Бухгалтерская проводка (бухгалтерская запись) — это запись в бумажном журнале или в компьютерной базе данных об изменении состояния учитываемых объектов.
Обычно бухгалтерская проводка состоит из описания дебетуемого и кредитуемого объекта учёта, а также числовых характеристик изменения, например, количества и стоимости.
Можно сказать, что бухгалтерская проводка это способ регистрации хозяйственных операций одновременно на двух разных, но экономически взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта в равных суммах.
Бухгалтерская проводка составляется только на основании первичных учетных документов.
Для составления бухгалтерской проводки необходимо выполнить следующие действия:
определить экономическое содержание объекта;
признать объект учета;
технически отразить объект учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета по дебету и по кредиту.
В бухгалтерии существуют два вида бухгалтерских проводок:
- простые проводки – это проводки, в которых корреспондируются два счета.
Пример:
Операция по выдаче из кассы заработной платы работникам предприятия в размере 100 000 руб. будет отражена проводкой:
Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит счета 50 «Касса» -100 000 руб.;
- сложные проводки – это проводки, которые затрагивают более двух корреспондирующих счетов.
Причем сложные проводки бывают двоякого рода.
В первом случае, когда дебетуется один счет и одновременно кредитуется несколько счетов. При этом сумма кредитуемых счетов равна сумме дебетуемого счета.
Пример:
Операция поступления на расчетный счет выручки от продажи продукции на сумму 100 000 руб. и от продажи основного средства на сумму 50 000 руб. может быть отражена сложной проводкой:
Дебет счета 51 «Расчетные счета» 150 000 руб.
Кредит счета 90 «Продажи» 100 000 руб.
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» 50 000 руб.
Эту сложную проводку можно представить двумя простыми, а именно:
Дебет счета 51 «Расчетные счета» Кредит счета 90 «Продажи» - 100 000 руб.;
Дебет счета 51 «Расчетные счета» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» - 50 000 руб.
Во втором случае кредитуется один счет и одновременно несколько счетов дебетуется: при этом сумма дебетуемых счетов равна сумме кредитуемого счета.
Пример:
От поставщика поступили материалы на сумму 10 000 руб. и оборудование к установке на сумму 50 000 руб.
Сложная бухгалтерская проводка этой операции будет осуществлена следующим образом:
Дебет счета 10 «Материалы» 10 000 руб.
Дебет счета 07 «Оборудование к установке» 50 000 руб.
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 60 000 руб.
Эту сложную проводку можно представить двумя простыми, а именно:
Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 10 000 руб.;
Дебет счета 07 «Оборудование к установке» счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 50 000 руб.
Применение сложных проводок сокращает количество учетных записей, что в свою очередь, экономит время, необходимое для осуществления учетных и аналитических функций.
По характеру отражаемых данных проводки бывают:
а) реальные;
б) условные;
в) уточняющие.
Реальные проводки применяются для отражения хозяйственных операций, фактов, явлений действительно совершившихся (Например, получение кредита, начисление и выдача заработной платы и др.).
Условные проводки возникают как результат методологии учета, хотя в реальной действительности операция не
совершалась, но бухгалтерская проводка составляется. Они применяются в двух случаях:
– для переноса показателей;
– для уточнения показателей.
Например:
закрывается счет реализация и определяется финансовый результат.
включаются расходы по управлению в издержки производства (расходы по управлению учитываются на счете «Общехозяйственные расходы», и при их включении в издержки производства никакого хозяйственного факта не происходит).
К уточняющим проводкам относятся исправительные проводки, а также проводки по списанию калькуляционной разности по счетам процесса производства.
Уточняющие проводки бывают:
а) дополнительные – составляются обычными чернилами, их сумма увеличивает обороты по счетам;
б) сторнировочные – составляются красными чернилами и при подсчете итогов красная сумма вычитается.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.