания, а также за счет кого такое обслуживание будет производиться (учреждения или держателя карты – работника));

– о перечислении учреждением сумм заработной платы на открытые банковские карты работников. На основании этого договора на дату выплаты заработной платы учреждение формирует платежное поручение на общую сумму заработной платы и реестр выплат в отношении каждого работника – держателя карты.

Условия вышеуказанных договоров могут быть объединены и в одном договоре, заключаемом с банком.

Обратите внимание: с 1 июля 2018 года выплата заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений будет производиться только на национальные платежные карты «Мир». Поэтому до указанной даты работники должны быть обеспечены такими картами. Выдача национальных карт кредитными организациями уже производится (с 1 июля 2017 года). Такие новшества введены Федеральным законом от 01.05.2017 № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе». До внесения изменений для выплаты заработной платы использовались платежные средства международных платежных систем Visa, MasterCard и пр.

В бухгалтерском учете операции по перечислению заработной платы на банковские карты работников отражаются следующей корреспонденцией счетов:

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Пункт 102 Инструкции № 162н*

Пункт 129 Инструкции № 174н**

Пункт 157 Инструкции № 183н***

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1 302 11 830

1 304 05 211

0 302 11 830

0 201 11 610
0 201 27 610

0 302 11 000

0 201 11 000
0 201 21 000
0 201 27 000

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Пример 1.

За июль 2017 года работникам бюджетного учреждения культуры начислена заработная плата в размере 600 000 руб. Сумма НДФЛ, удержанного за указанный месяц, равна 78 000 руб. По согласию работников заработная плата перечисляется им на банковские карты.

Общая сумма заработной платы, перечисленной работникам за первую половину месяца, составила 260 000 руб.

Согласно договору, заключенному с банком в рамках «зарплатного» проекта, расходы по годовому обслуживанию карт оплачивает учреждение. Указанные расходы учтены при расчете субсидии на выполнение государственного задания. За первый год обслуживания банковских карт (с 1 июля 2016 года по 31 мая 2017 года) банк представил акт оказанных услуг и выставил счет на сумму 17 000 руб.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена заработная плата

4 109 60 211

4 302 11 730

600 000

Перечислена на банковские карты работников заработная плата за первую половину месяца

4 302 11 830

4 201 11 610

260 000

Забалансовый счет 18 (211 КОСГУ)

Удержан НДФЛ

4 302 11 830

4 303 01 730

78 000

Перечислена на банковские карты работников заработная плата, причитающаяся им под расчет
((600 000 – 260 000 – 78 000) руб.)

4 302 11 830

4 201 11 610

262 000

Забалансовый счет 18 (211 КОСГУ)

Перечислен НДФЛ в бюджет

4 303 01 830

4 201 11 610

78 000

Забалансовый счет 18 (211 КОСГУ)

Начислены расходы на оплату банковских услуг по годовому обслуживанию банковских карт

4 109 60 226*

4 302 26 730

17 000

Оплачены банковские услуги

4 302 26 830

4 201 11 610

17 000

Забалансовый счет 18 (226 КОСГУ*)

* В соответствии с Указаниями № 65н банковские услуги следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 226 «Прочие услуги» КОСГУ (письма Минфина РФ от 18.11.2016 № 02-05-10/6853, Федерального казначейства от 12.08.2013 № 42-2.2-06/51).

Вместе с тем средства для оплаты услуг кредитных организаций по зачислению денежных средств на счета работников, открытые в кредитных организациях за счет средств таких работников, могут быть удержаны работодателем из заработной платы работников на основании их заявления. При этом данные выплаты осуществляются учреждением по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Расчеты с подотчетными лицами

Выплата подотчетных сумм также может осуществляться на банковские карты сотрудников учреждения – подотчетных лиц. При этом порядок открытия таких карт отличается от порядка, установленного в рамках «зарплатных» проектов.

Особенности осуществления операций по обеспечению денежными средствами учреждений государственного сектора с использованием карт определены в разд. V Правил № 10н (Письмо Минфина РФ от 06.12.2016 № 02-07-10/72408).

В соответствии с п. 36 Правил № 10н учреждение производит операции с применением карт по договору банковского счета, заключенному ОФК с кредитной организацией на открытие счета № 40116 для учета операций по обеспечению денежными средствами с использованием банковских карт, и Положению № 266-П.

Таким образом, согласно Правилам № 10н банковские карты выдаются к счету № 40116, открытому ОФК в банке, а не к счету физического лица. То есть в данном случае клиентом банка является учреждение, а не физические лица – подотчетники.

