Источник: ООО "Небо"
Усиление контроля интернет-рекламы, новые правила работы с персональными данными, обязательная маркировка молочной продукции и еще три других нововведения этой осенью. Рассказываем, на что обратить внимание в последние дни лета.
Новые поправки в закон о рекламе
Что изменится? Раньше бизнес не отчитывался о создании или покупке рекламы в интернете, спокойно публиковал оплаченный контент (нативная реклама). С 1 сентября 2022 года не только заказчики, но и распространители рекламы (например, площадки, на которых будет размещаться рекламный контент) должны отчитываться в Роскомнадзор. При этом неважно, было ли это платное объявление за 100 р. или коллаборация с медийным лицом на десятки тысяч долларов. Исключение сделали только для «полезной» рекламы – социальной.
Если вы заключили сделку с блогером или площадкой, проплатили контент, то теперь его нужно будет обязательно помечать как «Рекламу» с указанием данных заказчика. К примеру, вы отправили известному блогеру или актеру свою продукцию, чтобы он сделал обзор и похвалил товар в своих социальных сетях. С 1 сентября такие публикации возможны только с пометкой «Реклама» и указанием информации о бренде заказчика.
Чем это обернётся для бизнеса? У предпринимателей и организаций появится дополнительная отчетность, если они заказывают, создают или размещают рекламу в интернете. Передавать информацию в ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы) можно самостоятельно или через операторов рекламных данных.
Также нельзя будет рекламировать товары и услуги незаметно для аудитории: потребителя нужно проинформировать о том, кто оплатил контент.
Изменения закона о персональных данных
Что изменится? Вводятся дополнительные и ужесточаются уже существующие правила для операторов и обработчиков персональных данных:
-
Больше нельзя трактовать бездействие физических лиц как согласие на заключение договора, в котором эти лица будут выгодоприобретателями или поручителями. К примеру, многие онлайн-продавцы включают в форму заказа товаров строчку о том, что покупатель согласен на получение рекламных материалов. С 1 сентября нельзя, чтобы строка была предзаполненной, то есть с уже проставленной галочкой. Отметить согласие потребитель должен самостоятельно.
-
Отказ от предоставления биометрических данных или согласия на обработку ПД в необязательных по закону случаях нельзя использовать как повод для отказа в обслуживания физического лица.
-
Если потребитель отправит запрос по ч. 7 ст. 14 152-ФЗ, то оператор персональных данных должен будет предоставить ответ в течение 10 дней (ранее – 30 дней). Также с 30 до 10 дней сократился срок ответа на запросы Роскомнадзора.
-
При утечке персональных данных оператор должен уведомить Роскомнадзор в течение 24 часов с момента инцидента, а в течение 72 часов – провести внутреннее расследование и проинформировать ведомство о его результатах (п. 13 ст.1 266-ФЗ).
-
После получения требования от потребителя, оператор должен прекратить обработку ПД в течение 10 рабочих дней.
-
С восьми до двух случаев сократился список ситуаций, позволяющих операторам не уведомлять Роскомнадзор до начала обработки персональных данных: работа с данными без средств автоматизации, а также включение персональных данных в ГИС, предназначенных для защиты общественного порядка и госбезопасности. Ранее исключение делали для работодателей – они могли не уведомлять ведомство об обработке персональных данных штатных сотрудников. С 1 сентября все работодатели должны пройти регистрацию в Едином реестре ОПД.
Напомним, что по закону оператором персональных данных признаются ИП и организации, получившие доступ к персональной информации для любых нужд, кроме семейных. Это может быть и крупный банк, и маленькое фотоателье, где все функции выполняет один человек.
Чем это обернётся для бизнеса? Появится еще один контролирующий орган (Роспотребнадзор) и дополнительный штраф. С 1 сентября 2022 года, если ИП или организация откажется заключить с потребителем договор из-за непредставления персональных данных, штраф составит от 30 до 50 тыс. р. Исключение составляют случаи, когда персональные данные нужны для выполнения условий договора: например, нельзя доставить пиццу, если покупатель не сообщил адрес доставки. По мнению законодателей, это позволит избежать случаев сбора избыточной персональной информации.
Обязательная маркировка молочной продукции
Что изменится? 1 сентября 2022 года закончится отсрочка для оптовых и розничных продавцов молочной продукции со сроком годности от 40 дней и более. Будет введен объемно-артикульный учет, а участники рынка должны будут передавать информацию в систему маркировки, в том числе о выбытии товара из оборота по причинам, не связанным непосредственно с продажей. Например, если при транспортировке или отгрузке нарушится герметичность упаковки (проткнут крышку йогурта или пакет с молоком). Новые требования не затронут гостинично-ресторанный бизнес, а также фермерские хозяйства.
