Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Регистрация
Подписка на новости

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП)

22.12.2016 Печать Email

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) - это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Электронно-цифровая подпись - это программно-криптографическое средство, которое обеспечивает:

  • проверку целостности документов;

  • конфиденциальность документов;

  • установление лица, отправившего документ.

Преимущества использования электронно-цифровой подписи

Использование электронно-цифровой подписи позволяет:

  • значительно сократить время, затрачиваемое на оформление сделки и обмен документацией;

  • усовершенствовать и удешевить процедуру подготовки, доставки, учета и хранения документов;

  • гарантировать достоверность документации;

  • минимизировать риск финансовых потерь за счет повышения конфиденциальности информационного обмена;

  • построить корпоративную систему обмена документами.

Виды электронно-цифровой подписи

Существует три вида электронной цифровой подписи:

  • простая электронно-цифровая подпись;

  • усиленная неквалифицированная электронно-цифровая подпись;

  • усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись.

Простая электронно-цифровая подпись

Посредством использования кодов, паролей или иных средств, простая электронно-цифровая подпись подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Простая электронно-цифровая подпись имеет  низкую степень защиты. Она позволяет лишь определить автора документа.

Простая электронно-цифровая подпись не защищает документ от подделки.

Усиленная неквалифицированная электронно-цифровая подпись

1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

4) создается с использованием средств электронной подписи.

Усиленная неквалифицированная электронно-цифровая подпись имеет среднюю степень защиты.

Чтобы использовать неквалифицированную электронную подпись, необходим сертификат ключа ее проверки.

Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись

Для квалифицированной электронной подписи характерны признаки неквалифицированной электронной подписи.

Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись соответствует следующим дополнительным признакам подписи:

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям законодательства.

Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись является наиболее универсальной и стандартизованной подписью с высокой степенью защиты.

Документ, визированный такой подписью, аналогичен бумажному варианту с собственноручной подписью.

Использовать такую подпись можно и без каких-либо дополнительных соглашений и регламентов между участниками электронного документооборота.

Если под документом стоит квалифицированная подпись, можно точно определить, какой именно сотрудник организации ее поставил.

А также установить, изменялся ли документ уже после того, как был подписан.

Когда применяются разные виды подписи

Простая электронно-цифровая подпись

Обращение заявителей - юридических лиц за получением государственных и муниципальных услуг осуществляется путем подписания обращения уполномоченным лицом с использованием простой электронной подписи.

Использование простой электронной подписи для получения государственной или муниципальной услуги допускается, если федеральными законами или иными нормативными актами не установлен запрет на обращение за получением государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также не установлено использование в этих целях иного вида электронной подписи

Усиленная неквалифицированная электронно-цифровая подпись

Случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в Налоговом кодексе не определены.

По мнению Минфина, для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Поэтому, хотя хозяйствующие стороны при наличии юридически действительного соглашения могут организовать электронный документооборот, применяя усиленную неквалифицированную электронную подпись, если есть вероятность возникновения споров с контролирующим органом, смысл в таких документах утрачивается.

Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись

Для некоторых видов отчетности использование квалифицированной подписи прямо определено нормативными документами.

Например, такой порядок установлен для:

  • годовой бухгалтерской отчетности, которую необходимо сдать в Росстат;

  • формы РСВ-1 ПФР;

  • отчетности в налоговую инспекцию – декларации.

Электронный счет-фактуру следует подписывать только усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя.

Заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе заверяется только усиленной квалифицированной подписью.

Заявления о возврате или зачете суммы налога также принимаются только в случае, если они визированы усиленной квалифицированной электронной подписью.



