Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Регистрация
Подписка на новости

Акцизная марка на алкоголь

27.01.2020 Печать Email

Акцизная марка на алкоголь – это вид косвенного налога (акциз), оплачиваемый за счет покупателя и включаемый в стоимость товара. За счет этого сбора вырастает не только качество, но и цена товаров.

Акцизная марка на алкоголь является своего рода знаком качества алкогольной продукции, который означает, что продукт прошел сертификацию, изготовлен согласно требованиям государственных стандартов, и его качественные характеристики находятся на самом высоком уровне. Таким образом, акцизная марка на алкоголь выступает гарантией того, что продукция безопасна, прошла все необходимые проверки, и налог за ее изготовление или импорт государству был оплачен в полном объеме.

Кто должен оплачивать акцизный сбор

Оплачивать сбор обязаны производители (предприятия, индивидуальные предприниматели) и те, кто перевозит такие товары через таможню.

Не являются плательщиками акциза те, кто торгуют крепкими напитками оптом.

Для каких целей используется акцизная марка на алкоголь

Акцизы являются методом противодействия излишнему потреблению крепких напитков и получения государством прибыли от продажи алкогольной продукции. Использование акцизных марок на алкоголь гарантирует покупателю качество продукции и позволяет обнаруживать товары, не обложенные акцизным сбором.

Отметим, что отрицательной стороной акцизного налога является риск роста объемов продаж некачественного поддельного алкоголя и незаконно ввозимых в страну напитков.

Что должно быть на бутылке – акцизная марка или федеральная специальная марка?

Федеральная специальная марка на алкоголь клеится на весь алкоголь, выпущенный на территории РФ, акцизная марка на алкоголь клеится на ввозимый (импортируемый) из других государств. Обе марки являются носителями информации и подтверждением ее фиксации в ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системе), верификацией уплаты налогов и законности изготовления и распространения на территории страны, а также документами государственной отчетности.

Получение документации на алкоголь

Получить знак может только зарегистрированный производитель или импортер. Чтобы оформить документы, изготовителям необходимо обратиться в Росалкогольрегулирование, а поставляющая компания должна обратиться в Федеральную таможенную службу, чтобы забрать документацию.

Документация должна содержать:

  • название товара;

  • объем одной единицы;

  • вид, концентрация спирта;

  • название производителя, юридический адрес и место производства;

  • если партия ввозилась из-за рубежа, то указываются реквизиты импортера;

  • государство, в котором изготавливается продукт;

  • обязательное подтверждение факта соответствия требованиям к качеству.

Виды маркировки на алкоголь

Маркировка меняется в зависимости от градуса спиртных напитков и их разновидностей. В общем формате это выглядит так:

  • Крепкие – от 9% до 25%. Это ликероводочные изделия, за исключением виноградных, фруктовых, игристых, ликерных вин. Наклейка желтого цвета.

  • Разновидности с крепостью выше 25%, обычно коньяк. Дополнительно размещается информация об объеме – от 0,5 л до 1 л. Рисунок в зеленых тонах.

Отдельно маркируются определенные разновидности спиртного. Виды кодов акцизных марок на алкоголь (винные продукты):

  • Игристые. Некрепкие – до 15%. Отдельно маркировка размера – до 0,375 л, до 0,75 л, до 1,5 л. Рисунок в малиновых оттенках.

  • Виноградные. Содержание этилового спирта варьируется в количестве от 4,5% до 16,5%. В эту категорию не входят фруктовые и игристые жидкости. Литраж как у предыдущего пункта. Отметка имеет фиолетовый фон.

  • Ликерные. Градус – от 15% до 22%. Литраж – как и у других винных сортов. Наклейка коричнево-голубого оттенка.

  • Фруктовые. Некрепкие – от 6% до 15%. Тот же номинал объемов. Рисунок в красно-зеленом окрасе.

  • Винные напитки. Крепость – от 1,5% до 22%. Знак в сине-желтых тонах.

Ответственность за нарушения требований о маркировке алкогольной продукции

Производители, поставщики и продавцы за несоблюдение требований об обязательной маркировке несут административную и уголовную ответственность.

Административная ответственность

 Административная ответственность за нарушения требований о маркировке прописана в статье 15.12 КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 15.12 КоАП РФ, за производство немаркированной продукции, которая подлежит обязательной маркировке, предусмотрен штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а на юридических лиц предусмотрен штраф от 50 до 100 тысяч рублей. Кроме наложения штрафных санкций предусмотрена конфискация всей немаркированной продукции.

Далее, продажа немаркированной продукции считается нарушением по части 2 статьи 15.12 КоАП РФ. Согласно этой статье, штраф для физических лиц составляет от 2 до 4 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц - от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией продукции без маркировки.

Аналогичные штрафные санкции предусмотрены за хранение, перевозку или приобретение в целях сбыта продукции без маркировки.

Производство немаркированного алкоголя, кроме конфискации алкогольной продукции влечет наложение штрафа для индивидуальных предпринимателей в размере от 10 до 15 тысяч рублей. Штраф для юридических лиц составит от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией немаркированного алкоголя. Такая ответственность прописана в части 3 статьи 15.12 КоАП РФ.

Самые большие штрафы назначаются за оборот немаркированного алкоголя (часть 4 статьи 15.12 КоАП РФ). Штраф для физических лиц по данному составу нарушения составляет от 4 до 5 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 10 до 15 тысяч рублей, для юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей. При этом предусмотрена обязательная конфискация немаркированного алкоголя.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт немаркированных товаров прописана в статье 171.1 Уголовного Кодекса РФ. Отметим, что уголовная ответственность наступает лишь тогда, когда стоимость продукции без маркировки превысит крупный и особо крупный размер. При этом согласно примечанию к статье 169 Уголовного Кодекса РФ крупным размером ущерба считается ущерб, сумма которого превышает 1,5 млн. рублей.

Согласно части 1 статьи 171.1 Уголовного Кодекса РФ, производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт непродовольственных товаров без маркировки наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей.

Самые строгие санкции предусмотрены за оборот немаркированной алкогольной продукции.

Согласно части 5 статьи 171.1 Уголовного Кодекса РФ, данное преступление, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом до 500 тысяч рублей или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 120 тысяч рублей. При этом крупным размером ущерба в этом случае признается стоимость алкогольной продукции без маркировки, превышающая 100 тысяч рублей (примечание 2 к статье 171.1 Уголовного Кодекса РФ).




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Акцизная марка на алкоголь: подробности для бухгалтера

Отключить мобильную версию