Обеспечение подотчетных лиц учреждения денежными средствами с использованием карт в соответствии с Правилами № 10н осуществляется следующим образом:

Наименование операции

Порядок выполнения

Получение банковских карт

Учреждение представляет в ОФК заявление на получение карт (ф. 0531247). В нем оно просит выдать карты персонифицировано уполномоченным работникам (то есть подотчетным лицам). На основании таких заявлений ОФК формирует реестр на выпуск карт (ф. 0531248) и направляет его в кредитную организацию. Дополнительно к реестру учреждение представляет также в банк документы, необходимые для изготовления карт. После получения уведомления о готовности карт уполномоченный на получение карт работник учреждения получает в кредитной организации изготовленные карты и конверты, содержащие пин-коды к ним (п. 37, 38 Правил № 10н)

Перечисление денежных средств со счета на карту

Для получения наличных денежных средств с карты необходимо, чтобы на карте уже имелись денежные средства. Для этого учреждение представляет в ОФК по месту обслуживания не позднее дня, предшествующего дню получения денежных средств, заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243). После проверки такой заявки ОФК формирует платежное поручение на перечисление денежных средств на соответствующие счета № 40116 (то есть происходит зачисление средств на банковскую карту). Суммы, поступившие на карту, ОФК отражает в расшифровке (ф. 0531250) (п. 11, 18, 41 Правил № 10н)

Снятие денежных средств с карты подотчетным лицом учреждения

Уполномоченное (подотчетное лицо) учреждения, на которое оформлена карта, вправе снять необходимые денежные средства через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств. Подтверждением снятия денежной наличности послужит кассовый чек, выданный банкоматом или оператором-кассиром

Возврат (внесение) на карту подотчетным лицом неиспользованных сумм

При возврате подотчетным лицом неиспользованных средств на карту, а также после внесения денежных средств на карту в иных случаях учреждение в день внесения средств представляет в ОФК расшифровку внесенных сумм (ф. 0531251), подписанную руководителем и главным бухгалтером. Также расшифровка составляется учреждением, если имеющиеся

на карте денежные средства не востребованы (частично или полностью не использованы) в течение 45 календарных дней со дня перечисления на карту, не считая дня перечисления. На основании расшифровок ОФК формирует платежное поручение на перечисление невостребованной суммы (суммы внесенных наличных денег) с карты на соответствующий счет ОФК с указанием в реквизите «Назначение платежа» информации в такой формулировке: «неиспользованные по карте» или «внесенные наличными» (п. 42, 44, 45 Правил № 10н)

Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами с использованием банковских карт, открытых к счету № 40116, осуществляется с применением следующей корреспонденции счетов:

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Зачислены средства на карту подотчетного лица на основании заявки учреждения на перечисление денежных средств на карту

Пункт 92 Инструкции № 162н

Пункт 115 Инструкции № 174н

Пункт 118 Инструкции № 183н

1 210 03 560

1 304 05 xxx

0 210 03 560

0 201 11 610

0 210 03 000

0 201 11 000

Получены подотчетным лицом наличные денежные средства с банковской карты через банкомат, а также оплачены подотчетным лицом приобретенные услуги (работы, товары) с использованием карт

Пункты 92, 84 Инструкции № 162н

Пункт 105 Инструкции № 174н

Пункт 108 Инструкции № 183н

1 208 xx 560

1 210 03 660

0 208 xx 560

0 210 03 660

0 208 xx 000

0 210 03 000

Возвращены остатки неиспользованных подотчетных сумм на карту через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств

Пункты 84, 47 Инструкции № 162н

Пункт 106 Инструкции № 174н

Пункт 109 Инструкции № 183н

1 201 23 510

1 208 xx 660

0 201 23 510

0 208 xx 660

0 201 23 000

0 208 xx 000

Зачислены на счет невостребованные (внесенные на карту) суммы

Пункт 47 Инструкции № 162н

Пункт 78 Инструкции № 174н

Пункт 81 Инструкции № 183н

1 304 05 000

1 201 23 610

0 201 11 510

0 201 23 610

0 201 11 000

0 201 23 000

Приняты суммы расходов, произведенных подотчетным лицом

Пункт 84 Инструкции № 162н

Пункт 106 Инструкции № 174н

Пункт 109 Инструкции № 183н

1 401 20 xxx
1 105 00 340
1 106 00 310
1 109 00 xxx

1 208 xx 660

0 105 00 340
0 106 00 310
0 109 00 xxx
0 401 20 xxx

0 208 xx 660

0 105 00 000
0 106 00 000
0 109 00 xxx
0 401 20 xxx

0 208 xx 000

Вместо указанных в таблице символов xxx проставляется соответствующий код КОСГУ, xx – соответствующий аналитический код счета.

Пример 2.

