А.А.Талаш, к. э. н., руководитель отдела методологии
бухгалтерского учета и аудита ООО «РосКо»

Опубликовано в журнале "Аудиторские ведомости", 2009, N 10

Анализируются изменения, вносимые Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 - 2012 годы в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, НДС, налога на доходы физических лиц и др., а также в некоторые критерии, на базе которых применяется упрощенная система налогообложения.

25 мая 2009 г . Правительством Российской Федерации были одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 - 2012 годы (далее - Направления налоговой политики). Отметим, что, хотя Направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, они дают основания для внесения соответствующих изменений в российское законодательство о налогах и сборах.

Как следует из рассматриваемого документа, дальнейшего снижения налогового бремени не планируется. Основной "антикризисный налоговый пакет" был принят в конце 2008 г . В ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться в рамках бюджетной политики. Запланировано совершенствование взимания так называемых ресурсных налогов: на добычу полезных ископаемых и водного. Изменения коснулись и порядка исчисления налога на прибыль организаций, упрощенной системы налогообложения, НДС, "зарплатных" и "имущественных" налогов. Рассмотрим эти изменения подробнее.

Налог на прибыль организаций

Амортизационная политика . Предполагается пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп. Дело в том, что нынешние сроки полезной эксплуатации, используемые для расчета норм амортизации, во многом базируются на нормах, рассчитанных в Советском Союзе, с корректировкой, выполненной по методике, которая вряд ли отвечает современным требованиям. С 2010 г. сроки полезного использования уменьшатся для некоторых основных средств, входящих в вторую - шестую и десятую амортизационные группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 165 "О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы").

Налоговые схемы, основанные на переносе на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. С 2010 г. в законодательстве о налогах и сборах будет установлен особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций.

Напомним, что пока оптимизировать налоговую нагрузку позволяют положения п. 5 ст. 283 НК РФ, согласно которым в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации. С 2007 г . организация сможет перенести всю сумму убытка без ограничений. Период, в течение которого убыток присоединенной компании может уменьшать налоговую базу, равен 10 годам.

Порядок учета процентов в составе расходов. В рамках регулирования трансфертного ценообразования планируется разработать правила определения "рыночного" уровня процентной ставки для их использования при установлении допустимого уровня отнесения процентов во взаимоотношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми. Это должно способствовать противодействию практике "недостаточной капитализации". Под практикой "недостаточной", или "тонкой", капитализации понимается замещение финансирования дочерних организаций через участие в капитале, что подразумевает распределение получаемой прибыли с помощью облагаемых налогом дивидендов, финансирование за счет предоставляемых заемных средств и последующее распределение прибыли через уплату относимых на расходы процентов.

В краткосрочной перспективе согласно Направлениям налоговой политики будет увеличена предельная ставка процента по долговым обязательствам, признаваемым расходом, до двукратной величины ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России. Действительно, с 1 августа по 31 декабря 2009 г . при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по принятому соглашением сторон курсу условных денежных единиц), приравнивается к удвоенной ставке рефинансирования, установленной Банком России, - при оформлении долгового обязательства в рублях и 22% - по долговым обязательствам в иностранной валюте (Федеральный закон от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Налогообложение операций РЕПО. Планируется:

- установить порядок налогообложения операций РЕПО с иностранными участниками, доверительным управлением в случае, когда за пределами России находится хотя бы одно из трех лиц (учредитель, бенефициар, доверительный управляющий);

- расширить перечень операций РЕПО, включив в него операции с ценными бумагами иностранных эмитентов, соответствующими совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги, указанной в ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 03.06.2009);

- законодательно закрепить возможность прекращения обязательств по операциям РЕПО зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств без переквалификации сделок.

Правила определения рыночных цен ценных бумаг. Предусматриваются следующие изменения правил, установленных ст. 280 НК РФ:

- сокращение срока, в течение которого цена на ценную бумагу, сложившаяся на торгах в прошлом, считается рыночной с 12 месяцев до 90 дней;

- отказ от определения рыночной цены ценных бумаг по цене аналогичных бумаг, поскольку применение критерия аналогичности на рынке ценных бумаг невозможно (в силу уникальности каждой ценной бумаги), что создает высокие риски признания такой цены необоснованной.

