ЗАО "Консультант Плюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. С 1 января 2013 года МРОТ составит 5 205 рублей

2. Установлены размер индексации детских пособий и сумма материнского капитала в 2013 г.

3. Тарифы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2013 г. не изменятся

4. Внесены поправки в Налоговый кодекс РФ в части, касающейся НДПИ

5. Признаны недействующими разъяснения Минфина России о порядке налогообложения дивидендов, выплачиваемых за счет нераспределенной прибыли прошлых лет

6. Допустимая доля иностранных работников, привлекаемых к деятельности в сфере розничной торговли алкогольной продукцией, в 2013 г. составит 25 процентов

 

Комментарии

1. Введение дополнительных тарифов страховых взносов для некоторых категорий плательщиков, повышение пенсионных взносов для предпринимателей и другие изменения, касающиеся уплаты взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС

2. Внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся НДФЛ и государственной пошлины

 

 

 

1. С 1 января 2013 года МРОТ составит 5 205 рублей

Федеральный закон от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" 

Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 г. составит 5 205 руб. В настоящее время он равен 4 611 руб. Напомним, что последнее изменение этой величины произошло 1 июня 2011 г.

МРОТ используется при исчислении пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком сотруднику, у которого в расчетном периоде (два календарных года, предшествующие году наступления страхового случая) не было заработка, или если его средний заработок, определенный за два предыдущих года, в расчете за полный календарный месяц ниже величины МРОТ (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Указанная величина применяется также при исчислении страховых взносов плательщиками, не производящими выплат физическим лицам: индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой (ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

 

2. Установлены размер индексации детских пособий и сумма материнского капитала в 2013 г.

Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" 

С учетом темпов роста инфляции ежегодно индексируются пособия гражданам, имеющим детей, и пересматривается размер материнского капитала. Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ с 1 января 2013 г. коэффициент индексации указанных пособий составит 1,055. Как разъяснял ФСС РФ в Письме от 28.12.2011 N 14-03-18/05-16244, сумма пособия до целых рублей не округляется, а индексировать на установленный коэффициент следует величину пособия с учетом прошлогодней индексации. Таким образом, в 2013 г. необходимо исходить из следующих показателей:

- единовременное пособие при рождении ребенка - 13 087 руб. 61 коп. (12 405,32 x 1,055);

- пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности - 490 руб. 79 коп. (465,2 x 1,055);

- минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет: за первым ребенком - 2453 руб. 93 коп. (2326 x 1,055), за вторым и последующими детьми - 4907 руб. 85 коп. (4651,99 x 1,055).

Кроме того, определена сумма материнского капитала, которая в 2013 г. составит 408 960 руб. 50 коп. вместо 387 640 руб. 30 коп., установленных на 2012 г.

 

3. Тарифы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2013 г. не изменятся

Федеральный закон от 03.12.2012 N 228-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" 

Тарифы и порядок уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, которые были установлены на 2006 г. (Федеральный закон от 22.12.2005 N 179-ФЗ) и применяются в настоящее время, будут использоваться в 2013 - 2015 гг. (Федеральный закон от 03.12.2012 N 228-ФЗ). Указанные тарифы определяют в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных по трудовым и гражданско-правовым договорам и включаются в базу для начисления взносов на травматизм (ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 228-ФЗ). Напомним, что размер страхового взноса зависит от того, к какому классу профессионального риска отнесен основной вид деятельности страхователя, который необходимо подтверждать ежегодно в срок не позднее 15 апреля (п. 3 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55).

Кроме того, рассматриваемым Законом льгота, которой до 1 января 2013 г. в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ могли пользоваться только организации, распространена на индивидуальных предпринимателей. Теперь они будут перечислять страховые взносы с выплат и вознаграждений в пользу работников - инвалидов I, II и III групп в размере 60 процентов от общеустановленных тарифов (ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 N 228-ФЗ).

