Источник: КонсультантПлюс

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Для применения нулевой ставки НДС при экспорте в Казахстан на заявлении может быть отметка об освобождении контрагента от налога

2. Минтруд разъяснил, как рассчитать взносы при увольнении сотрудника и повторном приеме на работу

3. Бесплатно предоставленное молоко учитывается в расходах даже при допустимых условиях труда

4. Правопреемник может подать заявление о регистрации по месту полученной недвижимости

 

Комментарии

1. Минфин: расходы на приоритетную выкладку товаров нормируются

2. Минфин: при УСН доход от продажи основных средств не уменьшается на остаточную стоимость

 

 

Новости

 

1. Для применения нулевой ставки НДС при экспорте в Казахстан на заявлении может быть отметка об освобождении контрагента от налога

Письмо Минфина России от 16.04.2014 N 03-07-РЗ/17338

Минфин России рассмотрел ситуацию, которая касается применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Казахстан по соглашению с казахстанским контрагентом, применяющим освобождение от указанного налога. В этом случае в России ставка ноль процентов применяется при условии представления в инспекцию среди прочего заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, на котором проставлена отметка налогового органа Казахстана об освобождении контрагента от НДС.

При обосновании данной точки зрения финансовое ведомство сослалось на ст. 2 Соглашения о принципах взимания косвен ных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008, а также на п. 1 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009. В соответствии с данными нормами налогоплательщик применяет нулевую ставку НДС при условии представления в инспекцию документов, предусмотренных в п. 2 ст. 1 упомянутого Протокола. Среди таких документов названо и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составляемое по установленной форме. На нем налоговый орган государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, проставляет отметку об уплате косвенных налогов или об освобождении (ином порядке исполнения) налоговых обязательств.

Поскольку указанные нормы относятся к экспорту товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена этого союза, то сделанный Минфином России вывод применим и к экспорту товаров из России в Белоруссию.

Подробнее о порядке обложения НДС экспорта товаров из России в Белоруссию и Казахстан см. в Практическом пособии по НДС.

 

2. Минтруд разъяснил, как рассчитать взносы при увольнении сотрудника и повторном приеме на работу

Письмо Минтруда России от 05.03.2014 N 17-3/В-96

Минтруд России рассмотрел вопрос о начислении страховых взносов в случае, если сотрудник, проработав некоторое время, увольняется, но в этом же году вновь устраивается на работу к тому же работодателю. В данной ситуации взносы, по мнению ведомства, начисляются в отношении всех выплат работнику, п роизведенных в течение календарного года, т.е. как в период с начала года до увольнения, так и в период с момента повторного трудоустройства до 31 декабря включительно.

Свою позицию Минтруд России аргументировал следующим образом. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон о страховых взносах) объектом обложения страховыми взносами являются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, которые организации начисляют в пользу физлиц в рамках трудовых отношений. База для начисления взносов определяется по истечении календарного месяца отдельно в отношении каждого физлица нарастающим итогом с начала расчетного периода (ч. 3 ст. 8 Закона о страховых взносах). При этом расчетным периодом согласно ч. 1 ст. 10 Закона о страховых взносах признается календарный год.

Подробнее о порядке определения базы для начисления страховых взносов см. в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование.

 

3. Бесплатно предоставленное молоко учитывается в расходах даже при допустимых условиях труда

Письмо Минфина России от 31.03.2014 N 03-03-РЗ/13985

Минфин России сообщил, что стоимость молока (других равноценных пищевы х продуктов), которое предоставлено работникам бесплатно, или соответствующую денежную компенсацию можно учесть в расходах для целей налогообложения прибыли, даже если по результатам аттестации условия труда были признаны допустимыми. Условия труда считаются допустимыми, в частности, если вредные производственные факторы, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употреблять молоко или другие равноценные пищевые продукты, отсутствуют или не превышают установленных нормативов. Перечень таких факторов утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.

Как пояснило финансовое ведомство, в рассматриваемой ситуации расходы, связанные с бесплатной выдачей молока, не относятся к компенсационным выплатам, которые производятся, если сотрудники заняты на работах с вредными условиями труда. В данном случае их следует признать выплатами в натуральной форме, которые в силу ст. 255 НК РФ можно включить в состав расходов на оплату труда.

Ранее Минфин России высказывал противоположную точку зрения.

Отметим, что суды по данному вопросу придерживаются позиции, согласно которой стоимость молока, бесплатно выданного работникам, можно учесть в расходах.

Подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Кроме того, в настоящем Письме был рассмотрен вопрос о налогообложении НДФЛ стоимости полученного работниками в такой ситуации молока и других равноценных продуктов.

 

4. Правопреемник может подать заявление о регистрации по месту полученной недвижимости

Письмо ФНС России от 08.04.2014 N СА-4-14/6539 "О поряд ке постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества при реорганизации организации"

ФНС России считает возможным на основании заявления организации-правопреемника поставить ее на учет по месту нахождения недвижимого имущества, полученного при реорганизации. Организации в этом случае присваивается КПП "39". Заявление составляется в произвольной форме, но в нем необходимо отразить наименование, ОГРН и ИНН как правопреемника, так и правопредшественника. Кроме того, к заявлению прилагается перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на подведомственной соответствующему налоговому органу территории, с указанием наименования объектов, их кадастровых (условных) номеров и адресов.

