Источник: ЗАО "КонсультантПлюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий. 

 

Содержание обзора 

 

Новости 

1. Минфин России разъяснил, к какой очереди относятся платежи в счет уплаты налогов  

2. ФНС России указала на особенности заполнения декларации по ЕНВД организациями, имеющими обособленные подразделения  

3. Правительство РФ утвердило план по совершенствованию налогового администрирования  

4. Изменена форма заявления на получение патента  

 

Комментарии 

1. Минфин России указал, что региональный праздник не является основанием для переноса срока, установленного налоговым законодательством  

2. По мнению Минфина России, за возвратом излишне удержанного с дивидендов налога на прибыль российская организация - акционер должна обращаться в налоговую инспекцию    

 

 

Новости 

 

1. Минфин России разъяснил, к какой очереди относятся платежи в счет уплаты налогов 

Письмо Минфина России от 20.01.2014 N 02-03-11/1603   

В связи со вступлением в силу новой редакции п. 2 ст. 855 ГК РФ изменилась очередность списания денежных средств со счета должника в случаях, когда их недостаточно для удовлетворения всех предъявляемых требований. 

Списание денежных средств по платежным поручениям владельцев счетов теперь осуществляется в пятую очередь (абз. 6 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Денежные средства в счет погашения задолженности по налогам, взыскиваемые по поручениям налоговых органов, носящим бесспорный характер, как и прежде, списываются в третью очередь (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ). 

Аналогично осуществляется списание денежных средств в счет уплаты страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов. 

Об изменении очередности мы сообщали в выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 25.12.2013. 

В анализируемом Письме разъяснено два вопроса. 

Во-первых, Минфин России отметил, что Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) не содержит норм, предусматривающих отказ банка принимать к исполнению платежное поручение плательщика по той причине, что очередность платежа в соответствующем реквизите указана неверно. Финансовое ведомство рекомендовало по вопросам, связанным с подобными отказами, обращаться в Банк России. 

Во-вторых, Минфин России подтвердил выводы об очередности списания налогов, сделанные нами в упомянутом обзоре. Так, ведомство отметило, что в реквизите "Очередность платежа" платежных поручений по перечислению платежей в бюджет, представленных в подразделение банка на бумажном носителе, при наличии на банковском счете необходимого для их осуществления остатка денежных средств плательщик указывает цифру 5. 

Необходимо обратить внимание, что, как следует из п. 2 ст. 855 ГК РФ (в действующей редакции), относящиеся к платежам третьей очереди суммы, списываемые по поручениям налоговых органов, ограничены налогами и сборами. В данной норме не говорится о пенях, штрафах и о начисленных в порядке гл. 9 НК РФ процентах. 

Предыдущая редакция названного пункта применительно к налоговым списаниям содержала формулировку "платежи" без конкретизации их видов (п. 2 ст. 855 ГК РФ). 

В связи с этим возник вопрос, к какой очереди относится списание денежных средств по поручению налоговых органов на перечисление задолженности по уплате пеней, штрафов и указанных процентов: к третьей или к пятой. 

Изложенное относится также к пеням и штрафам по страховым взносам в ПФР и ФСС РФ. 

В рассматриваемом Письме Минфин России, отметив, что платежи, носящие бесспорный характер, взыскиваются в третью очередь, упомянул только относящиеся к ним платежи по налогам. Об очередности списания иных "бесспорных" платежей финансовое ведомство никаких разъяснений не дало. Вместе с тем данные платежи, взыскиваемые по решению налогового органа, относятся к имеющим бесспорный характер и, по нашему мнению, согласно логике построения норм ст. 855 ГК РФ должны относиться к третьей очереди. 

