Федосимов Борис Александрович, генеральный директор ОАО «Холдинг «Люди Дела»

Некоторое время назад Правительство РФ, в лице Министерства финансов РФ, ратовали за возвращение налога с продаж. К счастью, данное предложение не прошло в исходном виде, но думается, что вопрос о возвращении налога с продаж не закрыт, а лишь перенесен во времени, поскольку дефициты региональных бюджетов, связанных с предвыборными обещаниями Президента РФ, только растут; повышение ставки НДС, конечно, увеличит трансферты в региональные бюджеты, но все равно не сможет полностью закрыть «возникшие» дыры региональных бюджетов. При этом, экономическая обстановка в РФ очевидно ухудшается, при том, что социальные расходы бюджета не сокращаются, а военные расходы только растут. Все это, конечно, в ближайшей перспективе приведет к необходимости повышения налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков.

Подчеркну особо, еще раз, что Правительство РФ идет именно шаблонным путем, увеличивая ставки налогов, вводя новые налоги, что плохо отражается именно на добросовестных налогоплательщиках. А вот бизнес, который не платит налоги или «виртуозно» уменьшает свои налоговые отчисления – как не платил налоги, так и не будет это делать.

Очень жаль, что чиновники финансового (фискального) аппарата думают столь шаблонно и не пытаются найти другие пути для повышения собираемости налогов именно с тех лиц, которые недобросовестно уклоняются от уплаты налогов, при этом уменьшая налоговое бремя добросовестных налогоплательщиков, стимулируя их экономическую деятельность.

Для примера рассмотрим возможность ведения Единого налога с оборота и потребления, который может заменить следующие налоги: 1) налог на добавленную стоимость; 2) страховые взносы («социальные налоги»); 3) налог на прибыль организаций; 4) налоги, связанные с упрощенной системой налогообложения; 5) единый налог на вмененный доход; 6) налог на имущество организаций. Особенности нового налога таковы:

Плательщики: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Налог будет применяться ко всем сделкам, связанным с переходом права собственности на активы, принятия работ, услуг. Т.е. не имеет значение наличным или безналичным путем производится оплата (это снимет возможности претензии к новому налогу, как это 2003 году сделал Конституционный Суд РФ в отношении налога с продаж).

Объект налогообложения, налоговая база: стоимость купленного, проданного товара, работы, услуги. Цена на товары, работы, услуги предполагается рыночной, в связи с этим необходимо сохранение налоговой нормы, определенной в ст. 40 ч.1 Налогового Кодекса РФ.

Ставка: 3%. Ставка налога может быть установлена (изменена) решением правительства РФ каждые 3 года, исходя из параметров бюджета на предстоящий период.

Льготы: НЕТ. Все налоговые льготы, должны иметь заявительный, а не самостоятельный характер, так как их наличие создает предпосылки к недобросовестному использованию, нелегальному уменьшению поступлений в бюджет и требует повышенного налогового администрирования.

Исчисление: В момент проведения финансово-хозяйственной операции, операций. Именно поэтому целесообразно вовлечь банки в процесс автоматического изъятия налога со всех проходящих операций, попадающих под налогообложение. Таким образом, банки станут налоговыми агентами (включая элементы налогового контроля).

Это обеспечит непрерывное поступление налогов в бюджеты всех уровней. Для оставшейся части сделок (розничные сделки, оплата ценными бумагами, взаимозачет, бартер и т.п.) предлагается расчет суммы налога по итогам каждого месяца.

Уплата:1) в момент проведения финансово-хозяйственной операции, если она осуществляется по безналичному расчёту; 2) для всех других операций – до 5 числа месяца, следующего за отчетным. При безналичных расчетах удержание (уплата) налога будет производиться банком автоматически и фактически не требует особого контроля. 

По прочим операциям налогоплательщики должны рассчитывать  налог самостоятельно и уплачивать его до 5 числа каждого месяца. Такой сжатый срок обусловлен легкостью расчета налога и предпосылкой того, что больший срок уплаты дает большие возможности для «манипулирования» самим налогом.