 

4. Внесены поправки в Налоговый кодекс РФ в части, касающейся НДПИ

Федеральный закон от 29.11.2012 N 204-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" 

Многочисленные изменения, вносимые в конце текущего года рядом федеральных законов в Налоговый кодекс РФ, затронули и НДПИ. Федеральным законом от 29.11.2012 N 204-ФЗ (далее - Закон N 204-ФЗ) внесены поправки в гл. 26 НК РФ, которые касаются налогообложения добычи таких видов полезных ископаемых, как газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья и газ горючий природный.

Во-первых, установлены порядок определения налоговой базы по НДПИ и порядок исчисления налога на добычу газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Напомним, что до 1 января 2012 г. ставка НДПИ в отношении газового конденсата составляла 17,5 процентов, а с 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно налогообложение добычи газового конденсата производится исходя из ставки 556 руб. за 1 т полезного ископаемого (подп. 10 п. 2 ст. 342 НК РФ). При таком размере ставки база по НДПИ должна была бы определяться как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении, а сумма налога - как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы. Однако порядок определения налоговой базы и порядок исчисления налога с 1 января 2012 г. изменены не были. Минфин России разъяснял, что до внесения соответствующих поправок при исчислении НДПИ налоговая база в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытого полезного ископаемого (Письмо от 31.05.2012 N 03-06-05-01/66 направлено Письмом ФНС России от 07.06.2012 N ЕД-4-3/9412@).

Законом N 204-ФЗ указанное несоответствие устранено. С 1 января 2013 г. согласно п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья будет определяться как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Сумма налога согласно п. 1 ст. 343 НК РФ в данном случае исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы. Действие этих положений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г. (п. 3 ст. 2 Закона N 204-ФЗ).

Во-вторых, ставка НДПИ в отношении добычи газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья увеличится до 622 руб. за 1000 куб. м газа не с 1 января 2014 г., а уже с 1 июля 2013 г. (подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ, п. 2 ст. 2 Закона N 204-ФЗ). Такой размер ставки будет применяться по 31 декабря 2013 г. включительно. В дальнейшем ставка НДПИ в отношении указанного природного ископаемого будет увеличиваться. Кроме того, налогоплательщики, не являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения либо организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники названных объектов (если суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов), в период с 1 июля по 31 декабря включительно к установленной ставке применяют коэффициент 0,646.

Напомним, что с 1 января 2013 г. ставка НДПИ для газа горючего природного, добываемого из всех видов месторождений углеводородного сырья, составит 582 руб. за 1000 куб. м газа, а коэффициент - 0,455 (подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ).

 

5. Признаны недействующими разъяснения Минфина России о порядке налогообложения дивидендов, выплачиваемых за счет нераспределенной прибыли прошлых лет

Решение ВАС РФ от 29.11.2012 N ВАС-13840/12 

Общеустановленная ставка налога на прибыль составляет 20 процентов, за исключением отдельных случаев (п. 1 ст. 284 НК РФ). В частности, п. 3 ст. 284 НК РФ предусмотрены пониженные ставки для доходов в виде дивидендов. Так, согласно подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ по нулевой ставке налога на прибыль облагаются дивиденды, полученные российской организацией, если на день принятия решения об их выплате она 365 календарных дней и более непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50 процентами вклада в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды. До 1 января 2011 г. подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ содержал еще одно условие, необходимое для применения нулевой ставки: стоимость приобретения вклада в уставном капитале должна превышать 500 млн руб. Однако Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ (далее - Закон N 368-ФЗ) данное условие было исключено и установлено, что новые правила распространяются на правоотношения по выплате дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 г. и последующие периоды (п. 2 ст. 5 указанного Закона).

Минфин России, разъясняя применение нулевой ставки налога на прибыль к дивидендам, выплачиваемым в 2011 г. за счет нераспределенной прибыли, полученной до 2010 г., в Письме от 04.04.2012 N 03-03-10/34 указывал, что в данном случае следует применять общеустановленную ставку: 20 процентов. Этот вывод обусловлен тем, что Законом N 368-ФЗ установлено применение положений п. 3 ст. 284 НК РФ с 1 января 2011 г. только в отношении дивидендов, начисленных по результатам деятельности организации за 2010 г. и последующие периоды. Аналогичная точка зрения содержится в Письмах Минфина России от 10.08.2012 N 03-03-06/1/393, от 26.06.2012 N 03-03-06/1/321.