Дивидендная политика. Планируется снять ограничение в 500 млн руб., необходимое для применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении дивидендов, получаемых российскими "стратегическими" акционерами, т.е. лицами, владеющими более 50% акций организации, выплачивающей дивиденды.

Напомним, что сегодня применить нулевую ставку по дивидендам могут не все. Статьей 284 НК РФ установлены следующие ограничения:

- на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней должна непрерывно владеть на праве собственности не менее чем 50%-ным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов;

- стоимость приобретения и (или) получения в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, должна превышать 500 млн руб.

Сближение бухгалтерского и налогового учета. Осуществлять процесс предполагается по двум основным направлениям:

1. Отказ от применения метода ЛИФО для целей налогообложения прибыли при оценке как ценных бумаг, так и материально-производственных запасов. Напомним, что в бухгалтерском учете метод ЛИФО был исключен из ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" с 1 января 2008 г . Что касается ценных бумаг, то в ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" метод ЛИФО отсутствовал изначально.

2. Отказ от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте в налоговом учете. Как известно, в бухгалтерском учете пересчет авансов не производится. Так, согласно п. 7 ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации, средств на банковских счетах (банковских вкладах), денежных и платежных документов, ценных бумаг (за исключением акций), средств в расчетах, включая расчеты по заемным обязательствам с юридическими и физическими лицами (за исключением полученных и выданных авансов и предварительной оплаты, задатков), выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату.

Помимо изложенного планируется разработать подходы к решению отдельных вопросов обложения налогом на прибыль организаций розничной и мелкооптовой торговли, а также усовершенствовать механизм учета расходов на освоение природных ресурсов.

НДС

Значительных изменений в порядке обложения НДС не предвидится Планируется внести некоторые уточнения по следующим вопросам.

Порядок подтверждения нулевой ставки. Предполагается продолжить работу, направленную на оптимизацию перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, а также на сокращение сроков возмещения НДС.

Оформление счетов-фактур. Планируется решить вопрос о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит счетов). Ранее Минфин России высказывался против выставления отрицательных счетов-фактур (Письма Минфина России от 29.05.2007 N 03-07-09/09, от 10.04.2007 N 03-07-08/70, от 21.03.2006 N 03-04-09/05 и др.). Также ставится задача внести изменения в законодательство в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Указанные изменения должны определить, при незаполнении (или неверном заполнении) каких реквизитов счет-фактура может быть признан несоответствующим установленным требованиям. Это должно способствовать снижению издержек налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Именно в п. п. 5 и 5.1 указанной статьи приведен перечень обязательных реквизитов счетов-фактур, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Пунктом 6 ст. 169 НК РФ установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается этим предпринимателем с указанием реквизитов его свидетельства о государственной регистрации.

Будет продолжена работа по созданию системы составления счетов-фактур в электронном виде.

Налог на доходы физических лиц

В целом планируемые изменения направлены на дальнейшее снижение налогового бремени плательщиков налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

Отмена представления деклараций при получении налоговых вычетов. Предполагается освободить от представления налоговой декларации физических лиц, у которых налоговых обязательств перед бюджетом не возникает, однако для реализации права на освобождение от НДФЛ (получение разного рода налоговых вычетов) требуется представление налоговой декларации.

Введение индексации предельного размера командировочных. С 1 января 2008 г. п. 3 ст. 217 НК РФ устанавливает предельные размеры суточных, не облагаемых НДФЛ: не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке. Для того чтобы эти предельные размеры соответствовали текущей экономической ситуации, планируется ввести их индексацию в соответствии с прогнозным значением инфляции, а также курса рубля к основным мировым валютам.