 

2. ФНС России указала на особенности заполнения декларации по ЕНВД организациями, имеющими обособленные подразделения 

Письмо ФНС России от 05.02.2014 N ГД-4-3/1895 "О порядке заполнения декларации по ЕНВД" 

Как ранее разъясняла ФНС России, если налогоплательщики, которые до 2013 г. применяли ЕНВД, но не подавали заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД, были намерены уплачивать единый налог и далее, они могли быть поставлены на учет в данном качестве в том числе на основании налоговой декларации за I квартал 2013 г. (подробнее см. выпуск обзора "Новые документы для бухгалтера" от 21.08.2013). Однако при постановке на учет таких налогоплательщиков у налоговых органов возникали сложности из-за того, что организации, имеющие обособленные подразделения, некорректно указывали в декларации коды места представления и причины постановки на учет. В связи с этим налоговое ведомство дало рекомендации, которыми следует руководствоваться до внесения изменений в Порядок заполнения налоговой декларации по ЕНВД (утв. Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@). 

Так, при осуществлении нескольких (одного) видов деятельности через несколько обособленных подразделений, которые находятся на территории, подведомственной одной налоговой инспекции, где организация состоит на учете по месту нахождения, данная компания должна представлять одну декларацию по ЕНВД. На ее титульном листе в поле "по месту учета" указывается код "214" ("по месту нахождения организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком"). Если организация осуществляет деятельность через обособленные подразделения, которые находятся на территориях других муниципальных образований (т.е. не по месту ее нахождения), подведомственных разным налоговым инспекциям, то декларация подается в каждую из них. В этой ситуации на титульном листе в поле "по месту учета" проставляется код "310" ("по месту осуществления деятельности российской организации"). Следовательно, по общему правилу она должна встать на учет в качестве плательщика ЕНВД в каждом налоговом органе по месту осуществления деятельности своих подразделений. 

В обоих случаях в 5 - 6 позиции КПП необходимо указывать код причины постановки на учет "35" ("постановка на учет организации в качестве налогоплательщика ЕНВД"). Однако до внесения соответствующих изменений в упомянутый Порядок заполнения налоговой декларации по ЕНВД организация, имеющая обособленные подразделения на территории, где она зарегистрирована по месту нахождения, в данных позициях КПП может проставлять "01" ("постановка на учет в налоговом органе российской организации в качестве налогоплательщика по месту ее нахождения"). 

Раздел 2 декларации по ЕНВД в обоих случаях заполняется отдельно по каждому виду деятельности и по каждому месту его осуществления. 

 

3. Правительство РФ утвердило план по совершенствованию налогового администрирования 

Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р  

Реализация данного плана, намеченная на 2014 - 2015 гг., сократит время взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, упростит правила ведения бухгалтерского и налогового учета, повысит прозрачность правоприменения законодательства РФ о налогах и сборах. В результате должен улучшиться инвестиционный климат в России. Отметим наиболее интересные из запланированных мероприятий. 

Так, предусматривается изменить сроки и порядок вступления в силу нормативных правовых актов, изменяющих форму представления налоговой отчетности. Соответствующие документы должны будут публиковаться не позднее чем за два месяца до начала отчетного периода, за который необходимо отчитаться по измененной форме. При нарушении срока опубликования в определенных случаях предполагается не штрафовать налогоплательщиков за просрочку представления налоговых деклараций (п. 3 разд. I Плана мероприятий). 

Планируется продлить срок представления всех видов налоговой отчетности на пять дней, а при подаче отчетности в электронном виде - на десять дней при сохранении существующих сроков уплаты налогов (п. 6 разд. I Плана мероприятий). 

Предусматривается законодательно закрепить право налогоплательщиков на принятие к вычету НДС по относящимся к налоговому периоду счетам-фактурам, полученным до срока представления декларации по НДС. Вычет можно будет применить либо в периоде принятия товара к учету при наличии счета-фактуры к моменту заявления вычета по декларации, либо в периоде получения счета-фактуры при условии принятия товаров к учету (п. 2 разд. IV Плана мероприятий). 

Предлагается отменить командировочные удостоверения для коммерческих организаций с целью сокращения количества документов, необходимых для подтверждения командировочных расходов (п. 10 разд. IV Плана мероприятий). 