Электронно-цифровая подпись (ЭЦП): подробности для бухгалтера
  • Чем рискует главбух: сравниваем работу по ТК РФ и ГК РФ
    ... помнит, на кого была оформлена электронная цифровая подпись. Главный бухгалтер пояснила, что ее ...
  • К вопросу о показателях экономической ценности предприятий и методах их определения
    ... декадная, месячная, квартальная, полугодовая величина ЭЦП (показатели, используемые для специальных, сравнительных ... ПЭЦП; по режиму ценностеобразования: - ЭЦП при непрерывной (бесперебойной), изо дня ... , технического перевооружения и ремонта; - ЭЦП при сезонном характере его производственной ... продолжительными внесезонными остановками производства; - ЭЦП при технологически необходимой либо мобилизационной ... поправок к установленному фундаментальному показателю ЭЦП, таких как ценность финансовых ...
  • Электронный больничный – право, а не обязанность
    ... ранее найденного больничного плагин КриптоПро ЭЦП browser plug-in не видит ...
  • Оформление счетов-фактур: первая половина 2017 года
    ...  этих целей используется усиленная квалифицированная ЭЦП (п. 6). В соответствии с ... электронного образца, подписанного усиленной квалифицированной ЭЦП руководителя компании, неправомерно. В общем ...
  • Почему переход на онлайн-кассы может занять полгода
    ... ли будет получать дополнительную ЭЦП? Алексей Макаров: ЭЦП ужеимеется у многих – она ...
  • Электронные документы: Нужна ли их распечатка?
    ... . Подробнее о мнении Минфина относительно ЭЦП можно узнать: ГК, 2015, N ... для распечатывания электронных документов, подписанных ЭЦП, в частности налоговых деклараций (расчетов ...
  • Электронный ПТС в России
    С 1 июля 2018 года на всей территории ЕАЭС — в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Кыргызстане, вводится обязательное применение электронных паспортов транспортных средств (далее — ПТС). Вся информация, внесенная в электронный ПТС, в обязательном порядке заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи России. С 1 июля 2018 года на всей территории ЕАЭС — в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Кыргызстане, ...
  • Как подать документы в суд в электронном виде?
    Порядок подачи документов в Верховный Суд РФ, арбитражные суды и суды общей юрисдикции изменился в 2017 году. Граждане и юридические лица могут подавать обращения (исковые заявления, ходатайства, жалобы и другие документы) в виде электронных документов и электронных образов (скан-копий). Их подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. Получить такую подпись можно в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи РФ. Электронная подпись также понадобится для подтверждения ...
  • Новый, 2018 год – новые правила закупок
    Уже год унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В конце 2017 года Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ в Закон № 44-ФЗ были внесены изменения. Самое важное нововведение – возможность осуществления закупок в электронной форме, но не остались без внимания и иные моменты. Некоторые изменения уже начали действовать ...
  • Изменения в Законе №44-ФЗ 2018 года. Новые правила закупок
    Уже год унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В конце 2017 года Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ в Закон № 44-ФЗ были внесены изменения. Самое важное нововведение – возможность осуществления закупок в электронной форме, но не остались без внимания и иные моменты. Некоторые изменения уже ...
  • Первичные документы
    В статье 252 НК РФ (актуальной и для «упрощенцев») сказано, что расходы, учитываемые для целей налогообложения, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Налоговым кодексом не установлен конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные налогоплательщиком расходы. Поэтому подтверждением данных налогового учета являются первичные документы, отвечающие требованиям законодательства о бухгалтерском учете (на этот нюанс Минфин обратил ...
  • Закупки переходят в электронную форму
    В конце 2017 года Президент РФ подписал несколько законов, которые значительно меняют порядок осуществления закупочной деятельности. Причем изменения коснулись как Закона о контрактной системе, так и Закона № 223-ФЗ. Рассмотрим в общих чертах нововведения. В конце 2017 года Президент РФ подписал несколько законов, которые значительно меняют порядок осуществления закупочной деятельности. Причем изменения коснулись как Закона о контрактной системе, так и Закона № 223-ФЗ. Рассмотрим в общих ...
  • Подключение к ЕГАИС - обязанность розничных продавцов
    Разберемся, какие действия необходимо выполнить организации и индивидуальному предпринимателю (далее — розничные продавцы) для подключения к ЕГАИС и какая предусмотрена ответственность за неподключение к данной системе. Разберемся, какие действия необходимо выполнить организации и индивидуальному предпринимателю (далее — розничные продавцы) для подключения к ЕГАИС и какая предусмотрена ответственность за неподключение к данной системе. Обязанность работать в ЕГАИС появилась у розничных ...
  • Если у налогоплательщика и его контрагента один IP-адрес
    ... , а по логинам, паролям и ЭЦП. Фиксируемая на оборудовании банка информация ...
  • Внесены изменения в порядок ведения кассовых операций
    Комментарий к Указанию ЦБ РФ от 19.06.2017 № 4416-У. Комментарий к Указанию ЦБ РФ от 19.06.2017 № 4416-У. В соответствии с п. 167 Инструкции № 157н при оформлении и учете кассовых операций бюджетные учреждения обязаны руководствоваться порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным ЦБ РФ. С 01.06.2014 действуют Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого ...

Отключить мобильную версию