Применение "предварительного" налогового резидентства. При "предварительном" резидентстве физическое лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации с момента прибытия на территорию Российской Федерации. Реализация данного предложения позволит в определенных случаях взимать НДФЛ с момента получения дохода по ставке 13%. Напомним, что с 1 января 2007 г . действует порядок признания резидентства физических лиц для целей исчисления НДФЛ, согласно которому налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Оптимизация порядка налогообложения операций с ценными бумагами. Принимаемые меры соответствуют концепции создания в Российской Федерации международного финансового центра:

- введение налогового вычета в размере до 1 млн руб. при реализации ценных бумаг российских эмитентов, обращающихся на российских биржах, при условии, что указанные ценные бумаги находились в собственности налогоплательщика более 1 года;

- введение возможности переноса на будущее убытков физических лиц, полученных в результате совершения операций с ценными бумагами (с разделением между убытками и доходами, полученными в рамках операций с различными видами ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок);

- прочие изменения, направленные на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами и инструментов срочных сделок.

Расширение перечня доходов, не подлежащих налогообложению (ст. 217 НК РФ) . Это:

- социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с российским законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2);

- суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями членам семьи бывшего работника, вышедшего на пенсию, или бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи (п. 8);

- доходы, получаемые физическими лицами от реализации легковых автомобилей, при условии, что до снятия с регистрационного учета легковые автомобили были в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы на указанных физических лиц в течение трех лет и более (п. 17.1);

- средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные учреждения, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (п. 42);

- доходы, полученные работниками в натуральной форме в качестве оплаты труда от организаций - сельскохозяйственных товаропроизводителей, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ, крестьянских (фермерских) хозяйств в виде сельскохозяйственной продукции их собственного производства и (или) работ (услуг), выполненных (оказанных) такими организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в интересах работника, имущественных прав, переданных указанными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами работнику (п. 43);

- доходы в натуральной форме в виде обеспечения питанием работников, привлекаемых для проведения сезонных полевых работ (п. 44);

- доходы в денежной или натуральной форме в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию (п. 45);

- доходы в натуральной форме, полученные налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на территории Российской Федерации, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, в виде оказанных в их интересах услуг по обучению налогоплательщиков по основным и дополнительным общеобразовательным программам, содержанию налогоплательщиков в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо в иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус, в период указанного обучения, по профессиональной подготовке и переподготовке в указанных образовательных учреждениях, а также в виде оказанных в их интересах услуг по лечению и медицинскому обслуживанию и услуг санаторно-курортных организаций (п. 46);

- доходы, полученные налогоплательщиками в виде стоимости эфирного времени и (или) печатной площади, предоставленных им безвозмездно в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах (п. 47).

Единый социальный налог

С 1 января 2010 г . единый социальный налог (далее - ЕСН) будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Отметим, что согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 213-ФЗ гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ утратила силу. Теперь налогоплательщики будут руководствоваться положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Согласно п. 2 ст. 12 этого Закона совокупная величина страховых тарифов составит 34% (сейчас максимальный тариф - 26%) и будет применяться с 1 января 2011 г.

Структура тарифов выглядит следующим образом:

ПФР - 26%;

ФСС РФ - 2,9%;

ФФОМС - 2,1%;

ТФОМС - 3%.

Применение регрессивных ставок отменено. Зато с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала отчетного расчетного периода, страховые взносы не будут взиматься (п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Акцизы

В ближайшее время не предполагаются существенные изменения в акцизном налогообложении. Вместе с тем планируется внести ряд поправок, направленных на борьбу с несанкционированными налоговыми схемами, а также уточнить процедуры, связанные с порядком начисления и возмещения акциза из бюджета.

Начиная с 1 января 2010 г. предполагается отказаться от предоставления отсрочки по уплате акциза, установив единую дату уплаты налога - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Кроме того, будут внесены уточнения в НК РФ, способствующие борьбе с так называемой спиртосодержащей схемой, когда производители алкогольной продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве сырья для производства такой продукции не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию.

Суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, будут приниматься к вычету только в том случае, если использование этого сырья предусмотрено ГОСТами, ТУ, рецептурами и другой нормативно-технической документацией, согласованной с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Одновременно предполагается также дополнить перечень документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, документами, подтверждающими количество сырья, фактически использованного в производстве.

