Хеджирование – это определенные меры для страхования рисков, возникающих на финансовых рынках.
Иными словами хеджирование – это договор на покупку или продажу чего-либо по определенной цене в будущем, который заключается с целью минимизирования риска от колебания цен на финансовом рынке. Таким образом, зная будущую цену субъекты могут застраховать себя от неожиданной динамики цены.
Отметим, что хеджерами называются лица, которые страхуют свои риски или же сами страхуются от риска.
Преимущества хеджирования заключаются в следующем:
минимизируются ценовые риски;
снижаются операционные риски, связанные с деловым циклом (графики поставок, отгрузок и т. д.);
ликвидируется фактор неопределенности, растет информационная прозрачность и прогнозируемость;
повышается стабильность и финансовая устойчивость;
система принятия управленческих решений становится более гибкой за счет широкого диапазона контрагентов, инструментов и параметров сделки;
снижается стоимость привлечения капитального и долгового финансирования.
Вместе с тем рассмотренный механизм страхования не является панацеей от всех бед, поскольку имеет ряд существенных недостатков:
осознанный отказ от вероятной бонусной прибыли;
лишние расходы на открытие и выполнение обязательств по хеджирующим сделкам;
риск изменений в законодательстве в экономической и налоговой политике (введение пошлин, сборов, акцизов). В этой ситуации хедж не только не защитит, но и приведет к убыткам;
биржевые ограничения;
увеличение количества и усложнение структуры сделок.
Стратегия – это совокупность инструментов и способов их применения для минимизации ценовых рисков. Отметим, что применяя различные виды хеджирования можно выстроить свою, уникальную методику защиты.
Виды хеджирования можно классифицировать следующим образом:
по типу хеджирующих инструментов;
по типу контрагента;
по величине страхуемых рисков;
по отношению к времени заключения базовой сделки;
по типу актива;
по условиям хеджирующего контракта.
На практике различают:
биржевые хеджирующие контракты, которые открываются только на биржах. При этом в сделке присутствует третья сторона;
внебиржевые хеджирующие контракты – это договоры, которые заключаются за пределами биржи (прямо или через посредника), носят разовый характер, не обращаются на рынке, не являются самостоятельными торгуемыми активами.
По типу хеджирования выделяют хедж покупателя и хедж продавца.
Хедж покупателя (инвестора) – когда компания планирует купить товары и хочет уменьшить риск, связанный с ростом цены. То есть хедж покупателя (инвестора) заключается в страховании возможных рисков покупателя, связанных с вероятным ценовым ростом или потенциальным ухудшением условий сделки.
К ухудшениям условий сделки можно отнести:
отсутствие или недостаточный объем предложения;
неудобные условия и сроки поставки.
Какие именно операции хеджирования подойдут покупателю (инвестору)? Способом хеджирования в таком случае будет приобретение форварда, покупка фьючерсного контракта, покупка опциона «колл» или продажа (реализация) опциона «пут».
Хедж продавца – когда при планировании покупки партии товара компания желает уменьшить риск из-за возможности уменьшения цены. То есть хедж продавца заключается в страховании рисков продавца, связанных с вероятным ценовым падением или ухудшением условий сделки (например, недостаточный спрос).
Какие операции хеджирования подойдут продавцу? Способом хеджирования в таком случае будет продажа (реализация) форварда, фьючерсного контракта, приобретение (покупка) опциона «пут», продажа (реализация) опциона «колл».
На практике выделяют:
полное хеджирование. В этом случае хеджирование охватывает весь объем страхуемой сделки;
частичное хеджирование. В такой ситуации применяемый метод хеджирования относится только к части объема сделки. Частичное хеджирование целесообразно применять в случае наличия низкой вероятности рисков.
На практике различают:
классическое хеджирование – хеджирующая срочная сделка заключается после сделки с защищаемым активом (например, покупка опциона на продажу имеющихся акций);
предвосхищающее хеджирование – хеджирующая срочная сделка заключается задолго до момента покупки или продажи защищаемого актива (пример: покупка фьючерса).
На практике выделяют:
чистое хеджирование – хеджирующий контракт заключается на тот же (базовый) тип актива;
перекрестное хеджирование – контракт заключается на альтернативный тип актива (как правило, дополняющий или заменяющий базовый). Пример: потенциальный инвестор хочет защититься от роста цен, но заключает фьючерс не на акции, а на биржевой индекс.
Одностороннее хеджирование – потенциальные убытки (или прибыли) от изменения цены полностью ложатся на плечи только одного участника сделки (покупателя или продавца).
Двухстороннее хеджирование – потенциальные убытки (или прибыли) делятся между покупателем и продавцом.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.