Однако Высший Арбитражный Суд РФ с мнением финансового ведомства не согласился.

Основываясь, как и Минфин России, на п. 2 ст. 5 Закона N 368-ФЗ, ВАС РФ отметил, что принятые изменения улучшили положение налогоплательщиков, поскольку в результате уменьшилось число требований, предъявляемых к применению нулевой ставки в отношении полученных дивидендов. Российским организациям теперь необходимо соблюдать не три, а два условия: о размере доли и о сроке владения ею. Данной нормой установлено, что новые правила применяются с 1 января 2011 г. и распространяются на правоотношения по налогообложению дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 г. и последующие периоды. Однако, как указал ВАС РФ, п. 2 ст. 5 Закона N 368-ФЗ не содержит дополнительного ограничения в виде запрета применять нулевую ставку при выплате дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.

Кроме того, в рассматриваемом решении отмечено, что по своей экономической природе чистая и нераспределенная прибыль тождественны. Это исключает различный режим налогообложения в зависимости от отчетного периода, за который принимается решение о направлении части прибыли на выплату дивидендов. Следовательно, допущенное Минфином России толкование приводит к формированию новых правил налогообложения дивидендов и изменяет порядок исчисления налога в отношении распределения прибыли, полученной до 2010 г.

Таким образом, ВАС РФ решил, что Письмо Минфина России от 04.04.2012 N 03-03-10/34 противоречит Налоговому кодексу РФ и п. 2 ст. 5 Закона N 368-ФЗ, и признал его недействующим.

 

6. Допустимая доля иностранных работников, привлекаемых к деятельности в сфере розничной торговли алкогольной продукцией, в 2013 г. составит 25 процентов

Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 N 1243 "Об установлении на 2013 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации" 

В соответствии с п. 5 ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Правительство РФ ежегодно устанавливает предельно допустимые доли иностранных работников, задействованных работодателями в различных сферах экономики. На 2013 г. такие величины установлены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 N 1243.

Согласно указанному Постановлению в следующем году в отличие от предыдущих лет будет разрешено привлекать иностранных работников к деятельности в сфере розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво. Доля таких работников может достигать 25 процентов от общей численности сотрудников. Остальные величины по сравнению с 2012 г. не изменяются. По-прежнему будет запрещено привлекать иностранных работников к деятельности в сфере розничной торговли фармацевтической продукцией, а также в сфере торговли в палатках, на рынках и прочей торговли вне магазинов. При этом предельная доля иностранных работников, используемых при осуществлении прочей деятельности в области спорта (код по ОКВЭД 92.62), остается на уровне 25 процентов от общей численности сотрудников.

Отметим, что Минздравсоцразвития России в Приказе от 01.02.2012 N 71н разъясняло следующее: в целях определения указанной доли иностранным работником признается иностранный гражданин, временно пребывающий в России и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. Подробнее об этом см. выпуск обзора от 18.04.2012.

Напомним, что за несоблюдение работодателем ограничений численности иностранных работников ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде штрафа от 800 тыс. до 1 млн руб. либо приостановления деятельности на срок до 90 суток. При этом согласно примечанию к ст. 18.1 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут ответственность наравне с организациями. 

 

 

Комментарии

 

1. Введение дополнительных тарифов страховых взносов для некоторых категорий плательщиков, повышение пенсионных взносов для предпринимателей и другие изменения, касающиеся уплаты взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС  

Название документа:

Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" 

Комментарий:

4 декабря на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru был опубликован Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования". Рассмотрим наиболее существенные поправки. 

1.1. Тарифы страховых взносов, установленные на 2012 - 2013 гг., будут применяться также в 2014 - 2015 гг.  

