Акцизная марка на табачные изделия – это вид косвенного налога (акциз), оплачиваемый за счет покупателя и включаемый в стоимость товара. За счет этого сбора вырастает не только качество, но и цена товаров.
Акцизная марка на табачные изделия является своего рода знаком качества алкогольной продукции, который означает, что продукт прошел сертификацию, изготовлен согласно требованиям государственных стандартов и его качественные характеристики находятся на самом высоком уровне. Таким образом, акцизная марка на табачные изделия выступает гарантией того, что продукция безопасна, прошла все необходимые проверки, и налог за ее изготовление или импорт государству был оплачен в полном объеме.
Согласно подпункту 5.3.5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, выдачей специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, занимается Федеральная налоговая служба России.
К нормативным правовым актам, которые регулируют вопросы выдачи специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, относятся следующие документы:
федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»;
постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 № 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции»;
административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче специальных марок для маркировки табачной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.02.2013 № 20н.
Специальные марки приобретаются лицами, осуществляющими производство табачной продукции, на условиях предварительной оплаты указанных марок в территориальных налоговых органах (управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации или межрегиональных инспекциях Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам) по месту осуществления производства табачной продукции (пункт 3 Правил изготовления специальных марок, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных специальных марок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 № 27).
Чтобы получить специальные марки, необходимые для маркировки табачной продукции, которая производится на территории Российской Федерации, производители табачной продукции должны представить в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам или в Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по месту осуществления производства табачной продукции следующие документы:
Заявление, которое заполнено способами, обеспечивающими его однозначное прочтение, подписанное заявителем и заверенное печатью заявителя;
Отчет об использовании заявителем выданных специальных марок, подписанный заявителем и заверенный печатью заявителя.
Учет специальных марок, полученных производителями табачной продукции, ведется материально ответственным лицом, за которым закреплено право получения, хранения, учета и выдачи специальных марок для нанесения их на табачную продукцию. Информация о специальных марках, полученных производителями табачной продукции, отражается в журнале учета специальных марок, поступивших производителю табачной продукции.
Учет специальных марок, подлежащих уничтожению, ведется производителем табачной продукции в журнале учета уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих требованиям к образцам специальных марок.
Указанные журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, опломбированы, подписаны руководителем организации и (или) главным бухгалтером организации (индивидуальным предпринимателем) и выданы под расписку материально ответственному лицу производителя табачной продукции (индивидуальному предпринимателю). Журналы учета специальных марок подлежат хранению производителем табачной продукции не менее 3 лет.
Производители табачной продукции должны хранить специальные марки в помещениях, которые:
служат для хранения марок и для проведения операций, связанных с получением и выдачей марок;
размещаются в зданиях по месту нахождения производителей табачной продукции;
имеют прочные перекрытия пола и потолка (бетонные);
изолированы от других служебных и подсобных помещений капитальными стенами;
закрываются на внешнюю и внутреннюю двери;
соответствуют правилам пожарной безопасности, в том числе оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения.
Специальные марки, которые:
- получены, но не использованы производителем табачной продукции;
- оказались поврежденными:
во время транспортировки от территориального налогового органа до производителя табачной продукции;
во время хранения у производителя табачной продукции;
или при нанесении на табачную продукцию
подлежат уничтожению производителем табачной продукции в присутствии должностного лица территориального налогового органа.
Уничтожение производителем табачной продукции специальных марок проводится на основании акта об уничтожении специальных марок. К акту об уничтожении специальных марок должны быть приложены листы бумаги, подлежащие уничтожению, со специальными марками, которые наклеены на эти листы следующим образом:
специальные марки наклеиваются так, чтобы четко просматривалась центральная часть марки;
специальные марки наклеиваются без складок и неровностей;
при разрыве специальной марки отдельные ее части должны быть соединены.
Акт об уничтожении специальных марок составляется в двух экземплярах и подписывается материально ответственным лицом со стороны производителя табачной продукции и должностным лицом территориального налогового органа.
Первый экземпляр акта об уничтожении специальных марок остается у производителя табачной продукции, второй экземпляр акта об уничтожении специальных марок вручается должностному лицу территориального налогового органа.
Производители, поставщики и продавцы за несоблюдение требований об обязательной маркировке несут как административную, так и уголовную ответственность.
Административная ответственность за нарушения требований о маркировке установлена ст. 15.12 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной статьи, производство немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей. Дополнительно к штрафу назначается конфискация всей немаркированной продукции.
Продажа продукции без маркировки квалифицируется как нарушение по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ. Штраф для физлиц составляет от 2 до 4 тысяч рублей, для ИП - от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц - от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией продукции. Такие же санкции предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта немаркированной продукции.
Производство немаркированных сигарет, помимо конфискации продукции, повлечет также штраф для ИП в размере от 10 до 15 тысяч рублей. Штраф для юридических лиц составит от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией (ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ).
Самые большие штрафы предусмотрены за оборот табачных изделий без маркировки (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ). Штраф для физлиц по данному составу нарушения составляет от 4 до 5 тысяч рублей, для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, для организаций – от 200 до 300 тысяч рублей. При этом предусмотрена обязательная конфискация немаркированных табачных изделий.
Уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт немаркированных товаров предусмотрена ст. 171.1 УК РФ. Уголовная ответственность наступает лишь в случаях, когда стоимость немаркированной продукции превысит крупный и особо крупный размер. Напомним, в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1,5 млн рублей.
Согласно ч. 1 ст. 171.1 УК РФ, производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт непродовольственных товаров без маркировки наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей.
Самые строгие санкции предусмотрены за оборот немаркированных табачных изделий. Данное деяние, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 120 тысяч рублей (ч. 5 ст. 171.1 УК РФ). Причем крупным размером здесь признается стоимость немаркированных табачных изделий, превышающая 100 тысяч рублей (прим. 2 к ст. 171.1 УК РФ).
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.