Центр
структурирования бизнеса и налоговой безопасности
taxCOACH

Начало>>

В предыдущем выпуске налоговой рассылки (№ 55 от 24.08.2010 г.) мы рассмотрели ряд важных изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ, касающихся применения телекоммуникационных технологий в отношениях между налогоплательщиком и налоговым органом, а также касающихся привлечения к ответственности за нарушение срока представления налоговых деклараций.

Напомним, данные изменения были внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом РФ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее по тексту: закон № 229-ФЗ) и вступили в силу со 2 сентября 2010 г.

Сегодня мы остановимся на анализе изменений, направленных на увеличение гарантий соблюдения прав налогоплательщиков при ознакомлении с материалами налоговой проверки, включая результаты дополнительных мероприятий налогового контроля, а также рассмотрим возможность списания недоимки, безнадежной ко взысканию в силу причин процессуального характера.

Приложения к акту налоговой проверки теперь доступны и налогоплательщикам

Статья 100 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 3.1, согласно которому к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Указанным нововведением законодателем устранена давняя проблема с нарушением прав налогоплательщиков, когда налогоплательщики, получив акт проверки с установленными фактами налоговых правонарушений, в силу отсутствия документов, на которых налоговый орган основывает свои выводы, фактически были лишены возможности в досудебном порядке представить налоговому органу обоснованные возражения против выдвинутых налоговым органом претензий.

Протоколы допросов должностных лиц контрагентов налогоплательщика, материалы «встречных» проверок и иные документы, прилагаемые к акту налоговой проверки, налогоплательщику не предоставлялись со ссылкой на то, что данные документы являются информацией для служебного пользования.

До настоящего времени суды поддерживали позицию налоговых органов о возможности предоставления налогоплательщику в качестве приложений к акту налоговой проверки только лишь ведомостей и таблиц, содержащих сгруппированные факты однородных массовых нарушений.

Так, например, ВАС РФ в определении от 30.07.2010 г. по делу № 9405/09 указал следующее: «...Кодекс не содержит норм, обязывающих налоговые органы представлять (направлять иным способом) налогоплательщику материалы проверки, в том числе в качестве приложения к акту налоговой проверки».

Теперь же, по нашему мнению, непредоставление налогоплательщику соответствующих документов вместе с актом налоговой проверки должно быть квалифицировано как грубое нарушение прав налогоплательщика на предоставление возражений и существенное нарушение налоговым органом условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что в силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодека РФ влечет отмену принятого на основании такого акта решения.

Дополнительные мероприятия налогового контроля: из «тайного» в «явное»

Следующее важное изменение касается уточнения процедуры ознакомления налогоплательщика с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, возможность назначения которых до принятия налоговым органам решения по результатам налоговой проверки предусмотрена пунктом 6 статьи 101 НК РФ.

Как и в ситуации с вручением налогоплательщику приложений к акту налоговой проверки, налоговые органы чаще всего отказывались предоставлять налогоплательщику результаты дополнительных мероприятий налогового контроля и, самое главное, возможность предоставления возражений на данные результаты. Аргументом чаще всего служил довод о неурегулированности данного вопроса в Налоговом кодексе РФ.

Теперь же, с учетом  изменений, внесенных Законом № 229-ФЗ, в пункты 1 и 2 статьи 101 НК РФ, налогоплательщик получил право, а на налоговый орган, соответственно, возложена обязанность по ознакомлению налогоплательщика со всеми материалами налоговой проверки, включая результаты дополнительных мероприятий налогового контроля.

Однако, и ранее, до внесения вышеуказанных изменений, арбитражные суды придерживались позиции о необходимости ознакомления налогоплательщика с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля.

Так, например, ВАС РФ в постановлении от 16.06.2009 г. по делу № 391/09 указал следующее: «Поскольку решение налогового органа было вынесено с учетом информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, без извещения общества, это обстоятельство следует расценивать как нарушение положений пункта 14 статьи 101 Кодекса, влекущее безусловную отмену данного решения».

Получается, что изменения, касающиеся необходимости ознакомления налогоплательщика с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, закрепили ранее существовавшую позицию судебных органов по данному вопросу.

Безусловно, внесение подобных изменений в Налоговый кодекс РФ не останется без внимания налоговых органов, что, в свою очередь, хочется верить, снизит количество судебных разбирательств, вызванных нежеланием налоговых органов разглашать информацию для служебного пользования.

Списание безнадежных долгов стало возможным

И последнее изменение, на котором хотелось бы остановиться подробнее, касается введения нового основания для списания задолженности, безнадежной для взыскания, практическое применение которого облегчит положение налогоплательщика и должно исключить массу налоговых споров.

В соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ в новой редакции безнадежной ко взысканию признается недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Не секрет, что большинство налогоплательщиков хоть один раз, но сталкивались с такой ситуацией, когда у налогового органа отсутствуют основания для взыскания недоимки, а также задолженности по пеням и штрафам, но указанная недоимка продолжает «висеть» в лицевой карточке налогоплательщика.

Наличие такого налогового долга, отраженного в лицевой карточке, но фактически невозможного для взыскания в силу причин процессуального характера, порождало неопределенность в правовом положении налогоплательщика и вынуждало его обращаться в суд за защитой своих прав.

А суды, в свою очередь, со ссылкой на ст. 59 НК РФ (в прежней редакции) и постановление Правительства РФ от 12.02.2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам», указывали на отсутствие у налогового органа оснований для списания такой задолженности (например, определение ВАС РФ от 12.08.2009 г. по делу № 9893/09).

Теперь же налогоплательщики получили возможность привести сведения, содержащиеся в лицевых карточках, в соответствие с реальным положением дел.

Обсудить материал с автором...