Предполагается также включение в соответствующие статьи НК РФ норм, предусматривающих обязанность налогоплательщиков акцизов восстанавливать суммы акциза, принятые к вычету, по использованному подакцизному сырью в случае возврата налогоплательщику произведенных им подакцизных товаров, их утраты (недостачи), произошедшей в процессе производства и хранения до момента реализации, а также в случае уничтожения налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров.

Планируется осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации в стране.

Упрощенная система налогообложения

В Направлениях налоговой политики запланировано повышение предельной величины доходов, позволяющих применять упрощенную систему налогообложения (УСН). В текущем году Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" были увеличены стоимостные критерии для применения УСН. Действие налоговых преференций рассчитано в целом на три года. С 22 июля 2009 г . организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб.

Увеличен с 20 млн до 60 млн руб. и предельный размер доходов за отчетный (налоговый) период, при превышении которого налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение. Применить новый лимит можно будет только в течение трех лет (с 1 января 2010 г . по 31 декабря 2012 г .). Однако теперь увеличенный предельный размер доходов не подлежит индексации. Законом N 204-ФЗ действие абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ приостановлено до 1 января 2013 г .

Напомним, что согласно данной норме 15 млн руб. подлежали индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Ежегодно коэффициент-дефлятор утверждается Минэкономразвития России на очередной год (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р).

Формальная трактовка абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ приводит к выводу, что налогоплательщику нужно брать в расчет все утверждаемые ежегодно коэффициенты. Именно такое мнение содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 N 12010/08. Позиция судей основывается на том, что требования ст. 346.12 НК РФ, предусматривающие индексирование не только на коэффициент-дефлятор, утверждаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, являются императивными. Из соответствующих текстов приказов Минэкономразвития России не следует, что коэффициент-дефлятор рассчитан с учетом размера предыдущего коэффициента. В совместном Письме Минфина России и ФНС России от 03.07.2009 N ШС-22-3/539@ налоговым органам было рекомендовано учитывать указанную позицию ВАС РФ при рассмотрении налоговых споров и обращений налогоплательщиков по данному вопросу.

Таким образом, следуя правовой позиции ВАС РФ, при расчете предельной величины доходов налогоплательщик может учесть все коэффициенты-дефляторы, принятые за ряд лет, начиная с 2006 г . Общая величина поправочного коэффициента при этом составит:

2,895 = 1,132 x 1,241 x 1,34 x 1,538 <*>.

--------------------------------

<*> См. Приказы Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284, от 03.11.2006 N 360, от 22.10.2007 N 357, от 12.11.2008 N 395.

Заметим, что в течение нескольких лет финансовым и налоговым ведомствами поддерживалась позиция, согласно которой коэффициенты перемножать нельзя, поскольку коэффициент-дефлятор текущего года Минэкономразвития России утвержден уже с учетом предыдущих коэффициентов (Письма Минфина России от 08.12.2006 N 03-11-02/272, от 31.01.2008 N 03-11-04/2/22).

Сравним предельные значения доходов, учитываемых при применении УСН.

1. При переходе на УСН:

с 22 июля 2009 г . - 45 млн руб.;

до 22 июля 2009 г . - 43,425 млн руб. (15 млн руб. x 2,895) или 23,07 млн руб. (15 млн руб. x 1,538).

2. При применении УСН:

с 1 января 2010 г . - 60 млн руб.;

до 1 января 2010 г . - 57,9 млн руб. (20 млн руб. x 2,895) или 30,76 млн руб. (20 млн руб. x 1,538).

Таким образом, предельный размер доходов был увеличен в 2 раза, а если придерживаться правовой позиции ВАС РФ, выраженной в Постановлении N 12010/08, то он практически не изменился.

Налог на недвижимость

Идея замены налога на имущество физических лиц и земельного налога налогом на недвижимость пока не потеряла своей актуальности. Основным препятствием для введения налога на недвижимость является отсутствие полного кадастра недвижимости. Ведь именно кадастровая стоимость будет выступать налоговой базой данного налога. Запланировано введение налога на недвижимость в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

Транспортный налог

С 2010 г . предполагается увеличить средние ставки транспортного налога, установленные ст. 361 НК РФ, в 2 раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в 5, а в 10 раз.