Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Регистрация
Подписка на новости

Обязательная маркировка товаров

27.01.2020 Печать Email

Обязательная маркировка товаров – это нанесение на товар уникального средства идентификации (кода), позволяющего контролирующим органам и конечным покупателям получить исчерпывающую информацию о товаре.

Для каких целей используется обязательная маркировка товаров

Цель внедрения обязательной маркировки - противодействие производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции. Обязательная маркировка товаров позволяет государству отслеживать движение товара от производственного цеха до магазинного прилавка, контролировать их оборот и не допускать, чтобы на рынок попадали подделки и контрафактная продукция.

В свою очередь покупатели всегда могут самостоятельно проверить легальность продукции при помощи мобильного приложения. Например, через сканер QR-кодов или официальную программу «Проверка товаров». Таким образом, обязательная маркировка товаров – это защита продукции от подделки.

Обязательная маркировка товаров и действующее законодательство

С целью противодействия распространению нелегальной продукции правительство РФ разработало ряд мер по внедрению национальной системы цифровой маркировки товаров.

Данная система позволяет эффективно бороться с контрафактом, защищает легальный бизнес и потребителей за счёт прослеживания перемещений легально произведённого товара на протяжении всего его «жизненного цикла» - с момента схода с производственного конвейера до момента продажи через онлайн-кассу, выводящую его из оборота.

Законодательной основой для введения в России масштабной обязательной маркировки товаров является Федеральный закон от 31 декабря 2017 г.№487-ФЗ. Главные принципы работы системы обязательной маркировки определены распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 791-р.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке

В настоящее время правительством Российской Федерации определен перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке. В этот список входят сигареты, обувь, парфюмерия, шины, некоторые виды одежды и белья, фотооборудование. В будущем обязательная маркировка товаров распространится на всю потребительскую продукцию.

Как устроен код обязательной маркировки товаров

Для каждого маркируемого изделия оператором системы генерируется уникальный код, содержащий основные сведения, характеризующие данный товар, а также специальный шифр, предотвращающий возможность подделки маркировки. Используется два вида кодов: Data Matrix и QR Code. Они давно применяются в промышленности и торговле, поэтому широко распространены и могут считываться широким спектром устройств, включая мобильные телефоны.

Официальное наименование кодов - контрольные идентификационные знаки (КиЗ). Код маркировки всегда уникален. Не существует двух одинаковых кодов. Причем код используется однократно и после вывода товара из оборота код также уничтожается. Повторное его использование не допускается.

КиЗ состоит из 2 частей - кода идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу маркированных товаров и уникальный код экземпляра товара.

Код проверки формируется с использованием криптографических технологий и исключает возможность подделки/дублирования. КиЗ включает в себя следующую информацию:

  • наименование товара;

  • страна производства;

  • данные производителя;

  • местонахождение производителя;

  • бренд;

  • данные продавца и т.д.

Этапы жизненного цикла кода

Как только код выпущен, государство начинает отслеживать по нему все, что происходит с товаром. Все сведения о производстве изделий, импорте продукта, перемещениях, продажах продукции и любых других операциях с товаром попадают в информационную систему маркировки. Последний этап жизненного цикла кода заключается в продаже товара покупателю.

Механизм работы обязательной маркировки товаров

В целях обязательной маркировки производимой/поставляемой продукции организации и ИП должны быть подключены к единой системе мониторинга. Для разных видов продукции используются разные системы мониторинга. Так, для алкогольной продукции используется ЕГАИС, для лекарств – Система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, для меховых изделий - Информационный ресурс маркировки

Каждая единица товара помечается уникальным идентификатором. Уникальный идентификатор представляет собой цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о товаре и его движении. Коды генерируются и выдаются по запросу производителей продукции оператором системы, и только им. Коды зашифрованы, подделать их нельзя.

Повторно использовать тоже не получится: процедура маркировки товаров гарантирует, что при списании товара или продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота.

После получения кодов производители наносят КиЗ на товары/упаковки.

В систему мониторинга отправляются сведения об изготовлении продукции и ее подготовке к выпуску в оборот.

Без нанесения кодов товар, подлежащий маркировке, не допускается к обороту. Для нарушителей предусмотрены меры как административной, так и уголовной ответственности.

После реализации товара оптовым поставщикам в систему мониторинга поступает информация о смене собственника товара. При этом поставщики обязаны проверять нанесенные на товар коды и сверять их с кодами, которые значатся в первичной документации. 

Обязательная маркировка товаров и онлайн-кассы

Обязательная маркировка товаров основана на использовании онлайн-касс. О продаже сообщает в систему не сам магазин, а ОФД, который получает данные об этом от ККТ. Оператор фискальных данных (ОФД) – это юридическое лицо, созданное специально для осуществления приема, обработки, хранения и передачи фискальных данных в Федеральную налоговую службу (ФНС) России. То есть, розничные торговые точки сверяют коды с кодами, которые значатся в первичной документации, а в момент продажи товара конечному покупателю через онлайн-кассу и ОФД в систему мониторинга уходит информация о конечной реализации. При этом уникальный код выводится из оборота и уничтожается.

Ответственность за нарушения требований о маркировке товаров

 Производители, поставщики и продавцы за несоблюдение требований об обязательной маркировке несут как административную, так и уголовную ответственность.

 Административная ответственность

Административная ответственность за нарушения требований о маркировке установлена ст. 15.12 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной статьи, производство немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей. Дополнительно к штрафу назначается конфискация всей немаркированной продукции.

Продажа продукции без маркировки квалифицируется как нарушение по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ. Штраф для физлиц составляет от 2 до 4 тысяч рублей, для ИП - от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц - от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией продукции.

Такие же санкции предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта немаркированной продукции.

Производство немаркированных алкоголя и сигарет, помимо конфискации продукции, повлечет также штраф для ИП в размере от 10 до 15 тысяч рублей. Штраф для юридических лиц составит от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией (ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ).

Самые большие штрафы предусмотрены за оборот алкоголя и табачных изделий без маркировки (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ). Штраф для физлиц по данному составу нарушения составляет от 4 до 5 тысяч рублей, для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, для организаций – от 200 до 300 тысяч рублей. При этом предусмотрена обязательная конфискация немаркированных алкоголя и табачных изделий.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт немаркированных товаров предусмотрена ст. 171.1 УК РФ. Уголовная ответственность наступает лишь в случаях, когда стоимость немаркированной продукции превысит крупный и особо крупный размер. Напомним, в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1,5 млн рублей.

Согласно ч. 1 ст. 171.1 УК РФ, производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт непродовольственных товаров без маркировки наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей.

Самые строгие санкции предусмотрены за оборот немаркированных алкоголя и табачных изделий. Данное деяние, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 120 тысяч рублей (ч. 5 ст. 171.1 УК РФ). Причем крупным размером здесь признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и табачных изделий, превышающая 100 тысяч рублей (прим. 2 к ст. 171.1 УК РФ)




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Обязательная маркировка товаров: подробности для бухгалтера

Отключить мобильную версию