В соответствии с действующей редакцией ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ работодатели (за исключением льготных категорий) в 2012 - 2013 гг. уплачивают страховые взносы по следующим тарифам. В рамках предельной величины базы для начисления страховых взносов общая ставка составляет 30 процентов (из них в ПФР - 22 процента, в ФСС - 2,9 процента, в ФФОМС - 5,1 процента), сверх предельной величины - 10 процентов (платеж перечисляется только в ПФР).

Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ (далее - Закон) указанные тарифы установлены также на 2014 и 2015 гг. (новая редакция ч. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). 

1.2. Изменение распределения пенсионных взносов  

В соответствии со ст. 33 и 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ пенсионные взносы в отношении лиц 1967 г. р. и моложе распределяются на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Так, в 2012 и 2013 гг. по общему правилу на финансирование накопительной части трудовой пенсии с выплат в рамках установленной предельной величины базы для начисления взносов перечисляется 6 процентов. Остальная часть тарифа пенсионных взносов идет на финансирование страховой части трудовой пенсии (ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Соответствующее распределение пенсионных взносов установлено для различных льготных категорий плательщиков.

С 2014 г. данное распределение будет изменено. На финансирование накопительной части трудовой пенсии необходимо будет перечислять 2 процента (новые редакции ст. 33.1, п. 2.1 ст. 22, п. п. 5, 6, 7, 9 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

Из этого правила есть исключение. На финансирование накопительной части трудовой пенсии необходимо будет по-прежнему перечислять 6 процентов от предназначенного в ПФР взноса, если застрахованное лицо 1967 г. р. и моложе, в отношении которого производятся выплаты, по состоянию на 31 декабря 2013 г. заключило договор об обязательном пенсионном страховании и обратилось с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд или обратилось с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (новая ст. 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

Следует отметить, что указанные лица с 1 января 2014 г. в случае, предусмотренном п. 1 ст. 36.8 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", п. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ", вправе будут выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2 или 6 процентов тарифа страхового взноса. 

1.3. Скорректирован порядок признания иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, застрахованными лицами в сфере обязательного пенсионного страхования  

На выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, начисляются пенсионные взносы, если с указанными лицами заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев или на неопределенный срок (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Эти положения действуют с 1 января 2012 г.

Рассматриваемым Законом указанные правила скорректированы. Теперь указанные лица признаются застрахованными по обязательному пенсионному страхованию, если с ними заключены трудовые договоры на неопределенный срок, а также срочные трудовые договоры продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Напомним, что на выплаты в отношении указанных лиц пенсионные взносы начисляются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения такого застрахованного лица (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). 

1.4. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков  

Пунктом 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55 лет.

С 1 января 2013 г. работодатели таких лиц обязаны будут перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):

- в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ): 4 процента (2013 г.), 6 процентов (2014 г.), 9 процентов (2015 г. и далее);

- в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, перечисленных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (например, работа с тяжелыми условиями труда, работа в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью): 2 процента (2013 г.), 4 процента (2014 г.), 6 процентов (2015 г. и далее).

Дополнительные страховые взносы уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая установлена ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (новая ч. 3 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Другими словами, их необходимо перечислять по указанным тарифам независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину, установленную на соответствующий год.

Следует отметить, что новой ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлена возможность освобождения плательщиков от уплаты указанных дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, который будет установлен отдельным федеральным законом. 

1.5. Значительно повышены страховые взносы для индивидуальных предпринимателей  

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС за себя (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Рассматриваемым Законом с 1 января 2013 г. изменен порядок исчисления страховых взносов указанными плательщиками. Напомним, что согласно действующим правилам предприниматели уплачивают взносы исходя из стоимости страхового года, которая определяется путем умножения установленного на начало финансового года МРОТ на 12 и на соответствующий тариф (ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

С 1 января 2013 г. указанные плательщики будет перечислять взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах.

