Автор: Дария Петровская, старший-бухгалтер консультант Линии консультации ГЭНДАЛЬФ

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», октябрь 2022

В статье мы рассмотрим информацию об обязательной маркировке, о дальнейших обязательствах маркировки, которые наступят с 2023 г., а также информацию о товарах, маркировка которых производится на добровольной основе из-за экспериментального этапа.

Разберемся что такое маркировка

Маркировка – это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который присваивается товару и указывается на его ярлыке, упаковке, этикетке или таре. Этот знак может создать только единый оператор маркировок. 

С помощью маркировки можно отследить путь товара от производства до продажи или списания.  

Рассмотрим работу участников оборота товара: 

  1. Производители. Они маркируют продукцию и вводят ее в оборот. 

  2. Поставщики и импортеры. Они сверяют знак с данными в документах, которые получили от производителя и далее сообщают «Честному ЗНАКу» о поступлении и продаже такой продукции. 

  3. Розничные продавцы. Сверяют знак с данными, которые предоставил поставщик или импортер и сообщают «Честному ЗНАКу» о поступлении товара и о реализации его конечному покупателю. 

Для каждой группы товаров предусмотрены разные способы маркировки. 

За составление КиЗ необходимо платить государству 50 копеек без НДС. Но можно получить КиЗ бесплатно для: 

  1. Жизненно необходимых лекарств, закупочная цена которых не более 20 рублей; 

  2. Остатков, то есть продукции, которая оставалась до внедрения обязательной маркировки. В этом случае при заказе знака необходимо в качестве способа получения указать, что это маркировка остатков. КИЗ для продукции, которая не попала в оборот, действителен 60 суток. 

  3. Продукции, маркировка которой пока в стадии эксперимента.

Что уже давно маркируется?

В 2016 г. стартовала маркировка одежды из натурального меха. 

С 2019 г. должны маркироваться: 

  • С 1 марта – табак; 

  • С 1 июля – обувь; 

  • С 1 декабря – духи и туалетная вода, шины и покрышки, товары легкой промышленности, фотоаппараты и лампы-вспышки. 

Маркировка молочной продукции

С 2021 г. начала маркироваться молочная продукция: 

  • С 1 июня – с 1 июня 2021 г. – сыры, мороженое, кроме мороженого и десертов без содержания молочных жиров, и молочного белка в составе. 

  • с 1 сентября – молочная продукция со сроком хранения более 40 суток. 

  • с 1 декабря – молочная продукция со сроком хранения до 40 суток включительно. 

А с 1 декабря 2023 г. необходимо будет маркировать молочную продукцию, которую привозят и реализуют КФХ и СПК.

Маркировка лекарственных препаратов

С 1 июля 2019 г. обязательно должны подлежать маркировки препараты из списка высокозатратных нозологий.  

А с 1 июля 2020 г. маркировке подлежат все лекарственные препараты.

Маркировка кресел-колясок

Кресла-коляски, которые относятся к медицинским изделиям должны обязательно маркироваться, начиная с 1 февраля 2023 г.

Маркировка велосипедов

С 1 марта 2023 г. будут маркироваться следующие товары: 

  1. Велосипеды с установленным вспомогательным двигателем, с колясками или без них; 

  2. Двухколесные или иные велосипеды без двигателя, так же и трехколесные велосипеды для доставки грузов; 

  3. Трехколесные велосипеды; 

  4. Рамы велосипедов. 

Маркировка упакованной воды

С 1 декабря 2021 г. действует маркировка минеральной природной воды. 

С 1 марта должна маркироваться следующая продукция: 

  1. Вода в емкости, в том числе газированная, без подслащивающих или вкусо-ароматических веществ; 

  2. Вода купажированная, в том числе газированная; 

  3. Искусственно минеральная вода. 

Маркировка курительной смеси для кальяна без табака

С 1 марта 2022 г. курительная смесь для кальяна без табака подлежит обязательной маркировки, в соответствии с постановлением Правительства от 28.02.2019 №224.

Что сейчас маркировать необязательно?

На данный момент действует эксперимент по маркировке. Добровольно маркировать можно следующие товары: 

  1. Никотиносодержащие жидкости и электронные системы доставки никотина; 

  2. Обеззараживать воздуха, ортопедическая обувь, слуховые аппараты, компьютерные томографы, изделия, используемые при недержании, а также стент коронарный; 

  3. Пиво, пивные напитки и отдельные виды слабоалкогольных напитков; 

  4. Биологически активные добавки к пище; 

  5. Парфюмерно-косметическая продукция для рук с антимикробным действием, а также кожные антисептики.

Наказания за отсутствие маркировки

Ответственность за производство и реализацию продукции без маркировки устанавливается статьей 15.12 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. А за табачные изделия действует иная ответственность.

Суммы штрафов за производство и реализацию такой продукции

За производство: 

  • Для должностных лиц сумма штрафа от 5 000 до 10 000 рублей;

  • Для юридических лиц сумма штрафа составляет от 50 000 до 100 000 рублей. 

За продажу и хранение: 

  • Для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей; 

  • Для юридических лиц – от 50 000 до 300 000 рублей. 

За производство табачных изделий:  

  • Для должностных лиц сумма штрафа от 30 000 до 50 000 рублей; 

  • Для юридических лиц сумма штрафа от 200 000 до 300 000 рублей. 

За продажу табачных изделий: 

  • Для должностных лиц сумма штрафа составляет от 30 000 до 50 000 рублей; 

  • Для юридических лиц сумма штрафа составляет от 300 000 до 500 000 рублей. 

Ответственность за производство и реализацию лекарственных препаратов без обязательной маркировки регламентируется статьей 6.34 КоАП.

Суммы штрафов в таких случаях составляют:

  • для должностных лиц сумма штрафа составляет от 5 000 до 10 000 рублей; 

  • Для юридических лиц сумма штрафа составляет от 50 000 до 100 000 рублей. 

Поэтому при планировании ведения бизнеса в упомянутых областях не забывайте таких нюансах, что избавит вас не только от штрафов, но и создаст вам хорошую репутацию как налогоплательщика и делового партнера.