Налоговый период: 1 месяц. Установлен в один месяц, исходя из необходимости избежать излишнего манипулирования налогом налогоплательщиками. Но учитывая желание уменьшить затраты на налоговое администрирование, можно установить следующий налоговый период: квартал или год.

Налоговая декларация: до 5 числа месяца, следующего за отчетным. Такой срок обусловлен необходимостью сокращения «манипуляций» с налогом.

Возможность возврата. Не предполагается возможность его возврата. Стимулирование отраслей или отдельных субъектов, как было описано выше, должно проводиться через другие государственные структуры. Излишняя переплата налога должна только входить в счет будущих налоговых отчислений.

Рассмотрим пример:

Предприятие А приобретает для своих целей станок у предприятия Б за 1 миллион рублей.

В платежном поручении предприятие А указывает сумму в 1 030 000 рублей, которая была получена следующим образом:

[Сумма по договору, счету]*[100%+налоговая ставка] = 1 000 000*103%.

Банк с указанной суммы самостоятельно удерживает двойную ставку (за покупателя и за продавца), проверяя корректность операции и сразу перечисляет ее в бюджет, что составит 60 000, полученную следующим образом:

Н1 = 2*[Сумма в платежном поручении] *[ставка]/[100%+ ставка] = 2*1 030 000*3%/103%.

И перечисляет банку продавца следующую сумму:

[Сумма в платежном поручении]- Н1.

Продавец получит: 1 000 000 – 30 000 = 970 000.

Такая система подразумевает налогообложение всех сделок купли-продажи. Это, как минимум, уничтожит посреднические фирмы, «серые схемы», сократит реальную себестоимость и снимет необходимость повышенного контроля и так далее.

Произведенные расчеты для разных типов отраслей, групп компаний и т.п. показало, что несмотря на сокращение количества налогов и уменьшении налоговой ставки, реальные налоговые поступления в бюджет только возрастут (добросовестные налогоплательщики станут платить меньше, а предприятия, которые необоснованно избегали налогообложения станут платить больше).

При этом, что будут достигнуты следующие результаты:

1. Значительное снижение налогового бремени на средний и крупный бизнес. Новая налоговая система оказывает еще меньший налоговый гнет, чем существующая упрощенная система налогообложения. Налоговое бремя на добросовестные предприятия может сократиться в три раза.

2. Снижение налогового бремени на малый бизнес. То есть, даже малые предприятия получат выгоды от введения нового налога.

3. Значительное повышение собираемости налогов. Доказано, что вовлечение банков в качестве налоговых агентов, учитывая долю безналичных расчетов в РФ, увеличит собираемость налогов в РФ. Более того, она сделает поступления в бюджеты РФ от нового налога плановыми и предсказуемыми.

4. Уменьшение выходных цен на продукцию; желание продавцов и покупателей сэкономить на новом налоге будут, должны, подталкивать и первых и вторых на снижение выходной\входной цены.

5. Вывод средств из «теневой» экономики; за счет очевидного и труднообходимого механизма взимания налога и значительного уменьшения налогового гнета. Можно с большой степенью вероятности утверждать, что введение нового налога позволит снизить объемы «теневой» экономики, что благотворно скажется на всей экономической ситуации в РФ.

6. Упрощение ведения налогового учета; за счет чрезвычайно простого механизма начисления и контроля новая налоговая система значительно упростит ведение налогового учета.

7. Сближение бухгалтерского и управленческого учета. За счет отделения налогового учета от бухгалтерского, за счет упрощения бухгалтерского учета как такового, можно прогнозировать в ближайшей перспективе после введения предложенных новаций сближение бухгалтерского и управленческого учета, острую потребность в котором испытывают сегодня российские предприятия.

8. Минимизация налогового администрирования, уменьшение федеральных затрат на содержание ФНС; очевидность взимания нового налога и простота отчетности по нему должна привести к значительной экономии денежных средств из бюджета РФ на налоговое администрирование и содержание ФНС.