Фиксированный размер взноса в ПФР будет определяться исходя из двукратного размера МРОТ, установленного на начало финансового года (новая ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Таким образом, для расчета взноса в ПФР за год необходимо будет МРОТ умножить на два, на соответствующий тариф и на 12. Например, в 2013 г. предприниматели должны будут перечислить в ПФР 32479,2 руб. (5205 x 2 x 12 x 26%). При этом в 2013 г. п. п. 2.1, 2.2 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов. В отношении лиц 1966 г. р. и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении лиц 1967 г. р. и младше - 20 процентов на финансирование страховой части, 6 процентов - накопительной части. С 1 января 2014 г. данное соотношение изменится: в отношении лиц 1967 г. р. и младше на финансирование страховой части необходимо будет перечислять 24 процента, а накопительной части - 2 процента.

Фиксированный размер взноса в ФФОМС будет определяться, как и ранее, исходя из МРОТ - без умножения на два (новая ч. 1.2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Например, в 2013 г. предприниматели должны будут перечислить в ФФОМС 3185,46 руб. (5205 x 12 x 5,1%).

В указанном порядке исчисляют взносы и главы крестьянских (фермерских) хозяйств за себя и за каждого члена хозяйства (новая редакция ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). 

1.6. Установлены периоды, за которые предприниматели вправе не уплачивать страховые взносы в фиксированном размере  

С 1 января 2013 г. ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ будет дополнена частью 6, согласно которой предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, вправе не исчислять и не уплачивать взносы за следующие периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность:

- период прохождения военной службы по призыву (подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);

- период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);

- период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет (подп. 6 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);

- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства (подп. 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);

- период проживания за границей супругов работников, направленных, например, в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ (подп. 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).

Если в расчетном периоде были месяцы, в течение которых указанные лица вели свою профессиональную деятельность, то им необходимо будет уплатить взносы пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых такая деятельность осуществлялась (новая ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Следует отметить, что отсутствие деятельности должно быть документально подтверждено (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). 

Выводы  

1. В 2014 - 2015 гг. будут применяться те же тарифы страховых взносов, что и в 2012 - 2013 гг.: в рамках предельной величины базы для начисления страховых взносов общая ставка составляет 30 процентов (из них в ПФР - 22 процента, в ФСС - 2,9 процента, в ФФОМС - 5,1 процента). Сверх предельной величины - 10 процентов, данный платеж перечисляется только в ПФР (новая редакция ч. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

2. С 1 января 2014 г. будет изменено распределение пенсионных взносов. На финансирование накопительной части трудовой пенсии необходимо будет перечислять 2 процента или 6 процентов тарифа страховых взносов (новые редакции ст. 33.1, п. 2.1 ст. 22, п. п. 5, 6, 7, 9 ст. 33, ст. 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

3. С 1 января 2013 г. на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, начисляются пенсионные взносы, если с указанными лицами заключен срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (новая редакция п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

4. С 1 января 2013 г. работодатели лиц, которым в соответствии с подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55 лет, обязаны будут перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы (новая ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

5. С 1 января 2013 г. изменен порядок исчисления страховых взносов, уплачиваемых за себя индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой. Фиксированный размер взноса в ПФР будет определяться исходя из двукратного размера МРОТ, установленного на начало финансового года (новая ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

6. С 1 января 2013 г. предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, будут вправе не исчислять и не уплачивать взносы за некоторые периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность (новая ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

 

2. Внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся НДФЛ и государственной пошлины  

Название документа:

Федеральный закон от 29.11.2012 N 205-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ" 

Комментарий:

Федеральный закон от 29.11.2012 N 205-ФЗ (далее - Закон 205-ФЗ) внес ряд изменений в положения Налогового кодекса РФ, устанавливающие перечень освобождаемых от НДФЛ доходов, а также регулирующие порядок уплаты и размер государственной пошлины. Рассмотрим эти нововведения. 

2.1. НДФЛ  

Внесенные изменения прямо предусматривают, что при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, НДФЛ не облагаются как те денежные средства, которые физлица получают из федерального бюджета в рамках Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (материнский (семейный) капитал), так и те, которые получены из региональных и местных бюджетов. Соответствующие поправки внесены в п. 34 ст. 217 НК РФ. Обращаем внимание, что, как разъяснял Минфин России, согласно предыдущей редакции указанной нормы выделенные из местных и региональных бюджетов средства, которые физлица получали в рамках поддержки семей, имеющих детей, не признавались материнским (семейным) капиталом, освобождаемым от НДФЛ (Письмо от 29.03.2011 N 03-04-06/9-59). Однако такие доходы не облагались указанным налогом на основании п. 8 ст. 217 НК РФ, если были предоставлены малоимущим и социально незащищенным категориям граждан (Письмо от 17.09.2012 N 03-04-06/6-280).

