Организация занимается оптовой торговлей продуктами питания и находится на общем режиме налогообложения. В августе 2009 года от поставщика получен и оприходован товар на сумму в размере 100 000 рублей, товар оплачен. В сентябре в некоторых коробках обнаружен недоукомплектованный товар. Принято решение составить акт-претензию и вернуть часть товара (недоукомплектованного).
Как правильно отразить такой возврат в бухгалтерском учете?
В соответствии с п. 1 ст. 478 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности. В случае передачи некомплектного товара покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены либо доукомплектования товара в разумный срок (п. 1 ст. 480 ГК РФ).
На основании п. 2 ст. 480 ГК РФ, если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору:
- потребовать замены некомплектного товара на комплектный;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
В письме МНС по Московской области от 26.03.2004 N 06-22/2264 отмечено, что если возврат товара производится в результате существенного нарушения продавцом условий договора по качеству, ассортименту, комплектности, упаковке или других условий поставки товара, то такой возврат товара следует рассматривать как произведенный в рамках предусмотренного законодательством отказа покупателя от исполнения договора купли-продажи. В этом случае договор считается недействительным, а переход права собственности на товар - неосуществившимся.
При этом порядок отражения возврата товара в бухгалтерском учете законодательством строго не урегулирован. В связи с этим на практике применяются два варианта отражения возврата товара. Выбранный вариант следует закрепить в учетной политике.
Один из вариантов следует из письма Минфина России от 12.11.1996 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами", в п. 4 которого сказано, что в случае возврата покупателем (заказчиком) продукции (без ее замены) данные, ранее отраженные на счетах учета реализации и счетах расчетов с покупателями и бюджетом, должны быть уточнены (вносятся исправительные записи). Правда, это разъяснение касается продавца, но логично предположить, что по тому же принципу должен поступать и покупатель.
Согласно п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина от 22.07.2003 N 67н, в случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, в котором искажения выявлены.
Второй вариант учета следует из раздела 10 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утверждены письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5).
Таким образом, в бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи:
Оприходование товара (август):
Дебет 41 Кредит 60
- оприходован товар;
Дебет 19 Кредит 60
- учтена сумма НДС по оприходованному товару;
Дебет 68 Кредит 19
- НДС по оприходованному товару принят к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
- отражена оплата товара.
Возврат товара (сентябрь):
Первый вариант
Сторно Дебет 41 Кредит 60
- сторнирована стоимость недоукомплектованных товаров, возвращенных поставщику;
Сторно Дебет 19 Кредит 60
- сторнирован НДС по недоукомплектованным товарам, возвращенным поставщику;
Сторно Дебет 68 Кредит 19
- восстановлен НДС, ранее принятый к вычету (в части недоукомплектованного товара);
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 60
- отражена задолженность поставщика за возвращенный недоукомплектованный товар.
Если товар не был оплачен, то вместо последней записи делается проводка:
Дебет 60 Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- зачтена претензия в счет уменьшения задолженности перед поставщиком (если покупатель не успел перечислить деньга за товар).
Второй вариант
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 41
- недоукомплектованный товар возвращен поставщику;
Дебет 19 Кредит 68
- восстановлен НДС, ранее принятый к вычету (в части недоукомплектованного товара);
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 19
- выставлен НДС по недоукомплектованному товару, ранее принятый к вычету.
Если товар не был оплачен, то делается проводка:
Дебет 60 Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- зачтена претензия в счет уменьшения задолженности перед поставщиком (если покупатель не успел перечислить деньга за товар).
Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалами, представленными в системе ГАРАНТ:
- Счета-фактуры при возврате товара (И.Б. Ланина, "Аудиторские ведомости", N 2, февраль 2009 г.);
- Горелова М.Ю. Возврат товара, обмен и взаимозачет. - "Статус-Кво 97", 2007 г.;
- Толмачев И.А. Бухгалтерские и налоговые аспекты возврата товаров. - "ГроссМедиа: РОСБУХ", 2008.;
- Вернуть по закону (Ю. Гудилина, "Расчет", N 8, август 2008 г.);
- Вопрос: Организация продала товар покупателю. Покупатель оприходовал товар и потом обнаружил брак, выставил претензию. Товар возвращается продавцу, покупателю возвращены деньги за него. Какие документы должен предоставить покупатель на возврат данного бракованного товара? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2009 г.);
- Вопрос: Как оформить возврат товара поставщику? Примечание: товар - оптовый, оплачен, причина возврата - несоотвествие надлежащему качеству (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2007 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Степовая Яна
Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Волкова Юлия
24 сентября 2009 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.