 

4. Изменена форма заявления на получение патента 

Приказ ФНС России от 05.02.2014 N ММВ-7-3/39@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 14.12.2012 N ММВ-7-3/957@ "Об утверждении форм документов для применения патентной системы налогообложения"   

В рассматриваемом Приказе, в частности, дана новая редакция рекомендуемой формы заявления на получение патента (утв. Приказом ФНС России от 14.12.2012 N ММВ-7-3/957@). Теперь физлица при заполнении такой формы не должны указывать дату начала действия патента, если заявление они подают одновременно с документами для госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это изменение связано с дополнением п. 2 ст. 346.45 НК РФ положением, согласно которому физлицам предоставлена возможность подавать заявление на получение патента одновременно с документами для госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В данном случае действие патента начинается со дня регистрации индивидуального предпринимателя. Подробнее об этом см. в Практическом комментарии основных изменений налогового законодательства с 2014 года. 

Также изменился порядок заполнения заявления на получение патента на оказание услуг по перевозке грузов (пассажиров) автомобильным (водным) транспортом (подп. 10, 11, 32, 33 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). В заявлении необходимо будет указывать идентификационный номер, марку и регистрационный знак используемого транспортного средства. 

Для получения патента на оказание услуг по сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков (подп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ) в заявлении следует указывать адрес места осуществления предпринимательской деятельности. Это же потребуется, если предприниматель планирует применять данный спецрежим в отношении услуг общественного питания, оказываемых на объекте с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м (подп. 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Сведения об адресе места осуществления розничной торговли необходимо указывать и в заявлении на получение патента в отношении видов деятельности, указанных в подп. 45, 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Отметим, что в новой форме заявления на получение патента листы для внесения сведений об объектах, которые используются при осуществлении видов деятельности, перечисленных в подп. 19, 45,46, 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, заполняются отдельно по каждому обособленному объекту. 

Кроме того, рассматриваемым приказом внесены уточнения в форму уведомления об отказе в выдаче патента и в форму сообщения о несоответствии требованиям применения патентной системы налогообложения.  

 

 

Комментарии 

 

1. Минфин России указал, что региональный праздник не является основанием для переноса срока, установленного налоговым законодательством   

Название документа: 

Письмо Минфина России от 27.01.2014 N 03-02-07/1/2783   

Комментарий: 

Согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ срок, последний день которого приходится на выходной или нерабочий праздничный день, истекает в ближайший следующий за ним рабочий день. По правилам п. 6 ст. 6.1 НК РФ при определении выходных, нерабочих праздничных и рабочих дней необходимо руководствоваться ст. ст. 111 и 112 ТК РФ. Как указал Минфин России, Трудовой кодекс РФ не содержит положений о полномочиях субъектов Федерации по вводу дополнительных нерабочих праздничных дней на соответствующих территориях. Кроме того, Налоговый кодекс РФ не предусматривает переноса установленного срока, если его окончание приходится на день, определенный как нерабочий законом субъекта РФ. 

Следуя логике финансового ведомства, налогоплательщику при истечении срока, например, представления документов по требованию инспекции или сдачи декларации в день, который приходится на региональный праздник, нужно заранее позаботиться о подаче соответствующих документов. В противном случае его могут привлечь к налоговой ответственности (ст. ст. 119 и 126 НК РФ). 

Впрочем, решение налогового органа о начислении штрафа можно оспорить. Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении России и субъектов Федерации. Регулирование трудовых и непосредственно связанных к ними отношений осуществляется в том числе региональными законами, содержащими нормы трудового права (ч. 1 ст. 5 ТК РФ). Как следует из ст. 6 ТК РФ, установление нерабочих праздничных дней не относится к исключительному ведению федеральных органов государственной власти. Такими днями в силу п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" могут быть объявлены на региональном уровне религиозные праздники. 