Кроме того, освобождается от НДФЛ доход в виде бесплатно полученного физлицом в собственность жилого помещения и земельного участка из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами или законами субъектов РФ. Такая норма предусмотрена новым абз. 3 п. 41 ст. 217 НК РФ.

Следует отметить, что действие положений п. п. 34 и 41 ст. 217 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. 4 ст. 3 Закона 205-ФЗ). Таким образом, в случае получения предусмотренных данными нормами доходов в 2012 г. налогоплательщикам необходимо скорректировать налоговую базу по НДФЛ. Если же такие доходы были получены в 2011, 2010 или 2009 гг., то за этот период необходимо подать декларацию и заявление о возврате излишне уплаченного налога.

С 1 января 2013 г. из содержания п. 37.2 ст. 217 НК РФ будет исключено перечисление требований к молодым медицинским работникам, при соблюдении которых им выплачиваются единовременные компенсационные выплаты согласно ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страхованиив РФ". Данные компенсации будут предоставляться таким лицам и в 2013 г. в соответствии с новой редакцией указанного Закона, действующей с 3 декабря текущего года. 

2.2. Государственная пошлина  

Прежде всего, обращаем внимание, что все изменения, касающиеся положений об уплате государственной пошлины, вступают в силу 29 декабря 2012 г. (п. 2 ст. 3 Закона 205-ФЗ).

Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины по рассматриваемым ими делам, исходя из его имущественного положения. Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22 и п. 3 ст. 333.23 НК РФ.

Напомним, что перечисленные судебные органы ранее были вправе только уменьшить размер госпошлины или отсрочить ее уплату. Косвенно этот вопрос был затронут Конституционным Судом РФ. В своем Определении от 13.06.2006 N 274-О он указал, что отсутствие у судов права полностью освобождать лицо от уплаты госпошлины в ряде случаев может быть нарушением принципа беспрепятственного доступа к правосудию.

Внесены изменения, уточняющие, что юрлица, которые вправе проводить оценку имущества и выдавать соответствующие документы в целях расчета госпошлины за совершение нотариальных действий, должны иметь право заключать договор на проведение оценки согласно законодательству РФ об оценочной деятельности (п. 1 ст. 333.25 НК РФ). Требования к таким юрлицам установлены ст. ст. 4 и 15.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Со 100 до 200 руб. увеличен размер госпошлины за госрегистрацию прав и обременений на участки из земель сельскохозяйственного назначения (подп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Существенно повышены размеры госпошлин за действия уполномоченных органов по лицензированию, в частности:

- за предоставление лицензии - с 2 600 руб. до 6 000 руб. (абз. 2 подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Следует отметить, что размер госпошлины за переоформление лицензии в связи с изменением сведений об адресах осуществления деятельности остался на прежнем уровне - 2 600 руб.;

- за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, за выдачу дубликата лицензии, а также за продление срока действия лицензии - с 200 до 600 руб. (абз. 4, 5, 6, 7 подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Увеличен максимальный размер госпошлины за предоставление лицензии на осуществление банковских операций - с 80 000 до 500 000 руб. (подп. 93 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Кроме того, скорректированы нормы, предусматривающие госпошлины за действия уполномоченных органов, связанные с выдачей лицензий на проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. В частности, с 29 декабря 2012 г. госпошлина будет взиматься за предоставление дубликата такой лицензии (абз. 4 подп. 110 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Ее размер будет составлять 3 000 руб. Вместе с тем исключено положение, предусматривающее госпошлину за продление лицензии на проведение азартных игр.