На банковскую карту подотчетного лица автономного учреждения переведены с лицевого счета на основании заявки средства для закупки хозяйственных товаров в размере 1 700 руб. Приобретение хозтоваров было осуществлено как за наличный, так и за безналичный расчет.

Хозтовары на сумму 1 000 руб. были оплачены банковской картой.

Оставшиеся на карте средства (700 руб.) работник снял наличными через банкомат. На них он также приобрел хозяйственные товары на сумму 650 руб.

Все подтверждающие документы (товарные и кассовые чеки, чеки электронных терминалов) приложены к авансовому отчету.

Неизрасходованный остаток наличных средств в размере 50 руб. внесен подотчетным лицом на карту через банкомат.

Все операции осуществлены за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете указанные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Зачислены на карту подотчетного лица денежные средства

4 210 03 000

4 201 11 000

1 700

Увеличение забалансового счета 17 (510 КОСГУ)

Увеличение забалансового счета 18 (340 КОСГУ)

Произведена оплата подотчетным лицом хозтоваров банковской картой

4 208 34 000

4 210 03 000

1 000

Увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ)

Сняты работником с банковской карты наличные денежные средства через банкомат

4 208 34 000

4 210 03 000

700

Увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ)

Приняты к учету приобретенные хозтовары

4 105 36 000

4 208 34 000

1 650

Внесен через банкомат на карту остаток неизрасходованных наличных денежных средств

4 201 23 000

4 208 34 000

50

Увеличение забалансового счета 17 (510 КОСГУ)

Зачислена на счет сумма, внесенная на карту

4 201 11 000

4 201 23 000

50

Уменьшение забалансового счета 18 (340 КОСГУ)

Увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ)

Как было указано выше, Правилами № 10н установлен порядок выдачи сотрудникам учреждений расчетных (дебетовых) карт для оплаты расходов, связанных с деятельностью этих организаций, со счетов, открытых ОФК на счете № 40116.

Вместе с тем, по мнению специалистов финансовых ведомств, денежные средства, выдаваемые учреждениями под отчет своим сотрудникам, могут перечисляться и на «зарплатные» карты этих сотрудников для осуществления операций, связанных:

  • с оплатой расходов учреждений по поставкам товаров (в том числе ГСМ), выполнению работ, оказанию услуг;

  • с командировочными расходами;

  • с компенсацией сотрудникам документально подтвержденных расходов.

Такие разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 21.07.2017 № 09-01-07/46781, от 10.09.2013 № 02-03-10/37209.

Прием платежей от населения

Возможность оплаты товаров (работ, услуг) банковскими картами для многих потребителей является важным фактором. В связи с этим платежные терминалы, с помощью которых осуществляется прием платежей с банковских карт, теперь стали устанавливать в кассах не только коммерческие организации, но и государственные (муниципальные) учреждения.

Прием платежей с банковских карт физических лиц осуществляется в рамках заключенного с кредитной организацией договора эквайринга. По данному договору банк (эквайер) оказывает комплекс услуг по обработке и проведению карточных платежей. В договоре отражаются условия и стоимость установки оборудования (платежных терминалов), обслуживания терминалов, размеры вознаграждений банку и сроки перечисления средств на счет организации со счета потребителей.

Возможность заключения таких договоров государственными (муниципальными) учреждениями подтверждается в письмах Минфина РФ от 16.10.2014 № 02-07-10/52197, ЦБ РФ от 30.07.2013 № 14-27/763.

Для использования возможностей эквайринга учреждению, оказывающему платные услуги населению, необходимо:

  • обеспечить место для установления платежного терминала (pos-терминала) на своей территории. Стоит отметить, что терминал устанавливается в кассе учреждения;

  • принимать к оплате пластиковые карты согласно договору с банком;

  • оплачивать указанную в договоре комиссию за оказание услуг эквайером.

Со своей стороны банк обязуется:

  • установить терминал на выделенной территории. Такие терминалы могут предоставляться банком бесплатно или в аренду;

  • провести обучение сотрудников учреждения по работе с терминалом и проведению операций по карте;

  • проводить проверку достаточности денег на счете клиента в момент совершения покупки;

  • перевести сумму на счет учреждения в указанные сроки;

  • предоставлять консультацию и поддержку при возникновении трудностей;

  • обеспечить расходными материалами.

Размер комиссии за услуги эквайринга определяется условиями договора.

Обратите внимание: При осуществлении банком перевода денежных средств, полученных от потребителей услуг, в адрес учреждения-продавца следует учитывать положения п. 10 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», согласно которым вознаграждение банка по переводу денежных средств не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (Письмо от 30.07.2013 № 14-27/763).