Таким образом, субъекты РФ вправе вводить на своей территории дополнительные нерабочие праздничные дни. Данный вывод подтверждается Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 21.12.2011 N 20-ПВ11. Разрешая вопрос о нарушении срока представления налоговой декларации, арбитражные суды также сходятся во мнении, что региональный праздник на основании ст. 6.1 НК РФ продлевает установленный налоговым законодательством срок (см. например, Постановления ФАС Поволжского округа от 09.06.2006 N А65-24021/2005-СА2-11, от 23.03.2006 N А65-18772/2005-СА1-7, Восточно-Сибирского округа от 27.07.2006 N А58-8975/05-Ф02-3786/06-С1). 

 

2. По мнению Минфина России, за возвратом излишне удержанного с дивидендов налога на прибыль российская организация - акционер должна обращаться в налоговую инспекцию   

Название документа: 

Письмо Минфина России от 20.01.2014 N 03-03-06/1/1398   

Комментарий: 

В комментируемом Письме Минфин России разъяснил порядок возврата организации излишне удержанного налоговым агентом при выплате дивидендов налога на прибыль. В рассмотренной ситуации вся сумма удержанного налога была перечислена налоговым агентом в бюджет. 

Финансовое ведомство сообщило, что по общему правилу возврат налогоплательщику излишне уплаченного налога производится на основании решения налогового органа по месту учета налогоплательщика. 

В связи с этим, по мнению министерства, налог на прибыль, излишне удержанный и перечисленный в бюджет, может быть возвращен налогоплательщику по месту его учета после того, как налоговый орган получит подтверждение факта излишнего удержания и перечисления налога в бюджет. 

Можно предположить, что Минфин России не допускает в такой ситуации возможности возврата налогоплательщику излишне удержанного налога налоговым агентом. Иными словами, налоговый агент не может вернуть организации излишне удержанные денежные средства за свой счет, а затем претендовать на зачет или возврат соответствующих сумм из бюджета. Данный вывод можно сделать, исходя из приведенного обоснования: финансовое ведомство указывает, что в ст. 78 НК РФ не установлены обязанность налогового агента возвращать налогоплательщику суммы налогов, излишне удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, и порядок такого возврата, а в гл. 25 НК РФ не установлена обязанность налоговых агентов возвращать суммы налога на прибыль, излишне удержанные из доходов получателей дивидендов - российских организаций. 

В связи с этим необходимо отметить следующее. В соответствии с п. 14 ст. 78 НК РФ правила о зачете и возврате излишне уплаченного налога распространяются на налоговых агентов. Пленум ВАС РФ в п. 34 Постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что зачет или возврат налоговому агенту излишне перечисленных им в бюджет сумм возможен только в двух случаях: 

- если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего; 

- если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную с него сумму налога. 

Данное разъяснение Пленума ВАС РФ применяется, если суд установил, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика. 

Отметим, что удержание налога на прибыль при выплате дивидендов российской организации не подпадает под первый случай. На это обращает внимание и Минфин России в комментируемом Письме. Однако ко второму случаю рассматриваемую ситуацию отнести можно. При таком условии порядок возврата налоговому агенту удержанной при выплате российской компании дивидендов и перечисленной в бюджет суммы налога на прибыль может быть следующим. Акционер обращается к налоговому агенту с требованием о возврате излишне удержанного налога. Тот возвращает ему соответствующую сумму и обращается в налоговый орган по поводу зачета или возврата образовавшейся в связи с этим переплаты. Следует предупредить, что в таком случае налоговому агенту, возможно, придется добиваться положительного решения инспекции через суд. С учетом позиции, выраженной в п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, шансы на положительный исход спора велики. 

Обратим внимание, что до выхода указанного Постановления разъяснения официальных органов о порядке возврата и зачета излишне удержанного налоговым агентом налога были неоднозначны. В судебной практике не допускался возврат или зачет налоговому агенту излишне удержанной суммы в подобной ситуации. Подробнее об этом см. в Практическом пособии по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов).