Автор: Дария Петровская, старший-бухгалтер консультант Линии консультации ГЭНДАЛЬФ
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», октябрь 2022
В статье мы рассмотрим информацию об обязательной маркировке, о дальнейших обязательствах маркировки, которые наступят с 2023 г., а также информацию о товарах, маркировка которых производится на добровольной основе из-за экспериментального этапа.
Разберемся что такое маркировка
Маркировка – это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который присваивается товару и указывается на его ярлыке, упаковке, этикетке или таре. Этот знак может создать только единый оператор маркировок.
С помощью маркировки можно отследить путь товара от производства до продажи или списания.
Рассмотрим работу участников оборота товара:
-
Производители. Они маркируют продукцию и вводят ее в оборот.
-
Поставщики и импортеры. Они сверяют знак с данными в документах, которые получили от производителя и далее сообщают «Честному ЗНАКу» о поступлении и продаже такой продукции.
-
Розничные продавцы. Сверяют знак с данными, которые предоставил поставщик или импортер и сообщают «Честному ЗНАКу» о поступлении товара и о реализации его конечному покупателю.
Для каждой группы товаров предусмотрены разные способы маркировки.
За составление КиЗ необходимо платить государству 50 копеек без НДС. Но можно получить КиЗ бесплатно для:
-
Жизненно необходимых лекарств, закупочная цена которых не более 20 рублей;
-
Остатков, то есть продукции, которая оставалась до внедрения обязательной маркировки. В этом случае при заказе знака необходимо в качестве способа получения указать, что это маркировка остатков. КИЗ для продукции, которая не попала в оборот, действителен 60 суток.
-
Продукции, маркировка которой пока в стадии эксперимента.
Что уже давно маркируется?
В 2016 г. стартовала маркировка одежды из натурального меха.
С 2019 г. должны маркироваться:
-
С 1 марта – табак;
-
С 1 июля – обувь;
-
С 1 декабря – духи и туалетная вода, шины и покрышки, товары легкой промышленности, фотоаппараты и лампы-вспышки.
Маркировка молочной продукции
С 2021 г. начала маркироваться молочная продукция:
-
С 1 июня – с 1 июня 2021 г. – сыры, мороженое, кроме мороженого и десертов без содержания молочных жиров, и молочного белка в составе.
-
с 1 сентября – молочная продукция со сроком хранения более 40 суток.
-
с 1 декабря – молочная продукция со сроком хранения до 40 суток включительно.
А с 1 декабря 2023 г. необходимо будет маркировать молочную продукцию, которую привозят и реализуют КФХ и СПК.
Маркировка лекарственных препаратов
С 1 июля 2019 г. обязательно должны подлежать маркировки препараты из списка высокозатратных нозологий.
А с 1 июля 2020 г. маркировке подлежат все лекарственные препараты.
Маркировка кресел-колясок
Кресла-коляски, которые относятся к медицинским изделиям должны обязательно маркироваться, начиная с 1 февраля 2023 г.
Маркировка велосипедов
С 1 марта 2023 г. будут маркироваться следующие товары:
-
Велосипеды с установленным вспомогательным двигателем, с колясками или без них;
-
Двухколесные или иные велосипеды без двигателя, так же и трехколесные велосипеды для доставки грузов;
-
Трехколесные велосипеды;
-
Рамы велосипедов.
Маркировка упакованной воды
С 1 декабря 2021 г. действует маркировка минеральной природной воды.
С 1 марта должна маркироваться следующая продукция:
-
Вода в емкости, в том числе газированная, без подслащивающих или вкусо-ароматических веществ;
-
Вода купажированная, в том числе газированная;
-
Искусственно минеральная вода.
Маркировка курительной смеси для кальяна без табака
С 1 марта 2022 г. курительная смесь для кальяна без табака подлежит обязательной маркировки, в соответствии с постановлением Правительства от 28.02.2019 №224.
Что сейчас маркировать необязательно?
На данный момент действует эксперимент по маркировке. Добровольно маркировать можно следующие товары:
-
Никотиносодержащие жидкости и электронные системы доставки никотина;
-
Обеззараживать воздуха, ортопедическая обувь, слуховые аппараты, компьютерные томографы, изделия, используемые при недержании, а также стент коронарный;
-
Пиво, пивные напитки и отдельные виды слабоалкогольных напитков;
-
Биологически активные добавки к пище;
-
Парфюмерно-косметическая продукция для рук с антимикробным действием, а также кожные антисептики.
Наказания за отсутствие маркировки
Ответственность за производство и реализацию продукции без маркировки устанавливается статьей 15.12 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. А за табачные изделия действует иная ответственность.
Суммы штрафов за производство и реализацию такой продукции
За производство:
-
Для должностных лиц сумма штрафа от 5 000 до 10 000 рублей;
-
Для юридических лиц сумма штрафа составляет от 50 000 до 100 000 рублей.
За продажу и хранение:
-
Для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
-
Для юридических лиц – от 50 000 до 300 000 рублей.
За производство табачных изделий:
-
Для должностных лиц сумма штрафа от 30 000 до 50 000 рублей;
-
Для юридических лиц сумма штрафа от 200 000 до 300 000 рублей.
За продажу табачных изделий:
-
Для должностных лиц сумма штрафа составляет от 30 000 до 50 000 рублей;
-
Для юридических лиц сумма штрафа составляет от 300 000 до 500 000 рублей.
Ответственность за производство и реализацию лекарственных препаратов без обязательной маркировки регламентируется статьей 6.34 КоАП.
Суммы штрафов в таких случаях составляют:
-
для должностных лиц сумма штрафа составляет от 5 000 до 10 000 рублей;
-
Для юридических лиц сумма штрафа составляет от 50 000 до 100 000 рублей.
Поэтому при планировании ведения бизнеса в упомянутых областях не забывайте таких нюансах, что избавит вас не только от штрафов, но и создаст вам хорошую репутацию как налогоплательщика и делового партнера.