Подобная позиция основана на п. 10 ст. 83 НК РФ, согласно которому инспекция должна обеспечить постановку на учет (снятие с учета) налогоплательщика на основе имеющихся у нее сведений.

Как отметила ФНС России, в дальнейшем при поступлении сведений от Росреестра постановка на учет правопреемника по месту нахождения недвижимого имущества, включая земельные участки, должна быть осуществлена в установленном порядке (п. 5 ст. 83 и п. 4 ст. 85 НК РФ).

Кроме того, налоговое ведомство обратило внимание, что снятие с учета происходит на основании сведений ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 НК РФ). В рассматриваемом случае это относится к организации-правопредшественнику.

Дополнительную информацию по вопросу постановки на учет по месту нахождения недвижимого имущества до момента госрегистрации прав на него см. в выпуске обзора от 25.09.2013.

Подробнее о порядке и о сроках постановки на учет организации в налоговых органах по месту нахождения недвижимости для целей налога на имущество см. Практическое пособие по налогу на имущество организаций.

 

Комментарии

 

1. Минфин: расходы на приоритетную выкладку товаров нормируются

Название документа:

Письмо Минфина России от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11641

Комментарий:

В рассматриваемом Письме Минфин России вновь высказал точку зрения, согласно которой расходы поставщика на приоритетную выкладку товаров, осуществляемую покупателем - организацией розничной торговли, учитываются как рекламные и нормируются в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ. Финансовое ведомство исходит из того, что услуги по мерчандайзингу, т.е. по приоритетной выкладке, направлены на продвижение товаров и являются рекламными услугами. Напомним, что реклама - это распространенная любым способом и в любой форме информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ; далее - Закон о рекламе). В целях налогообложения прибыли расходы на рекламу признаются на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом п. 4 ст. 264 НК РФ. В п. 4 предусмотрено, что не перечисленные в данной норме рекламные затраты включаются в базу по налогу на прибыль в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации.

Вывод о необходимости признания расходов на приоритетную выкладку в целях налогообложения прибыли как рекламных на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ разделяют и некоторые арбитражные суды.

Однако существует и иной подход. Размещая товар на полках, организация розничной торговли не сообщает конечному покупателю никакой дополнительной информации. Таким образом, данное размещение не является рекламой по смыслу п. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Затраты поставщика признаются обоснованными, поскольку направлены на увеличение спроса на товар, а значит, на увеличение количества продукции, закупаемой организацией розничной торговли. Поскольку перечень прочих расходов является открытым, поставщик вправе учесть затраты на приоритетную выкладку товаров на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Ряд постановлений судов кассационной инстанции содержит аналогичный вывод.

Разъяснения компетентных органов, а также примеры арбитражной практики по вопросу правомерности учета поставщиком расходов на приоритетную выкладку товаров и порядка данного учета см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

 

2. Минфин: при УСН доход от продажи основных средств не уменьшается на остаточную стоимость

Название документа:

Письмо Минфина России от 03.03.2014 N 03-11-11/8833

Комментарий:

Минфин России пришел к выводу, что применяющие УСН с объектом "доходы минус расходы" налогоплательщики, которые реализуют основные средства до истечения срока их использования, не могут учесть в расходах остаточную стоимость данного имущества.

Финансовое ведомство рассмотрело ситуацию, когда продавалось основное средство, имеющее срок полезного использования 10 лет. Однако, сделав упомянутый вывод, министерство не уточнило, имущество было продано до или после окончания трех лет с момента учета расходов на его приобретение. Поскольку в последнем случае перерассчитывать налоговую базу не нужно, вопрос об уменьшении дохода на остаточную стоимость возникнуть не может. В связи с этим полагаем, что основное средство было продано до истечения трех лет с момента учета затрат на его приобретение.

На наш взгляд, позиция Минфина России является спорной.

Согласно абз. 11 подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ при реализации имущества, имеющего 10-летний срок полезного использования, до истечения трех лет с момента учета расходов на его приобретение база по налогу, уплачиваемому при применении УСН, перерассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ. Следовательно, лица, применяющие названный спецрежим, могут руководствоваться всеми положениями, установленными указанной главой, в том числе подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ. На основании этой нормы допускается уменьшать доходы от продажи основного средства на его остаточную стоимость. Таким образом, налогоплательщик, применяющий УСН, вправе в рассматриваемом случае уменьшить налоговую базу на остаточную стоимость проданных основных средств.

Однако такое уменьшение налоговой базы инспекция, скорее всего, признает неправомерным. Это связано с тем, что контролирующие органы неоднократно отмечали: ст. 346.16 НК РФ не предусматривает уменьшения доходов от реализации основных средств на их остаточную стоимость. Вероятно, налогоплательщику свою правоту придется отстаивать в суде. Судебная практика по рассмотрению подобных дел неоднозначна.

Подробнее о том, можно ли уменьшить доходы от реализации основного средства на его остаточную стоимость, см. в Практическом пособии по УСН.