Чем это обернётся для бизнеса? За нарушение правил маркировки предусмотрена административная ответственность. К примеру, если продавец не передаст информацию в систему «Честный знак», то его ждет штраф:
-
для ИП и должностных лиц – от 1 до 10 тыс. руб.;
-
для юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.
Чтобы без нарушений закона с 1 сентября продавать молочную продукцию, бизнес должен заключить договор с оператором ЭДО и обеспечить точки продаж кассами с ФФД 1.2, ФН-1.1М, принтером этикеток и 2D-сканером для считывания штрихкодов.
Транспортные накладные в электронном виде
С сентября транспортные накладные можно будет формировать и отправлять в цифровом виде. Для этого нужно:
-
Подключиться к ГИС ЭПД – именно в эту систему впоследствии нужно будет выгружать документы.
-
Заключить договор с оператором ЭДО для обмена перевозочной документацией. Убедитесь, что выбранный оператор включен в реестр Минтранса (он пока не действует).
-
Оформить квалифицированную ЭЦП для сотрудников. Это требование касается всех участников ЭДО – отправителей и получателей грузов, перевозчиков (ЭЦП потребуется лицам, которые ставят свои подписи в транспортных накладных).
-
Заключить соглашение об обмене электронными перевозочными документами.
Правила обмена транспортными накладными в электронном виде приведены в постановлении Правительства от 21 мая 2022 г. № 931.
Обмен кадровыми документами через Госуслуги
Через личный кабинет на сайте портала работники, работодатели и соискатели смогут оформлять, подписывать ЭЦП, получать и отправлять кадровые документы. Для этого работодатель должен принять локальный нормативный акт и внести изменения в личном кабинете на Госуслугах. При этом работодатели вправе самостоятельно определять перечень документов для ЭДО и категории работников, имеющих доступ к новому формату документооборота.
Полные правила взаимодействия между Госуслугами, платформой «Работа в России» и информационной системой кадрового ЭДО работодателя приведены в постановлении Правительства от 1 июля 2022 года № 1192.
Изменение кодов в листке нетрудоспособности
Сейчас при заполнении листка в поле «Причина нетрудоспособности» указывается двузначный код. Например, «01» — заболевание», «02 – травма», «08 – лечение в санаторно-курортной организации» и пр.
С 1 сентября 2022 года (согласно п. 68 приложения к приказу Минздрава РФ от 23 ноября 2021 г. № 1089н) вступят в силу следующие изменения:
Сейчас | С 1 сентября 2022 года |
01 — заболевание | 01 — заболевание (в том числе профессиональное заболевание и его обострение) |
02 — травма | 02 — травма (в том числе несчастный случай на производстве или его последствия) |
03 — карантин | 03 — карантин |
04 — несчастный случай на производстве и его последствия | — |
05 — отпуск по беременности и родам | 05 — отпуск по беременности и родам |
06 — протезирование в стационаре | 06 — протезирование в стационаре |
07 — профессиональное заболевание или его обострение | — |
08 — лечение в санаторно-курортной организации | 08 — лечение в санаторно-курортной организации |
10 — иное состояние (отравление, проведение сложных урологических, гинекологических, проктологических и других исследований, манипуляций, процедур, медицинских вмешательств) | 10 — иное состояние (отравление, проведение сложных урологических, гинекологических, проктологических и других исследований, манипуляций, процедур, медицинских вмешательств) |
11 — заболевание, указанное в пункте 1 Перечня социально значимых заболеваний, утвержденного постановлением Правительства от 1 декабря 2004 г. N 715 | 11 — заболевание, указанное в пункте 1 Перечня социально значимых заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 |
Кроме этого, в поле «доп код» нужно будет указать трехзначный код:
-
017 — при лечении туберкулеза, когда санаторно-курортное лечение заменяет оказание медицинской помощи в стационарных условиях;
-
018 — при медицинской реабилитации в связи с несчастным случаем на производстве в период временной нетрудоспособности (до направления на МСЭ);
-
019 — при направлении на лечение больных туберкулезом в санаторно-курортную организацию;
-
020 — при дополнительном отпуске по беременности и родам;
-
021 — при заболевании или травме, наступивших вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
В поле «Установлена/изменена группа инвалидности» до 1 сентября 2022 года при причинах нетрудоспособности с кодами 04 и 07 указывают код «9 — установлена утрата профессиональной трудоспособности». С 1 сентября следует использовать код 29 (формулировка сохраняется).