Внесенные изменения затронули также вопрос взимания госпошлины при передаче имущества в ПИФ (подп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Размер госпошлины остался прежним - 15 000 руб., однако теперь прямо указано, что она уплачивается при регистрации права общей долевой собственности на находящуюся в составе ПИФа недвижимость, в том числе приобретаемую для включения в этот фонд, а также за регистрацию обременения этого права или сделок с данным имуществом.

Подпункт 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, предусматривающий госпошлину за регистрацию прав на участки из земель сельскохозяйственного назначения, теперь дополнен исключением. Согласно ему действие этого подпункта не распространяется на регистрацию участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и других целей, указанных в подп. 24. п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а также, что важно, в случае внесения этих земельных участков в ПИФы (приобретения для таких сделок).

Напомним, что ранее этот вопрос неоднократно был предметом рассмотрения арбитражных судов. При регистрации права общей долевой собственности владельцев паев на земельные участки арбитражные суды приходили к выводу о необходимости применения повышенной специальной ставки госпошлины, установленной подп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 N А41-33824/11 (Определением ВАС РФ от 23.10.2012 N ВАС-12543/12 отказано в передаче дела N А41-33824/2011 в Президиум ВАС РФ), ФАС Центрального округа от 05.09.2012 N А23-4047/2011 (Определением ВАС РФ от 23.10.2012 N ВАС-13449/12 отказано в передаче дела N А23-4047/2011 в Президиум ВАС РФ)). Однако ФАС Волго-Вятского округа указывал, что если участок только приобретается для включения в ПИФ, то названная норма не применяется, а госпошлина за регистрацию прав уплачивается по подп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (Постановление от 14.08.2012 по делу N А43-20704/2011 (

Определением ВАС РФ от 10.10.2012 N ВАС-12449/12 отказано в передаче дела N А43-20704/2011 в Президиум ВАС РФ)).

Законодательно закреплено, что госпошлина за госрегистрацию договора об ипотеке и соглашения о его изменении в отношении судна взимается по специальной норме согласно подп. 61 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Соответствующее дополнение внесено в подп. 28 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Напомним, что ранее Налоговый кодекс РФ не давал прямого указания на то, какая из норм подлежит применению при регистрации обременения ипотекой права собственности в отношении судна: общая (за регистрацию договора об ипотеке) или специальная (за регистрацию обременения права на судно). Однако о необходимости применения специальной нормы высказывался Минфин России (Письма от 27.08.2012 N 03-05-06-03/71 и от 16.12.2011 N 03-05-04-03/87).

Вводится госпошлина за выдачу документа о прохождении техосмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним в размере 300 руб. (подп. 41.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Напомним, что госпошлина за выдачу талонов техосмотра для указанных транспортных средств была введена с 1 января 2012 г., однако с 30 июля 2012 г. соответствующее положение утратило силу, и госпошлина с этой даты не взималась (Письма Минфина России от 09.10.2012 N 03-05-04-03/82 и от 02.10.2012 N 03-05-04-03/79).

Кроме того, за выдачу временного удостоверения на право управления самоходными машинами будет уплачиваться госпошлина в размере, установленном для выдачи национального водительского удостоверения или удостоверения тракториста, то есть 400 или 800 руб. в зависимости от расходных материалов (на бумажной или пластиковой основе). Такое дополнение внесено в подп. 43 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Этот вопрос не был урегулирован Налоговым кодексом РФ, при этом Минфин России высказывался противоречиво. В Письме от 08.10.2012 N 03-05-06-03/77 финансовое ведомство разъясняло, что так как самоходные машины являются транспортными средствами, то госпошлина за выдачу временного удостоверения на право управления ими взимается на основании подп. 45 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в размере 500 руб. Однако ранее Минфин России указывал, что уплата госпошлины за такое юридически значимое действие не предусмотрена Налоговым кодексом РФ (Письма от 03.05.2012 N 03-05-04-03/30 и от 09.04.2012 N 03-05-04-03/25 ).

Также следует отметить, что с 29 декабря 2012 г. госпошлина не будет уплачиваться за проставление апостиля на документах, истребуемых, в частности, в соответствии с международными договорами РФ (подп. 12 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).