Основанием для отражения операций, совершаемых с использованием платежных карт, в бухгалтерском учете является реестр операций или электронный журнал. Такой журнал (реестр) формируется с помощью терминала в конце дня и передается в банк. Списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра операций или электронного журнала (п. 2.9 Положения № 266-П).

Сверка взаимных расчетов между учреждением и кредитной организацией производится путем оформления акта с периодичностью, установленной в договоре эквайринга (еженедельно, ежемесячно).

Бухгалтерский учет операций по приему платежей с банковских карт оформляется с учетом инструкций № 162н, № 174н, № 183н следующей корреспонденцией счетов:

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Прием оплаты услуг (товаров, работ) с использованием банковской карты получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения

Пункт 47 Инструкции № 162н

Пункт 77 Инструкции № 174н

Пункт 80 Инструкции № 183н

1 201 23 510

1 205 31 660

2 201 23 510

2 205 31 660

2 201 23 000

2 205 00 000

Зачисление на лицевой счет учреждения сумм полученных оплат с банковских карт потребителей (с удержанием комиссии за услуги банка)

Инструкцией № 162н не предусмотрено*

Пункт 78 Инструкции № 174н

Пункт 81 Инструкции № 183н

1 210 02 130

1 201 23 610

2 201 11 510

2 201 23 610

2 201 11 000

2 201 23 000

* У казенных учреждений средства, поступившие от потребителей в оплату оказанных услуг, зачисляются в доход бюджета. Стоит отметить, что приведенная проводка в Инструкции № 162н не предусмотрена, поэтому ее применение необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств. В части восстановления расходов на сумму комиссии банка производится бухгалтерская запись: дебет счета 1 304 05 226 / кредит счета 1 201 23 610 (п. 47 Инструкции № 162н).

Расходы на оплату услуг банка-эквайера (комиссия) по переводу денежных средств с использованием пластиковых карт отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (Указания № 65н, Письмо Минфина РФ от 27.12.2016 № 02-05-10/78335). Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 (пример 3), для отражения суммы комиссии, взимаемой банком-эквайером за перевод денежных средств с использованием банковских карт, рекомендуется применять счет 2 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами».

Пример 3.

Театр (бюджетное учреждение) осуществляет реализацию входных билетов как за наличный расчет, так и с помощью банковской карты. Операции по приему платежей с банковских карт производятся через платежный терминал, полученный от банка в безвозмездное пользование. Согласно оформленному акту приема-передачи стоимость терминала составляет 17 000 руб.

Комиссия банка за оказание услуг эквайринга составляет 1% от суммы платежа.

За июнь 2017 года с банковских карт посетителей театра через платежный терминал поступило платежей на сумму 90 000 руб.

В бухгалтерском учете указанные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходован по акту приема-передачи принятый в безвозмездное пользование от банка платежный терминал

Увеличение забалансового счета 01*

17 000

Начислены доходы от реализации входных билетов

2 205 31 560

2 401 10 130

90 000

Списана со счетов банковских карт посетителей учреждения с применением платежного терминала плата за билеты

2 201 23 510
Увеличение забалансового счета 17 (130 КОСГУ)

2 205 31 660

90 000

Зачислены на лицевой счет учреждения денежные средства, поступившие от банка-эквайера за минусом комиссии
(90 000 руб. – (90 000 руб. x 1%))

2 201 11 510
Увеличение забалансового счета 17 (510 КОСГУ)

2 201 23 610
Увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ)

89 100

Отражены расчеты с банком-эквайером на сумму комиссии

2 210 05 560

2 201 23 610
Уменьшение забалансового счета 17 (130 КОСГУ)

900

Отражена задолженность перед банком на сумму оказанных услуг по приему платежей

2 109 90 226

2 302 26 730

900

Погашена задолженность по оплате банковских услуг по приему платежей зачетом встречного однородного требования

2 302 26 830

2 210 05 660

900

* В соответствии с п. 333 Инструкции № 157н имущество, полученное учреждением в безвозмездное пользование, подлежит отражению на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

* * *

Расчеты с использованием банковских карт в государственных (муниципальных) учреждениях ведутся не только для осуществления выплат (заработной платы, подотчетных сумм) работникам, но и для приема платежей с населения за оказанные услуги.

Удобство и безопасность таких расчетов полностью оправдывают расходы на оплату банковских услуг по открытию и обслуживанию таких карт, а также на оплату различных банковских комиссий за перевод денежных средств с платежных карт потребителей. Поэтому с годами объем расчетов будет только увеличиваться и постепенно вытеснять расчеты наличными денежными средствами.

Отразить в учете расчеты с применением платежных карт помогут приведенные в статье корреспонденции счетов и примеры, составленные с учетом положений инструкций № 162н, № 174н, № 183н и разъяснений финансового ведомства.