Расходы будущих периодов (РБП) — это затраты, произведенные организацией в предшествующем и/или отчетном периодах, но подлежащие включению в себестоимость продукции (работ, услуг) в последующие периоды деятельности организации.
Без них невозможно получить доходы в будущем. При этом отметим, что расходы будущих периодов существуют только в бухгалтерском учете.
Главная задача при учете расходов будущих периодов - это разграничить понесенные организацией затраты на расходы и на активы, а затем выделить отдельный самостоятельный объект - расходы будущих периодов.
Определяющие факторы для признания актива - это его подконтрольность организации и возможность получения от него экономических выгод, то есть притока денежных средств. А экономические выгоды актив принесет, когда он может быть:
использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
обменен на другой актив;
использован для погашения обязательства;
распределен между собственниками организации.
Это определение позволяет отнести те или иные затраты к расходам будущих периодов в качестве актива.
А бухгалтеру следует сформировать критерии такого отнесения (по видам затрат с учетом специфики отрасли) и закрепить их в бухгалтерской учетной политике.
Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Положениями по бухгалтерскому учету предусмотрены всего два вида затрат, которые следует признавать в составе расходов будущих периодов:
затраты, понесенные в связи с предстоящими строительными работами. Например, материалы, переданные на строительную площадку;
лицензионное программное обеспечение (ПО).
Помимо этого, организация может признать расходы будущих периодов и в других случаях.
Обычно так делают, если ни в одном из Положений по бухгалтерскому учету не говорится, как учитывать затраты определенного вида, но, по мнению бухгалтера, эти затраты надо списывать в расходы постепенно в течение нескольких лет.
Традиционно в бухучете в качестве расходы будущих периодов учитываются затраты, которые в налоговом учете списываются на расходы постепенно. Это, например, расходы на сертификацию продукции и расходы на добровольное медицинское страхование (ДМС).
Не относятся к расходам будущих периодов выданные авансы, в т.ч. расходы на подписку.
Не надо учитывать как расходы будущих периодов и расходы на выплату отпускных, в т.ч. если был создан резерв на оплату отпусков, а его суммы оказалось недостаточно.
В этом случае - так же как в ситуации, когда резерв вообще не создавался, - отпускные начисляются по дебету счетов учета затрат (20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и т.д.).
Учет расходы будущих периодов ведется на счете 97 "Расходы будущих периодов".
По дебету счета 97 отражаются понесенные затраты (например, на получение сертификата), а по кредиту - постепенное списание этих затрат в расходы (например, в течение срока действия сертификата).
Проводки по учету и списанию расходов будущих периодов будут такие:
Проводка |
Операция |
Д 97 - К 51(60) |
Затраты учтены как расходы будущих периодов |
Д 20 (26, 44, 91) - К 97 |
В расходы включена доля расходов будущих периодов, относящаяся к текущему периоду |
НК РФ установлено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
Иначе говоря, для того, чтобы определить период списания расходов в налоговом учете налогоплательщик должен руководствоваться условиями документов, которыми оформлена сделка.
Если из документов вытекает, что расходы относятся к нескольким отчетным периодам, то учитывать их при налогообложении прибыли налогоплательщик должен в течение всего этого срока.
Например, сумма разового платежа за право использования товарного знака относится в состав налогооблагаемых расходов равномерными платежами в течение срока действия лицензионного договора.
Если из имеющихся документов невозможно определить срок, к которому относятся расходы, то организация должна определить этот срок самостоятельно.
В бухгалтерском балансе расходы будущих периодов отражаются:
либо отдельной статьей в группе статей "Запасы";
либо как отдельная группа статей в разделе "Оборотные активы".
При этом в балансе указывается дебетовое сальдо по этому счету (остатки расходов, не списанные по состоянию на конец отчетного периода).
Инвентаризация расходов будущих периодов - это сверка оборотов и остатков по счету 97 с данными первичных документов (бухгалтерских справок на списание расходов будущих периодов ).
Делается это для того, чтобы удостовериться в своевременном и правильном списании расходов будущих периодов.
Результат инвентаризации оформляется актом по форме N ИНВ-11.
Инвентаризация расходов будущих периодов проводится в рамках ежегодной инвентаризации.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.