Компания ГАРАНТ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Для отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по передаче спецодежды и инвентаря со склада в эксплуатацию организация вправе применять типовые формы первичных документов, утвержденные Госкомстатом России, либо использовать формы, самостоятельно разработанные в организации для этих целей.

При этом формы первичных документов, которые организация примет решение использовать, должны быть утверждены учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета и учетной политикой для целей налогового учета.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов, которые перечислены в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. При этом формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, утверждаются в составе учетной политики организации.

Аналогичные требования для учета расходов в целях налогообложения содержит глава 25 НК РФ. Пункт 1 ст. 252 НК РФ предусматривает среди основных критериев для принятия расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, что расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

До настоящего времени законодательными и подзаконными актами не утверждены обязательные к применению формы первичных учетных документов по учету инвентаря и спецодежды. Вместе с тем на сегодняшний день действуют Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н (далее - Методические указания 135н).

Согласно п. 19 Методических указаний 135н отпуск специальной оснастки и специальной одежды в производство (эксплуатацию) со складов организаций (иных мест хранения) производится на основании первичных учетных документов, в качестве которых могут использоваться формы документов, указанных в п. 15 этих Методических указаний. Могут использоваться также лимитно-заборные карты (типовая межотраслевая форма N М-8, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а (далее - Постановление N 71а)).

В п. 15 Методических указаний 135н упомянуты и рекомендованы к использованию типовые межотраслевые формы N М-11 "Требование-накладная" и М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону", утвержденные Постановлением N 71а.

В абзаце 3 п. 15 Методических указаний 135н также указано, что исходя из конкретных условий деятельности организации последняя может, помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах, применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению специальной оснастки и специальной одежды. При этом указанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Законом N 129-ФЗ.

Кроме того, Постановлением N 71а утверждены и не утратили силу до настоящего времени типовые формы по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов, как, например:

- МБ-2 "Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов";

- МБ-4 "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов";

- МБ-7 "Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений";

- МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов".

Таким образом, для отражения в бухгалтерском и налоговом учете передачи со склада в эксплуатацию спецодежды и инвентаря организация может использовать формы первичных учетных документов, рекомендованные Методическими указаниями 135н, либо организация может самостоятельно разработать формы первичных документов на основе вышеприведенных типовых форм.

При этом формы первичных документов, которые организация примет решение использовать при передаче в эксплуатацию спецодежды и инвентаря, должны быть утверждены учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета и учетной политикой для целей налогового учета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

7 июля 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.